Многие читатели, вероятно, помнят 90-е и начало 00-х годов с их музыкальными киосками, салонами видеопроката и публицистикой, сосредоточенной сугубо в печатных журналах и газетах. При этом надо заметить, что если в столице был более-менее серьёзный выбор для киноманов, меломанов и прочих потребителей культурных продуктов, то провинция здесь в известной мере страдала. Автор данных строк помнит, как сложно (а порой и вовсе невозможно) было ещё десяток лет назад найти пластинку какого-нибудь андерграундного или приближенного к андеграунду исполнителя. Видеопрокат и киоски с VHS (кто-то помнит, что это такое?) также не изобиловали выбором. Да что там говорить – даже с книгами была порою напряжёнка.

Всё изменилось с развитием высокоскоростного Интернета, вторжением в нашу жизнь торрентов, файлообменников, соцсетей и т. д. Кажется, подобного рода изменения можно назвать «маленькой культурной революцией». Разумеется, Интернет открыл широкий коридор для дальнейшего ухода человека от действительности в мир иллюзий и фантазий, что обычно обозначается в психологии термином «эскапизм». Но он же дал немыслимые доселе просторы для свободного распространения информации и обмена ею.

И вот на днях стало известно, что с 1 мая будущего 2015 года вступит в силу новое «антипиратское» законодательство, касающееся нелегального распространения информации в Рунете. В связи с этим предлагаем посмотреть, каким образом эти нововведения затронут интернет-пользователей (то есть большую часть населения страны), а также какие интересы здесь реализует правящая бизнес-элита.

Правообладатель может обратиться в суд и потребовать заблокировать спорный контент. Далее - целая процедура взаимодействия между владельцем ресурса, провайдером и оператором. То есть здесь выходит всё как в старой сказке: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.

350477

Ныне действующее антипиратское законодательство вступило в силу 1 августа 2013 года и пока защищает интересы только владельцев прав на видеоконтент. Правообладатель, обнаружив нелегально размещенный материал, может обратиться в суд субъекта РФ и потребовать в качестве обеспечительных мер заблокировать спорный контент на 15 дней. Далее предусмотрена целая процедура взаимодействия между владельцем ресурса, провайдером и оператором, которая довольно серьёзно может затормозить блокировку видео. То есть здесь выходит всё как в старой сказке: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Это может обернуться достаточно муторным процессом выдёргивания из интернет-пространств «репки» размещённой информации.

С 1 мая 2015 года действие антипиратского законодательства распространяется на все виды интеллектуальных прав за исключением фотографий: на музыкальные фонограммы, литературные произведения, софт и т. п. То есть именно на то, в поисках чего пользователи посещают Всемирную паутину.

Примечательно то, что под удар здесь попадают многие ресурсы. Начиная от файлообменников, социальных сетей и заканчивая любой страницей, где размещена хотя бы ссылка на «пиратский» контент. При этом блокировать неугодные сайты станет теперь донельзя просто.

Более того, здесь вводится механизм досудебного урегулирования споров. Для этого каждый владелец сайта должен будет указывать своё реальное местонахождение и электронный почтовый адрес, на который правообладатель может отправить заявление с требованием удалить незаконно размещенный контент. Владелец сайта обязан удалить информацию с сайта в течение суток или же предоставить доказательства того, что контент используется легально. Впрочем, санкций за неисполнение требований правообладателя не предусмотрено. Разбирательство может быть продолжено в суде. Повторное решение суда в отношении одного и того же ресурса в пользу одного и того же истца приведет к постоянной блокировке сайта. Роскомнадзор будет вести реестр заблокированных за пиратство сайтов.

Примечательно то, что под удар здесь попадают многие ресурсы. Начиная от файлообменников, социальных сетей и заканчивая любой страницей, где размещена хотя бы ссылка на «пиратский» контент. При этом блокировать неугодные сайты станет теперь донельзя просто.

PR20131016184652

Подобные «антипиратские» законы – это лишь последняя попытка капиталистов возвратить день вчерашний. Свободное распространение информации и разного рода контента – явление закономерное. Сокращение до минимума затрат на распространение, хранение данных (не важно – это аудио-, видеоматериалы или книжная продукция), а также мгновенная их транспортировка и повсеместная доступность автоматически уничтожает старую сущность информации как товара. Это мировая тенденция, сопротивляться которой сродни сопротивлению восходу солнца. Однако корпорации теряют здесь миллионы и миллиарды, а бюрократы недополучают свою долю в виде налогов и прочих поступлений. Вполне логичным образом они стремятся достать новую «золотую жилу». Торговля информацией в Интернете, как было показано выше, минимизирует все затраты и позволяет легко и непринуждённо наживаться, вложившись сугубо в изготовление произведения (в большинстве случаев данное слово можно поставить в кавычки). Пока что в подобном деле корпорациям помогают только сервисы вроде iTunes, что кажется «правообладателям» явно недостаточным. Это заставляет бизнес и связанных с ним бюрократов выдумывать и лоббировать подобного рода «антипиратские» законопроекты.

Более того, мы живём в мире, где информация становится всё более важной ценностью, а порой и оружием. Имея механизмы для её сдерживания, власть получает куда больший контроль над обществом, которое пока что рабски покорно, но в перспективе может выйти из повиновения.

Но неужто правящий слой не понимает всю утопичность своих планов, которые способны принести лишь временный эффект? Разумеется, понимает. Именно поэтому параллельно с упомянутым законопроектом разрабатывается ещё один, о котором говорят пока что не так много.

«Антипиратские» законы – это лишь последняя попытка капиталистов возвратить день вчерашний. Свободное распространение информации и разного рода контента – явление закономерное.

Курирует данный проект небезызвестный первый вице-премьер Игорь Шувалов, чьи влиятельные друзья – сплошь олигархи в диапазоне от Абрамовича до Усманова, а жена – этакая «золушка», домработница-миллиардер. Именно Шувалов поручил Минкультуры, Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минфину и Минюсту до 5 декабря разработать на основе предложенной Российским союзом правообладателей (РСП) концепции глобальной лицензии изменения в законодательство и правительственные акты.

РСП, совет которого возглавляет «дикий барин» Никита Михалков, предлагает, чтобы за размещенный в интернете контент платили операторы связи, а собирала деньги получившая государственную аккредитацию организация по коллективному управлению правами. То есть «правообладатели» на худой конец готовы примириться с широким распространением информации по сети, но всё же рассчитывают срубить с этого максимальный куш. Чем это обернётся для интернет-пользователей? Вероятно, повышением цен интернет-тарифов, потому что в таком случае мзда будет взиматься непосредственно с операторов.

431340889

Параллельно с этим нередко слышатся причитания в духе «на что же существовать «бедным” представителям искусства, когда тунеядцы качают всё с торрентов?». Однако те, кто лоббирует «антипиратские» законы, на самом деле меньше всего заботятся о большинстве авторов, для них авторы – лишь винтики в машине извлечения прибылей. И уж точно не таким людям, как упомянутый выше Никита Михалков, жаловаться на бедность, ведь по состоянию на 2013 год «барин» считается самым богатым кинематографистом России. Михалков владеет кинокомпанией ТРИТЭ, 10% акций ООО «ЧелПромДаймонд», а также, как упоминалось выше, возглавляет Российский союз правообладателей, в карман которого отчисляется 1% от продажи всей лицензионной медиа-продукции. Неплохо, не правда ли? Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять намерение любителя дореволюционной России и ему подобных буржуа от искусства максимизировать свои прибыли.

Помимо прочего, все эти кляузники, подобные Никите Сергеевичу, неплохо кормятся из рук Министерства культуры и прочих источников. В свою очередь, музыканты в России давным-давно зарабатывают преимущественно гастролями. Да и кинотеатры собирали бы полные залы, если бы заоблачные цены на билеты немного снизошли до грешной земли, а сама культура кино как-то внедрялась в массы.

«На что же существовать «бедным» представителям искусства, когда тунеядцы качают всё с торрентов?». Однако те, кто лоббирует «антипиратские» законы, на самом деле меньше всего заботятся о большинстве авторов, для них авторы – лишь винтики в машине извлечения прибылей.

Но нет – пока что мы видим, что бизнес, бюрократы и лижущие им пятки представители «искусства» мечутся из стороны в сторону. Они то пытаются наложить тотальные запреты, то каким-то способом угнаться за мировыми тенденциями.

Но сама логика прогресса готовит здесь их фиаско.