Печальный штрих к портрету эпохи: о столетии Комсомола люди сегодня узнавали из поздравлений Валентины Матвиенко и губернаторов — высшего круга лиц капиталистического государства, против которого первые комсомольцы боролись 100 лет назад. Что такого с нами случилось, что историческая память перевернулась с ног на голову?

Взглядитесь в лица тех, кто вступал в Комсомол первых призывов, в 10-х и 20-х годах. Суровый, волевой, иногда недоверчивый взгляд. Взгляд человека, готового постоять за себя в драке. Многие из тогдашних комсомольцев были выходцами из самых бедных слоёв населения или даже беспризорниками. Они воспитывались улицей. Голод, холод, необходимость сражаться за своё будущее закаляли их характер. Ленинский союз молодёжи лишь задал направление их воле, проложил рельсы, но каркасом этого локомотива были сами комсомольцы, а топливом стала жажда борьбы. "Гвозди б делать из этих людей - не было б в мире крепче гвоздей".

Имеет ли это хоть какое-нибудь отношение к комсомольцам последних лет Советского Союза? Тошнотворно сытые лица, размякшие от неустанной государственной заботы умы и тела, привилегии для самых прилежных и послушных, ритуальное отношение к делу строительства коммунизма.

Ах да... жажда... У некоторых была жажда, но совершенно другого рода, чем у далёких предшественников первых призывов. Из комсомольцев 80-х вышли одни из самых успешных российских олигархов, вроде Ходорковского и Суркова. На правах молодой опоры разваливающегося советского режима они получали эксклюзивные права торговать товарами по рыночным ценам посреди ещё плановой экономики. И именно через это получили свой первый капитал, который затем был многократно приумножен в 90-е.

Кого же нам стоит поздравить со столетием Комсомола в этот замечательный день? Олигархов, которые благодаря ВЛКСМ сколотили своё состояние? Нынешних пенсионеров — бывших комсомольцев, без боя сдавших страну? Или, может быть, уже умерших комсомольцев 20-х годов прошлого века, пришедших бы в ужас, расскажи мы им, что стало с Советским Союзом?

Дата есть, но поздравлять не с чем. Поздравлять друг друга будем, когда сами проявим себя не хуже предшественников.