Начало декабря 2011 ознаменовалось самыми крупными гражданскими протестами за все время путинской стабильности. Ни кампания против монетизации льгот в 2005-м, ни выступления националистов на Манежке почти за год до этого не смогли сравниться с митингами против фальсификаций итогов выборов в Государственную думу V созыва.

Вопреки широко распространенному мнению, протест не являлся стихийным. Многие ждали, что результаты выборов сфальсифицируют. Вопрос был в другом – насколько. Эту тему активно пиарили либералы и националисты. "ЕР – партия жуликов и воров" – около года внушал своей пастве тогда ещё просто блогер Алексей Навальный. Об акциях, посвященных грядущим выборам 4 ноября 2011 года, заявили и националисты.

Но даже самые откровенные эротические фантазии Российского либерала не могли и близко вообразить двух вещей: масштабов фальсификаций и насколько от них "пригорит" у граждан.

"Вы нас даже не представляете" – звучал один из лозунгов протестующих. Охреневшая от ощущения собственной вседозволенности вертикаль власти изменила результаты голосования так, что даже у видавших многое завсегдатаев российской политики отвисла челюсть.

Зачем олигархи, бюрократы и siloviki, у которых на тот момент дела шли не так уж плохо, пошли на подобное?

Во-первых, они пыталась кавалерийским наскоком закрепить возможность безнаказанно врать, пилить и воровать. В жирные нулевые коррупция стала механизмом, без которого система уже не могла функционировать. И российских чиновников и олигархов это более чем устраивало. "От канцлера, до последнего протоколиста все крало и все было продажно, - так сказал Александр Пушкин про чинуш державы Российской", - пелось в одном из гимнов Болотной. Аллегория не была преувеличением. Именно к 2012 году, вчерашние братки из 90-х уже окончательно легализовались в статусе уважаемых людей, перестав по малейшему поводу стрелять друг в друга. И стали заниматься ровно тем же самым, что и раньше, но на другом уровне. Естественным желанием для новоявленной элиты было устранить любые препоны своему доминирующему положению.

Во-вторых, фальсификации были попыткой правящего класса "проверить на прочность" граждан России – стерпят или можно измываться дальше? Не стерпели. Помимо Москвы, Питера, Новосибирска, Екатеринбурга протест покатился по периферии. Крупные митинги прошли в Ижевске, Барнауле, Архангельске, Томске.

Не будем описывать здесь ход протестной волны. Её начало, расцвет и указание подробно описаны в сотнях источников. Гораздо больше нас интересует, как она изменила существующий политический пейзаж, почему потерпела поражение и чему учит любого человека, интересующегося политикой.

Именно из Болотного протеста ведут свою родословную НОД, Суть времени и прочие организации, яростно защищающие нынешний режим. Именно их сторонники и лидеры призывали "не раскачивать лодку" на Поклонной площади. Так же компанию им составлял переобувшийся в оппозиционера, ныне функционер Левого фронта Максим Шевченко. Именно отношение к тем событиям является лакмусовой бумажкой, по которой можно отличить оппозиционеров от охранителей.

Также протестная волна доказала необходимость формирования в оппозиционном спектре РФ крупных, отличающихся друг от друга, но при этом сотрудничающих вместе организаций федерального уровня.Тогда, в 2011 году ни одна политическая сила оказалась не готова к подобному развитию событий. Вывод – федеральная организация не создается в ходе протестов. Процесс должен идти заранее. Сегодня этот опыт активно воспроизводит Навальный. Очередь – за марксистами и левыми.

Важно и то, что «карнавала не будет». Для многих протестующих митинги были ни к чему не обязывающим хеппенингом, способом драйвово провести время, покричать "мы здесь власть". Но как только власть начала закручивать гайки, протест быстро пошел на нет. Модные художники, представители креативного класса либерального толка "отписались от движа" и ныне топят за Крым. Так же как их "креативные" собратья из ДР. Например, Захар Прилепин, недавно вступивший в ОНФ.
Вывод: тусовщиков нафиг с пляжа.

Есть и позитивные выводы. Волна маркситских кружков, рост анархистских групп сегодня ведут свои корни из двух проигранных сражений левых: 2011 – 2012 в России и 2013 – 2014 на Украине. Ведь проигранное сражение не означает проигранной войны. Во многом Болотная послужила стартом для формирования в России полноценного левого и маркситского движения, так как ни КПРФ ни РКРП оказались не способны эффективно вести борьбу в реалиях российского капитализма 21 века.

Что же делать теперь? 7 лет назад власть успешно реализовала сценарий раздробления потенциального протестного электората. Воспользовавшись тем, что в значительной степени протестующими были жители крупных городов власть вешала малоимущим лапшу о том, как "креативный класс" бесится с жиру. Хотя на митингах было много таких же малоимущих студентов и работников умственного труда. Не давайте себя обмануть. И рабочий на заводе, и учитель - одинаковые жертвы людоедской капиталистической системы.

Следующим проколом была отдача протеста в руки либералов. Право слово, смешно было смотреть, как голосом протеста становились такие "убежденные оппозиционеры" как Ксения Собчак или Борис Немцов. И сейчас лозунг "Никакого доверия буржуазным политикам" звучит весьма актуально. Протест будет ими активно продан в своих шкурных интересах, так что не ведитесь, не добавляйте им хайпа.

И последнее, самое важное. Очевидно, что повторения Мая 68 - го уже не будет. Власть научилась подавлять уличный протест, не подкрепленный ничем, кроме массы людей на площадях и громких лозунгов. Она всячески будет противопоставлять друг другу протестующих и тех, кто в это же время стоит на рабочей смене. Именно поэтому, если мы хотим победить, мы должны научиться соединить в одно целое волну уличных протестов, забастовок, акций студенческого неповиновения и иных форм гражданского сопротивления.

Проигранная битва - не проигранная война. Remember, remember the....