Город рабов. О зигзагах общественного развития

Пути истории извилисты и тернисты. Ступая по ним, человечество на подошвах своих захватывает груз прошлых эпох в виде пережитков, стереотипов и мифов. Иногда идти вперед становится так тяжело, что приходиться пятиться, наступая на уже пройденные выбоины истории, что неминуемо грозит переломами и ушибами. Сейчас мы, человечество, пятимся: увлекаемся религиозным фундаментализмом, шовинизмом, где-то выстраиваем почти что сословное общество, где-то – устраиваем националистические войнушки. И, почесывая затылок окропленными кровью пальцами, мы все чаще задумываемся, не настало ли время сменить парадигму движения, не исчерпали ли себя капитализм, парламентская демократия, либерализм?  

Двигаться, как было сказано, можно по-разному. Иногда – сразу в двух направлениях. В Советском Союзе одни шагали вперед навстречу социализму, другие цеплялись за «родимые пятна» капитализма: перерождались, спекулировали, фарцевали. 

При капитализме – все гораздо интереснее. Казалось бы, такая прогрессивная формация, с такими производительными потенциалами! А глядишь, хотя бы на примере нашей богоспасаемой – тут тебе и почти что феодальные властные отношения, основанные на личной лояльности государю и его окружению, и десекуляризация (сращивание религиозных организаций с государством) и даже… самое настоящее рабство.

Да-да, за последние годы немало статеечек об этой проблеме выходило в наших СМИ. А тут и ООН недавно подсчитала, что богоспасаемая, оказывается, входит первую в десятку стран по числу рабов. Подневольно в России трудятся 794 тысяч человек. На секунду, это как население среднего российского города. Представляете, целый город рабов в России XXI века! 

Ну как тут не усомниться в существовании прогресса. Дурили нас, оказывается, отцы-просветители Вольтер, Сен-Пьер и их наследнички! Дурили на протяжении почти что 300 лет! Обещали свободу, равенство, братство в грядущем, а оно вон как…

В оправдание просветителей, конечно, надо признать, что общество развивается неравномерно, но все-таки развивается. Где-то немного запаздывает, как в странах полуперифирии, где-то запаздывает сильно – как в странах третьего мира. Там у них и медицина недоступна, и население безграмотно, и детский труд, и даже местами голод встречается. А к ним, между прочим, относятся миллиарды человек на планете!

Немного цифр. Всего неграмотных в мире, по подсчетам организации The Word Only за 2014 год, – 758 миллионов. Большей частью – из Африки. В 2019 году ООН нас еще омрачила статистикой по детскому труду. Согласно ей, почти каждый десятый ребенок в мире работает по принуждению. Всего более 150 миллионов детских ручек! И да, согласно той же ООН, с начала 2020 года, – пока человечество «штырило» от стотысячных цифр погибших от COVID-19, – от голода поумирало свыше 7 миллионов. Но, правда, это все произошло где-то там, «у этих», в каких-то там разоренных веками колониальной экспансии Африках и Азиях. И да, там не было коммуняк, поэтому, наверное, никто особо на все это не обратил внимания. 

А с другой стороны, кто сказал, что разные способы производства в рамках одной экономической системы несочетаемы? Еще как сочетаемы! И история это не раз показывала. Так вполне сочетаемы были капиталистический Север и рабовладельческий Юг в США XIX века. Сочетаемы были весьма архаичная крестьянская община и капиталистическая фабрика в Российской империи. Сочетаемы, правда, до времени.         

XXI век, как мы могли убедиться, тоже от многоукладности не отказывается. Даже в России. Даже в собянинской Москве. В городе, где одни осваивают вполне сословные привилегии. Вторые озирают свои владения из-за кремлевской стены. А третьи – рабы, завезенные из ближнего зарубежья и обслуживающие праздник жизни столичной публики и ее гостей. О рабах и поговорим.

Как теряют свободу в XXI веке?

Как стать рабом в XXI веке? Как попасть в их невидимый и неведомый большинству город неволи? Навстречу ему ежечасно летят самолеты, плывут корабли, гремят поезда – но ни одна надпись на них не указывает, куда попадет их пассажир. И кассиры Аэрофлота или РЖД изумятся, если вы спросите у них билет…

Между тем, попасть может туда каждый, стоит хотя бы выйти из дома. Так, например, было с 38-летним Вячеславом Комаровым. Вот, что о нем написала газета «Московский комсомолец» в 2013 году: 

«Вячеслав Комаров вышел на привычную прогулку 1 мая этого года. После страшной травмы головы, полученной в автоаварии, вся его жизнь расписана по часам. Ему противопоказан физический труд, горы лекарств вошли в обычный рацион. Без них не протянуть и месяца... Вячеслав присел на лавочку у автобусной остановки на юге Москвы. Через несколько минут к нему подошли двое с неожиданным предложением – поехать поработать на кирпичном заводе в Дагестане. Инвалид II группы попытался как мог объяснить, что в трудоустройстве не заинтересован. Но вербовщики были настойчивы…»

Путешествие в Дагестан к кавказским акулам бизнеса чуть не стоило Вячеславу жизни. Если бы не опомнились родственники, если бы похищенному не удалось раздобыть телефон и дозвониться до них, скорее всего в этом мире на одного безвозвратно пропавшего без вести стало бы больше.

Наиболее многочисленная категория невольников в России – трудовые рабы, пишет The Insider. На втором месте – профессиональные нищие. На третьем – невольницы сексуального фронта. В первую категорию можно попасть, отправившись на заработки в другой регион и нарвавшись не на тех работодателей, а вернее работорговцев. Они отнимут у вас документы, вещи, припугнут физической расправой и продадут в услужение более удачливому, чем вы, и не менее предприимчивому господину. Это может быть владелец кирпичного завода в Дагестане или фермер в Калмыкии. Средняя цена трудового раба в России на 2016 год – около 20 тысяч рублей, утверждает Олег Мельников, возглавляющий движение «Альтернатива». Оно занимается розыском невольников по всей стране. Также среди тех, кто часто попадается на удочку – мигранты из СНГ. Это наиболее уязвимая категория трудящихся. Находясь на нелегальном положении, шарахаясь от ФМС, многие из них становятся легкой добычей наших капиталистических хищников.   

Во вторую категорию, то есть в число профессиональных нищих, обычно попадают инвалиды или немолодые женщины. Прельстившись вакансией домохозяйки или няни в столице, они приезжают в Москву, нарываются на «нищую мафию» и принуждаются зарабатывать деньги попрошайничеством. Вдобавок их нередко калечат новоиспеченные хозяева – так, для пущего эффекта. Один такой нищий в Москве за день для своего хозяина зарабатывает от 4 до 15 тысяч рублей. Средняя цена за такого раба-попрошайку – 50 тысяч рублей, утверждает Мельников. Помимо Москвы, «нищенская мафия» орудует в крупных городах регионального значения, таких как Санкт Петербург, Оренбург, Екатеринбург и Нижний Новгород.  

С сексуальным рабством все еще проще. Хотя проституция в России запрещена, торгующих своим телом от года в год  не становится меньше. Для очень многих «карьера» проститутки начинается с утраты контроля над своим товаром, то есть телом. Года два тому, в 2018-м, сразу ряд крупных российских СМИ, – РИА Новости, Сноб, «Московский комсомолец» и прочие, – разродился статьями о черных борделях Москвы, состоящих из рабынь-нигерийек. Нигер – одна из беднейших стран планеты. Более 65% населения не умеют читать и писать. Для немалой части жителей страны голод – по-прежнему проблема. А Россия, а тем более Москва для них – это то же самое, что для Шуры Балаганова из «Золотого теленка» аллеи Сан-Франциско. Что-то непонятное и нереальное. Чернокожих девушек заманивали в Россию, сулили образование, работу. А по приезде насиловали, принуждали отрабатывать долг за билет до Москвы и за проживание. Далее следовал Ад – 10-20 клиентов за день, без медобследований, но с побоями и угрозами расправы. Согласно Мельникову, цена на секс-рабыню в России варьируется от 70 до 150 тысяч рублей.

C:\Users\vinoa\Desktop\Рабство\v_rabstve_02.jpg

Рабы не мы…

А вот в СССР бизнеса по торговле рабами не было. Впрочем, никакого бизнеса не было. Иной либеральный остряк скажет, что рабами-де в Совке были все. Потому что нельзя свободно было продавать и покупать и вообще многое нельзя было. Но как-то так получилось, что всамделишные рабы в богоспасаемой появились именно тогда, когда торговать дозволено-таки было. 

Согласно докладу Сергея Рязанцева «Торговля людьми с целью трудовой эксплуатации и незаконная трудовая миграция в РФ», работорговля в России возникла практически сразу после развала Советского Союза. В 90-е годы наибольший размах она приобретает в воюющей Чеченской республике. Тогда людей похищали террористы с целью выкупа или трудовой эксплуатации. В Грозном, например, еще до 1999 года около площади Трех Богатырей действовал невольничий рынок. А историк и этнолог Валерий Тишков насчитал на территории воюющей Чечни более 46 тысяч рабов. Но если б история торговли живым товаром ограничивалась только злоумышлениями «злого чечена»...

Обнищание населения в 90-е, разорение целых регионов СНГ подготовили благодатную почву для возникновения самых беспощадных форм эксплуатации. На 2000 год свыше 42 миллионов человек в России проживало за чертой бедности. На фоне разрухи, когда миллионы недоедали, когда десятки миллионов потеряли работу и были вынуждены сводить концы с концами, простой человек оставался абсолютно беззащитным перед бандитствующим капиталом. 

Кроме того, Россия с начала 90-х становится крупнейшим центром международной миграции. Тогда же в русский язык из немецкого приходит слово «гастарбайтер». В переводе – «гость-работник». Когда-то в Третьем Рейхе немцы употребляли еще одно слово для иностранных трудовых ресурсов – «остарбайтер», а по-нашему – «гость с Востока». Остарбайтеров миллионами увозили с покоренных земель на немецкие заводы и фермы работать на победу «великой» Германии. На 1944 год их насчитывалось 7 миллионов 600 тысяч человек. Годы идут и сегодня уже Россия по количеству привлеченных из-за рубежа трудовых ресурсов вполне может посоревноваться с Рейхом. В 2013 году количество гастарбайтеров, по подсчетам НИУ ВШЭ, составляло около 7 миллионов человек. 

Труд гастарбайтеров особенно востребован в теневом секторе экономики, который предоставляет широкие возможности для бесконтрольной и самой беспощадной эксплуатации рабочих. На 2003 год его доля в ВВП по самым скромным подсчетам оценивалась в 22,4%. Тогда 75% иностранных трудящихся получало зарплату черным налом, подавляющее число (80%) работало без какого-либо письменного договора с работодателем. Соцопрос, проводимый среди гастарбайтеров, выявил, что 26-31% из них сталкивались с принудительным ограничением их передвижения и общения, 25-47% – с принуждением работать без гарантированной оплаты, 15-30% – с принуждением к оказанию секс-услуг, 23-24% – с изъятием документов, 25-35% – с угрозами и шантажом, 16-18% – имеют долговую зависимость от работодателя. 

В 2012 году немалый резонанс произвела история порабощения сотрудников продуктового магазина в московском районе Гольяново. В подсобке магазина в рабстве держали одиннадцать человек: женщин и мужчин из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Со слов освобожденных, хозяева магазина заставляли их работать «почти 21 час в сутки», лишали еды, избивали и насиловали. У некоторых в изоляции родились дети. У пострадавшей Касымовой, например, в неволе на свет появились мальчик и девочка. Последняя в возрасте двух лет умерла. 

Также волонтеры обнаружили рабов в подвалах соседних магазинов. Все они принадлежали одной семье. Магазином в Гольяново, где в подсобке держали невольников, владела Жансулу Истанбекова. Соседние торговые точки контролировали ее родственники: сестра и зять.   

C:\Users\vinoa\Desktop\Рабство\В магазине Гольяново.jpg

Ужасно! Мерзко! – скажите вы. Но не торопитесь. Это еще не самое ужасное. А самое ужасное, что магазин этот до сих пор работает, а хозяева по-прежнему эксплуатируют людей. Как именно сейчас они это делают, сказать не берусь, но факт остается фактом. Еще в ноябре 2012 года прокуратура Преображенского района Москвы закрыла дело о незаконном лишении свободы персонала магазина за отсутствием состава преступления. Жалобы на бездействие следователей российским судом также остались без внимания. Говорят, о грязном бизнесе знали и чиновники, и силовики, но закрывали глаза, получая положенный откат. 

А в 2016 году из магазина на улице Новосибирской в Гольяново сбежала еще одна рабыня – 20-летняя Несибели Ибрагимова. Вот, что она рассказала о «прелестях» своей жизни там: «Документы, вещи, телефон сразу забрали – сказали, потеряю. Днем кормили водой и старым замороженным хлебом, ночью заставляли пить водку – так, что имя свое забывали. В подсобке жил маленький ребенок пяти лет. Его били. Говорили, что он "остаток шлюхи". Общаться с людьми и выходить было нельзя – всюду камеры».   

Кроме того, еще задолго до злополучного разоблачения в 2002 году была осуждена родная сестра хозяйки магазина в Гольяново. Сестра содержала ряд торговых точек в Москве, и там тоже истязали и лишали свободы сотрудников. Тогда суд приговорил рабовладельца к пяти годам. Правда, отсидеть положенный срок ей так и не было суждено. В 2003 году ее помиловал сам В.В. Путин, «руководствуясь принципом гуманности». 

Государство вообще, надо сказать, как-то очень поздно обратило внимание на неожиданное возрождение рабства в наших широтах спустя почти что полуторавекового перерыва. Только в 2003 году был принят Федеральный закон №162, вносящий понятие «торговля людьми» и «рабский труд» в Уголовный кодекс РФ. Шестью годами ранее в закон еще было внесено понятие «торговля детьми».

С того самого времени особого концептуального прогресса в борьбе с этим страшным общественным пороком не наблюдалось. О недостаточности принятых мер, тем не менее, писалось много и всеми, кто только в курсе. Большая часть жертв работорговцев не спешит обращаться в правоохранительные органы, опасаясь преследований со стороны бывших хозяев. И нет целостной программы защиты этих людей, как нет и стратегии борьбы с торговлей людьми. 

А рабство тем временем только ширится, оставаясь глобальной проблемой. Торговля людьми занимает третье место по доходности после торговли наркотиками и оружием. Организация Walk Free Foundation в 2016 году насчитала 45,8 миллионов невольников. При этом этот бизнес, как и наркоторговля, давно приобрел транснациональный характер. «Живой товар» не только ввозят в Россию, его активно и экспортируют в другие страны, как по западным (через Литву) и южным направлениям (через Грузию), так и по восточным (через Китай). Это данные исследования 2005-ого года Салли Стокер и Луизы Шелли, консультантов Центра транснациональной преступности и коррупции (TraCCC). 

Из южных регионов России на Ближний Восток вывозят женщин и детей для сексуальной эксплуатации. Сексуальными работницами из СНГ полнятся курорты Европы и Америки. На Запад вывозят людей для трудовой эксплуатации. Китайские преступные группировки переправляют в Поднебесную трудовых мигрантов. Есть профессиональные вербовщики, зарабатывающие на перепродаже живого товара. Есть бизнесмены и сутенеры, которые пользуется их услугами. А есть и организации, просто наживающиеся на эксплуатации своих «клиентов» под разными предлогами. К ним, например, относятся нечистые на руку реабилитационные центры или религиозные организации.

Наверняка, вам приходилось встречать объявления о помощи «попавшим в трудную жизненную ситуацию», о помощи впавшим в нарко- или алкогольную зависимость. Только позвоните! Однако какой именно будет помощь, гадайте сами. Тем более, что помощь у нас просто так не предоставляют. Так при рыночной экономике не принято! Нужно отрабатывать. Подобным образом, очевидно, мыслил основатель организации «Преображение России» Андрей Чарушников. Как вы уже догадываетесь по названию, контора эта блюла религиозный имидж. «Клиентам» подсовывали Библию, приглашали различного духовного ранга и направления служителей культа. Вместе с тем, исповедуя «фундаментальную внеконфессиональность», организация успела сыскать от православной братии обвинения в сектантстве. А глядишь, если б сделала правильный духовный выбор, развивалась она и по сию пору. Но не судьба.

Один из клиентов конторы вот, что рассказал журналистам «Медузы» о «помощи», оказанной в реабилитационном центре. Попал он в киевский филиал организации в 2009 году, спасаясь от алкозависимости. Один из руководителей организации, – он сам велел называть себя «лидером», – тут же отобрал у «клиента» документы и телефон. Далее ознакомил с распорядком: нельзя никому звонить, курить, иметь отношения с противоположным полом и пить больше одного раза в месяц. А можно – бесплатно работать, есть баланду и мечтать когда-то куда-то сбежать из этого работного дома. У большинства из его обитателей проблема заключалась в том, что бежать было некуда. Они были бездомными.  

«Преображение России» в лучшие свои годы имело около 400 филиалов в России и СНГ. И все бы хорошо, если бы ее организатора Андрея Чарушникова не приговорили к девяти годам за преступления разной степени тяжести. В прокуратуре на него накатали 20 томов дела. Было выяснено, что «Преображение» похищало людей, удерживало силой, использовало неоплаченный труд. А еще следствие выяснило, что в 2004 году Чарушников убил своего «клиента» черенком от лопаты, заподозрив того в краже поросят. По итогу дела в 2011 году Верховный суд-таки запретил деятельность организации. 

Отдельная тема – эксплуатация в закрытых религиозных организациях – монастырях, сектах, православных приютах и т.д. Все они, как правило, выпадают из поля внимания государства, прежде всего его правового внимания. Что действительно творится за монастырской стеной может сказать только их жилец. Жизнь его регламентируется строгим уставом, а он может очень варьироваться, включать запреты на передвижение, на общение с близкими и т.д. На сознание послушников при этом оказывается серьезное психологическое воздействие, что не особо располагает их быть открытыми и общительными с чужими. Однако периодические скандалы вокруг учреждений РПЦ, наподобие того, что разразился вокруг Казанской духовной семинарии в 2012 году, – напомню, тогда стало известно о регулярных сексуальных домогательствах к семинаристам со стороны «святых отцов»-преподавателей, – заставляют подозревать самое неладное.  

А тут и некоторые деятели Церкви сами иногда сказанут нечто такое… феноменальное. Например, ныне покойный уже Всеволод Чаплин. Например, о рабстве и православии. «Главная проблема, современного православия, – как-то сказал он, – и, собственно говоря, России (потому что России нет без православия) – это то, что мы разучились быть рабами. Христианство – это религия сознательного и добровольного рабства. Рабская психология – это не какой-то скрытый подтекст, а норма мироощущения для православного христианина». Так говорил Чаплин.  

Должно быть, читатель на этом моменте должен схватиться за голову, начать причитать: «До чего мы докатились!» Ну, во-первых, не докатились – еще катимся. Вряд ли следует ожидать, что на фоне масштабного экономического кризиса, падения уровня жизни обозначенные проблемы сдуются и не будут расти. Тем более в России – с ее обширными территориями, где так легко затеряться человеку, с ее нищающей провинцией, где отношения между работодателем и рабочим порой приобретают сугубо криминальный характер. 

Во-вторых, наше оскотинивание, конечно, началось не вчера. Оно – это цена за возвращение в «Россию, которую мы потеряли». Разве никто нам не говорил, что та Россия – была «страной рабов», безграмотного, запуганного и полуголодного народа (естественно, если не брать во внимание господ)? 

А ведь этот же самый народ сотню лет назад, осваивая грамоту, составлял из букв: «МЫ НЕ РАБЫ, РАБЫ НЕ МЫ». С этой простой, ясной фразы народ обретал самосознание. А теперь, оказывается, что напрасно обретал. Да и не очень духовненько это про рабов, не православненько.

Альтернатива возможна

«Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвленна стала».

А. Радищев.

Чего скрывать, многие из нас живут по принципу: если что-то меня не задевает, значит этого для меня нет. Не задевает меня вид нищих на улице – значит и проблемы такой нет. Не натыкается взгляд на проявления угнетения и бесправия – значит и угнетение, и бесправие – это все с какой-то другой планеты. Не замечать – легче всего. Что может быть страшнее, неприятнее мысли, что общественное зло и людские страдания, которые есть его следствие, раскинулись в двух шагах от тебя. Что, пока ты наслаждаешься благами покоя и цивилизации – под тобой, рядом с тобой, вокруг тебя люди лезут на стену от безнадеги, унижаются, насилуются, продаются и покупаются. Иные задаются вопросом: как могли обыватели Берлина, Дрездена, Мюнхена 30 – 40-х годов спокойно жить, учиться, работать, зная, что в это время где-то на фабриках эксплуатировали рабов, что трубы лагерей дымили человеческим мясом? Но трубы эти до сих пор дымят, пока спит обыватель. Протрите глаза! 

О торговле людьми уже и фильмы выходят, и даже награды эти фильмы всякие почетные получают. В 2018 году свет увидел фильм Сергея Дворцевого «Айка». Он о киргизской мигрантке, которую преследование кредиторов и бесчеловечные условия жизни толкают на страшные шаги и ставят саму героиню на грань гибели. История разворачивается в Москве, городе контрастов, где невиданная для России роскошь и богатство сочетаются с дикой бедностью и бесправием приехавших на заработки «гостей с Востока», подвергающихся самой безжалостной эксплуатации. 

C:\Users\vinoa\Desktop\Рабство\315px-Ayka_poster.jpg

Натуралистическая драма Дворцевого была высоко оценена на Каннском кинофестивале. Самал Эльясовна, сыгравшая мигрантку Айку, стала первой на постсоветском пространстве актрисой, получившей приз за главную женскую роль на том фестивале. Снять картину режиссера подтолкнула сама жизнь. В 2012 году в одном из роддомов было оставлено женщинами-мигрантами порядка 240 детей из-за тяжелого материального положения. Этот случай сильно поразил автора. Его Айка тоже сталкивается с выбором, страшным для всякой матери: оставить ребенка, продать или погибнуть от бандитствующих кредиторов. В итоге – решается сохранить. Но при этом мы понимаем всю кошмарность, гибельность наваливающего на киргизскую женщину будущего. 

Можно сказать, что Айка, по сути, находится в долговом рабстве. Сейчас для очень многих оно снова становится реальностью. Читатель, быть может, помнит еще, как на школьных уроках истории нам рассказывали, как давным-давно, в какой-то там дремучей Древней Греции впавшие в долговую зависимость были понуждаемы продавать детей своих и жен?  И кому тогда не казалось все это чем-то далеким, а потому почти нереальным? Что же, денежно-кредитная политика неолиберализма делает нас ближе к предкам!  

Из года в год сейчас находятся и те, кто продает детей, и те, кто покупает. Самые отчаянные выставляют объявления в интернете.  Кто-то пытается делать бизнес. Так в марте 2020 года пять лет колонии получила Надежда Ляпунова из Нижнего Новгорода. Она пыталась сбыть младенца за 300 тысяч рублей. При этом даже не своего – чужого. Ребенка по поддельным документам забрала из роддома у матери. Оказалось, у самой Ляпуновой по документам пять детей. Родство их, однако, вызывает сомнение. Спустя несколько месяцев в златоглавой были арестованы восемь человек по обвинению в торговле младенцами. Среди них – все профессионалы: эмбриологи, репродуктологи, сотрудники центра суррогатного материнства. Об их бизнесе стало известно еще в январе, когда в одной из столичных квартир были найдены четыре младенца, один из них – уже не дышал. Всех их планировали переправить клиентам в Китай и Филиппины.    

Раскрываемость по таким преступлениям невелика. Их сложно отследить, в особенности в пору роста популярности суррогатного материнства. Это такой у нас способ торговли детьми, только законный, еще одна форма эксплуатации капиталом женского тела после проституции и порно. Только проституция и порно у нас запрещены, а выращивание младенчика для продажи – как бы нет. В общем, черт ногу сломит в этих наших порядках! При этом штука эта с суррогатным материнством работает избирательно. Кому-то можно пользоваться – например, Киркорову или Сергею Лазареву. Оба имеют детей от таких матерей. А кому-то нельзя. Так нельзя оказалось десятерым одиноким мужчинам из нашего 2020 года. Решение по ним принял Следственный Комитет, посчитав, что они могут быть геями. А это как-то не положено. Хотя, вроде как, Киркоров и Лазарев тоже были одинокими мужчинами и тоже… Ну, вы понимаете. Но на всякую зверюгу у нас найдется зверюга попородистее и с правами поровнее.   

Итак, мы опустились на очередное дно. Но дальше, конечно, есть еще куда падать, и есть что пробивать. Тем более, наша система для этого подготовлена – подготовлена с того самого момента, как тридцать лет назад нами было сказано: «Да – рыночному интересу». И разве никто не говорил нам тогда, что интерес этот может простираться куда как далеко. Не уследишь, как сожрет. Ведь стоит лишь признать однажды его безграничную власть, как завтра очередным товаром на рынке можешь оказаться ты сам. 

А мы по-прежнему верим этому интересу, верим, что нам-то удастся избежать его власти над нами. Верим в наш счастливый билет в страну дураков. На деле же билет этот приводит прямиком в лапы дельцов, в лапы спекулянтов на человеческих слабостях, в лапы рабства. Все счастливые билеты – обман. В особенности тогда, когда сулят счастье на фоне всеобщего несчастья, сулят богатство на фоне всеобщей бедности. 

Правда в том, что за счастье нужно бороться и желательно бороться всем вместе. Бороться с теми, кто посягает на него, с врагами свободы и справедливости. Не верьте жирным котам пропаганды! В их арсенале уже ничего не осталось, кроме страшилки, что «будет хуже». Но мы-то видим, что и так становится хуже. Мы видим, что наша система сулит нищету и порабощение многим и многим нашим согражданам. И еще мы видим, что нет предела дикости формам этого порабощения и этой нищеты. И если сегодня один барыга принуждает какого-то бедолагу батрачить на него десятки часов без продыху – разве вправе мы спокойно говорить, что это нас не касается или не коснется?   

Иной мир возможен! И без всех тех общественных пороков, о которых сказано выше. Сама история на примере СССР и других социалистических проектов показывает это. Дело не в том, что СССР якобы лучшая из когда-либо существовавших стран, дело в том – что социалисты и коммунисты XX века показали нам альтернативу. И эта альтернатива до сих пор страшит врагов свободы и справедливости по всему миру. Самое главное для нас – не просто воспользоваться ей, но двинуться еще дальше, не вернуться к тому, что было, но показать, чего еще не было, раскрыв настоящий потенциал социалистической идеи при современном уровне производительных сил.

 Литература по теме

1. Сергей Рязанцев, Торговля людьми с целью трудовой эксплуатации и, 2013. - https://www.legislationline.org/download/id/7390/file/Russia_Report_trafficking_human_beings_2013_ru.pdf незаконная трудовая миграция в Российской Федерации: формы, тенденции, противодействие

2.  Елена Тюрюканова, Торговля людьми в Российской Федерации. Обзор и анализ текущей ситуации по проблеме, МОМ, УНП ООН и др., 2006. - https://www.un.org/ru/rights/trafficking/human_trafficking_russia.pdf

3. О.С. Рудик. Торговля людьми в Российской Федерации - https://cyberleninka.ru/article/n/torgovlya-lyudmi-v-rossiyskoy-federatsii/viewer

4. Константин Волков. Почему проблема торговли людьми и эксплуатации человека остается острой? -  https://cyberleninka.ru/article/n/pochemu-problema-torgovli-lyudmi-i-ekspluatatsii-cheloveka-ostaetsya-ostroy/viewer

5. Александр Коц. Дмитрий Стешин. Русские рабы XXI века. – https://www.rostov.kp.ru/daily/26084.4/2986727

6. Илья Шарафиев 18 тысяч рублей за человека Как устроено трудовое рабство в России. Репортаж «Медузы» - https://meduza.io/feature/2016/11/17/18-tysyach-rubley-za-cheloveka

7. Али Феруз. «Хозяин сказал: если позвоню в скорую, мне эту руку отрежут» –https://novayagazeta.ru/articles/2016/05/12/68560-171-hozyain-skazal-esli-pozvonyu-v-skoruyu-mne-etu-ruku-otrezhut-187