Согласно недавнему исследованию Высшей школы экономики и Института исследований и экспертизы Внешэнокомбанка, 89% всех финансовых активов, 92% всех срочных вкладов и 89% всех наличных сбережений сосредоточены в руках 3% самых богатых граждан России.

Интересно, что это исследование можно считать наиболее точным: более ранние изыскания Росстата были выполнены на основе анализа данных статистики налогов, мягко говоря, не совсем точно отображающих реальность из-за масштабов теневых доходов российских сверхбогатых. Новое же исследование основано на данных обследований и банковской статистики, а также сопоставления потребительских финансов населения и макроэкономической статистики, что позволило получить более ясную картину. Которая сильно отличается от данных Росстата (по которым на 20% самых богатых россиян в 2013 году приходилось «всего» 42-45% всех финансовых активов).

Аналитики указывают, что с 2013 по 2018 год реальные доходы сверхбогатых всё же уменьшаются, в то время как доходы беднейшей части россиян растут. Однако уменьшается и задолженность сверхбогатых, а вот сбережения в наличных деньгах и ценных бумагах растут. У бедных же всё иначе – доходы остались на прежнем уровне, зато задолженность растёт. Так что, когда вы читаете новости в духе «Россия ставит новые рекорды по количеству долларовых миллионеров» – это можно смело расценивать как «и новые рекорды по бедности и социальному неравенству».

Некоторые считают эту ситуацию нормальной. Мы же говорим о необходимости формирования новой политической силы, вокруг которой могли бы сплотиться те самые 97%, которым должны принадлежать богатства страны.