В Пекине завершился XIX съезд Коммунистической партии Китая. Съезды эти - событие практически рутинное. И не вызывающее обычно никаких эмоций ни у коммунистов, ни у социалистов, ни у левых вообще. Лишь нежизнеспособные наследницы КПСС на постсоветском пространстве как-то реагировали на происходящее, и реликты вроде КНДР, Вьетнама и Кубы традиционно направили свои поздравления своим "старшим братьям" из КНР.

Тем не менее, съезд Компартии прошёл не так прозрачно и предсказуемо как ожидалось. Генеральный секретарь КПК и председатель Китая Си Цзиньпин внезапно решил покосплеить Иосифа Сталина, то есть воздвигнуть себе нерукотворный памятник ещё при жизни. Имя действующего руководителя партии внесли в партийной устав, что можно назвать прецедентом. В уставе до этого момента присутствовали ссылки только на двух руководителей КПК, непосредственно на незабвенного председателя Мао и реформатора Дэна Сяопина. Имя Сяопина, к слову, было внесено в устав после смерти "великого марксиста". То есть на подобный поступок китайцы не решались со времён Мао. Примечательно, что теперь любая критика Си Цзиньпина может рассматриваться как критика самой Коммунистической партии.

Кроме того, Си Цзиньпин в этот раз не назвал своего вероятного преемника, и на съезде на это не было даже намёков. Хотя, в отличие от многих европейских партий, где линиями размежевания на фракции становятся взгляды, в современной КПК основой деления на группировки является сеть патрон-клиентских отношений и личной лояльности, сложившаяся вокруг какого-нибудь лидера. Какой-то функционер выдвигается на руководящие позиции и тянет за собой людей, с которыми работал раньше в той или иной провинции или продвигает кадры из организации, которой он долгое время руководил.

Политика Китая на международной арене, по всей видимости, останется прежней. Экономические реформы могут, правда, замедлиться из-за усиления борьбы с коррупцией и сворачивания полномочий партийных чиновников на местах.

Да и для китайских трудящихся ничего не поменяется. Разве что партийного контроля в их жизни станет больше. Группировка, которую представляет Си, укрепила свою власть и у эксплуататоров с партбилетами КПК появился новый идеологический инструмент для подавления инакомыслия и обоснования эксплуатации наёмных работников "во имя построения социализма с Китайской спецификой". Китайцам предстоит познать всю прелесть партийной диктатуры ... вкупе с неолиберальной экономической политикой государства.