Во время известных событий в 2013 году на площади Независимости (укр. – майдан Незалежності) в Киеве был уничтожен памятник лидеру большевистской партии и одному из основателей первого в мире социалистического государства Владимиру Ильичу Ленину. После этого волна уничтожения советских памятников прокатилась по всей территории Украины. За год, с 8 декабря 2013 по 8 декабря 2014, там было снесено более 500 памятников Ленину[1]. После этого были снесены памятники Владимиру Ильичу во всех областных центрах, кроме Запорожья (последний снесён в марте 2016), Донецка, Луганска и Симферополя. Больше всего памятников убрали в Хмельницкой и Винницкой областях. В конце сентября один из крупнейших монументов снесли в Харькове[1]. «На момент распада Советского Союза в Украине было более 5500 памятников», - рассказывает сотрудник Украинского института национальной памяти [4] [5] Павел Подобед[1]. Это стало началом процесса, который позже получил название «декоммунизация».

Декоммунизация коснулась не только памятников. В 2016 году в Украине переименовали более 50 тысяч улиц и почти тысячу населенных пунктов. «Киевпастранс» и вовсе назвал остановку трамваев №5 и 28 «проспект Маяковского» на улице Милославской «Храм в честь Иконы Божией Матери «Всецарица»»[2]. Попытка декоммунизировать пролетарского поэта выглядела бы, скорее, грустно, если бы не выглядела так смешно. Ведь именно Маяковский в своём стихотворении 1926 года «Долг Украине»[3] писал: «Говорю себе: товарищ москаль, на Украину шуток не скаль». В том же стихотворении Маяковский превозносит украинскую «мову», называя слово «слышишь» затрёпанным да поистасканным, превознося его украинский аналог: «…одно хочу лишь,- чтобы стали всех моих стихов полновесными, как слово чуешь».

Не обошла декоммунизация и праздники. Выходной день с 9 мая предлагается перенести на 8 мая (День памяти и примирения), при этом сохранив за 9 мая статус Дня победы над нацизмом[22]. 1 мая предлагается из «Международного дня солидарности трудящихся» сделать просто «Днём труда»[22]. Такого рода «декоммунизация» Первомая уже была проведена в Беларуси при Лукашенко: Международный день солидарности трудящихся Указом Президента от 26 марта 1998 г. был переименован в Праздник труда[21]. Переименован День солидарности трудящихся и в России (с 1992 – праздник «весны и труда»[24]). Но, в данном случае, представляется интересным то, что действия Украинского института национальной памяти, который только и занимается борьбой с «коммунистическим наследием», полностью совпадают с действиями Александра Лукашенко, который любит публично называть себя именно «советским человеком»[23].

Снос памятника Ленину в Киеве во время Евромайдана (2013)

У читателя может и должен возникнуть закономерный вопрос: зачем обсуждать события, которые имели место почти 5 лет назад? Ведь 5 лет для современного информационного пространства – это именно тот срок, когда тот или иной ряд событий становится историей. Казалось бы, декоммунизацией в Украине никого уже не удивишь. Но не тут-то было. 22 февраля 2018 года, когда переименование городов, улиц и снос памятников советской эпохи уже перестали всех удивлять, в Кривом Роге бойцы Национальной гвардии Украины прошли на параде не только с государственным флагом Украины, но и с красными знамёнами с серпом и молотом[8]. Парад был приурочен к 74-ой годовщине освобождения Кривого Рога от нацистской оккупации. Несмотря на возмущение общественности, в мэрии заявили, что закон о декоммунизации нарушен не был, так как знамёна, по словам чиновников, являются музейными экспонатами[8].

Буквально на следующий день в очередной раз удивил глава Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович, заявив на пресс-конференции, что само название Верховной Рады Украины, является советским наследием. Вятрович считает, что это [переименование украинского парламента – прим. авт.] еще требует каких-то дискуссий, обсуждений. В качестве одного из вариантов рассматривается термин «Национальное собрание Украины». Самое интересное в этой истории то, что с украинского языка «Верховная Рада» дословно переводится как «Верховный Совет». В советское время высший законодательный орган Украинской ССР, как и других республик, назывался Верховным советом. После провозглашения независимости в августе 1991 года стало употребляться украинское название — Верховная рада. Это официальное наименование было закреплено в июне 1996 года, когда в стране приняли новую конституцию[10]. То есть, по сути, ничего не поменялось. Название главного законодательного органа Украины просто было транслитерировано на русский. Но есть один факт, указывающий на недостаточный уровень образованности гражданина Вятровича. Само слово «Рада» появилось задолго до большевистской революции и установления советской власти. Сам термин «Рада» употребляется с княжеских времен: Боярская Рада, во времена существования Великого Княжества Литовского существовала Рада Великого Княжества Литовского. Название «Рада» имели также органы казацкого военно-государственного устройства: Сечевая Рада, Генеральная Рада, Рада Старшины и тому подобное[40].

Причины декоммунизации

Всё тот же Владимир Вятрович из Украинского института национальной памяти называет две причины декоммунизации: «Именно к советскому прошлому сейчас апеллирует Россия. Опираясь на людей, которые являются носителями советской идентичности, она развертывает свою агрессию. Более важная причина заключается в том, что без преодоления советского прошлого и тоталитарного наследия у нас нет шансов на развитие в качестве нормальной демократической страны».

Вторая причина, обозначенная Вятровичем, автору кажется едва ли не конспирологической. В большинстве стран Европейского Союза, о сближении с которым постоянно говорят высшие должностные лица Украины, свободно функционируют коммунистические и радикальные левые партии и имеют своё представительство в парламентах. Немецкая Die Linke, к примеру, получила 9,2% на выборах 2017 года в бундестаг, а Коалиция радикальных левых в Греции получила 145 мест в парламенте (35,46%) на выборах 2015 года. В любом случае, прямой взаимосвязи между антикоммунизмом и демократией пока никем и нигде не обнаружено.

Поэтому подробнее остановимся на первой причине. Как отмечал в одном из своих интервью редактор беларуской газеты «Товарищ» и член Бюро ЦК Белорусской партии левых «Справедливый мир» Сергей Возняк: «Если говорить о происходящих процессах в Украине, думаю, что Ленин сегодня отвечает за политику Путина. По-моему, люди выступают не столько против конкретно Ленина, сколько против любых символов российской агрессии, против путинской политики в отношении Украины. Не исключаю, что после Ленина определенные украинские граждане «возьмутся» за Пушкина, Лермонтова, за все, что связано с Россией. В Украине есть люди, которые борются с Лениным как с Лениным, то есть борются с той идеологией, лицом которой он является. А есть часть людей, которая борется с Ленином как с символом России. А поскольку в Украине сейчас наблюдается всплеск антироссийских настроений, то снос памятников советской эпохи вполне ожидаем». Здесь уместно вспомнить статью Марка Радницкого, в которой он, развенчивая миф о «коммунисте-Путине» отмечает, что как охранители российского режима, так и оппозиционные либералы зачастую ассоциируют современную Россию с призраком усопшего СССР. Отсюда мы имеем ассоциативную цепочку: «Россия продолжательница традиций СССР и она проводит агрессивную империалистическую политику, а так как основан СССР коммунистами, значит они во всём и виноваты»[55]. Слагаемые здесь можно менять местами как угодно, конечный результат от этого не изменится.

Конечно, у любого, кто знаком с историей, подобные утверждения могут вызвать оправданное возмущение. Каким образом Ленин со своими работами о праве наций на самоопределение и своей антиимпериалистической политикой может встать в один ряд с Владимиром Путиным? Ещё в сентябре 1917 в статье «Удержат ли большевики государственную власть?» , когда этот вопрос ещё не стал практическим, Ленин ратует за «немедленное восстановление полной свободы для Финляндии, Украины, Белоруссии, для мусульман и т. д»[30]. Несколько памятников Ленину справедливо занимают своё место в Финляндии[31], а восьмой президент этой страны У́рхо Ка́лева Ке́кконен открыто заявлял о прогрессивной роли Ленина в деле признания независимости бывших окраин Российской Империи: «Мы знаем, что роль Ленина в деле признания независимости Финляндии имела решающее значение. Мы всегда будем помнить об этом с чувством благодарности. И когда честь, связанная с именем Ленина, оказывается нам, финнам, мы ценим это исключительно высоко[32]».

Дело в попытке отождествить весь советский период с самыми тёмными сторонами сталинизма. «Представления об СССР искажались и все еще искажаются вследствие двух наиболее часто повторяющихся ошибок…», — писал в своем классическoм труде «Советский век» Моше Левин — «первая состоит в том, что исследование Советского Союза чаще всего подменяется антикоммунизмом. Вторая является следствием первой и состоит в сталинизации всего советского феномена, словно это был один гигантский ГУЛАГ от начала до конца»[33,c.30]. А обиды на сталинизм у украинского пролетариата были, в этом можно не сомневаться. В своей статье «Об Украинском вопросе» Л.Д. Троцкий, современник тех событий, писал: «Нигде зажим, чистки, репрессии и все вообще виды бюрократического хулиганства не принимали такого убийственного размаха, как на Украине, в борьбе с сильными подпочвенными стремлениями украинских масс к большей свободе и самостоятельности[34]». Ленин же в своей работе о национальностях и автономизации называет некоего грузина «великодержавным держимордой», имея в виду то ли Сталина, то ли Орджоникидзе. Ленин пишет: «…тот грузин, в сущности, нарушает интересы пролетарской классовой солидарности, потому что ничто так не задерживает развития и упроченности пролетарской классовой солидарности, как национальная несправедливость, и ни к чему так не чутки «обиженные» националы, как к чувству равенства и к нарушению этого равенства, хотя бы даже по небрежности, хотя бы даже в виде шутки, к нарушению этого равенства своими товарищами пролетариями[42]».

В первую очередь, «сталинизация» всей истории СССР и превращения всего периода его существования в «эпоху всеобщего и непрерывного ГУЛАГа» была выгодна нынешним украинским властям, которые быстро смекнули, что привязав слово «коммунист» к репрессиям и «разгрому национальных упований[34]», коммунистов можно дискредитировать надолго, а связав конфликт на Юго-Востоке Украины с «восстановлением СССР» (где СССР, опять же – один большой ГУЛАГ), так и вовсе запретить.

Нечто подобное предчувствовал украинский большевик-«самостийник» Василий Шахрай (псевдоним – В. Скоровстанский) в своей работе «Революция на Украине», которая была издана в далёком 1919 году: «Положение Украины как раз таково, что путь к об’единению с соседними государствами лежит только через самостоятельность, но не «самостоятельность» Скоропадского, а самостоятельность Советской Украины, Украины Рабочих, Крестьянских и Солдатских депутатов. В противном случае, возможны и будут войны – против социалистического государства и революции[35,стр.125]». Мрачные предчувствия Шахрая сбылись, хотя и несколько в ином виде.

Попытка отождествить понятия «коммунист» и «имперец», привела к войне с советским наследием и коммунистической идеологией. К счастью некоторых антикоммунистов, левые, которые были рады соответствовать штампам антикоммунистической пропаганды, быстро нашлись. К примеру, на сайте одной политической партии, считающей себя коммунистической, размещена статья под заголовком: «Русский мир как основа жизненно необходимого единства всех славян»[36], где и обращение к великому историческому прошлому, и признание ведущей роли русского народа, и апеллирование к «высокой духовности».

Оправдывать то, что происходит в сегодняшней Украине ни в коем случае нельзя, но как ни печально, многие левые в СНГ, забывая ленинские тезисы о войне, империализме и национальном вопросе и подменяя солидарность навязыванием своей точки зрения, сами льют воду на мельницу антикоммунизма и национализма.

«Декоммунизационный» пакет законов и ответственность за их нарушение

В мае 2015 стихийный процесс декоммунизации был вынесен на официальный уровень законом «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) режимов в Украине и запрет на пропаганду их символики.» (укр.- Про засудження комуністичного та націонал-соціалістичного (нацистського) тоталітарних режимів в Україні та заборону пропаганди їхньої символіки). До этого момента всё происходило с негласного одобрения государства, без опоры на какие-либо нормативно-правовые акты. В январе 2015 года Вячеслав Кириленко, занимавший на тот момент пост министра культуры Украины, заявил, что «государство не будет противодействовать, а наоборот, всячески способствовать любым общественным инициативам, которые будут бороться за очищение Украины от этих реликтов тоталитарного прошлого»[6]. И нет ничего удивительного в том, что новая украинская власть решила вписаться в тренд и законодательно закрепить декоммунизацию и «ленинопад».

Как известно, беда не приходит одна. Декоммунизация не ограничивается одним законом и представляет собой пакет, в который помимо вышеупомянутого входят ещё три:

- «Об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939—1945» (закон № 315-VIII);

- «О доступе к архивам репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917—1991 годов» (закон № 316-VIII);

- «О правовом статусе и памяти борцов за независимость Украины в XX веке» (закон № 314-VIII).

В данном конкретном случае интерес из всего пакета законов представляет только один - «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) режимов в Украине и запрет на пропаганду их символики.» Так как закон «О доступе к архивам репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917—1991 годов» просто закрепляет право и регулирует порядок доступа к архивной информации советских органов государственной безопасности (ВЧК, ГПУ и т.д.), а также к архивным материалам советских органов юстиции с 1917 по 1991[20]. А закон «О правовом статусе и памяти борцов за независимость Украины в XX веке» содержит перечень лиц, которые принимали участие во всех формах политической, вооруженной и другой коллективной или индивидуальной борьбы за независимость Украины в XX веке в составе таких органов власти, организаций и формирований. Списочек заслуживает отдельного рассмотрения и состоит из, мягко говоря, крайне спорных организаций (Украинская повстанческая армия) и откровенно антикоммунистических (Антибольшевистский блок народов), но сейчас мы не ведём речь о том, кого украинцам предлагают на роль борцов за независимость[19]. Что касается закона «Об увековечении победы над нацизмом в Второй мировой войне 1939—1945», то он закрепляет празднование Дня победы над нацизмом во Второй мировой войне 9 мая, декларирует недопущение фальсификации истории Второй мировой и перечисляет формы увековечивания победы над нацизмом (упорядочение, сохранение и сооружения памятников и памятных знаков в честь памяти участников и жертв Второй мировой войны 1939-1945 годов, создание музеев, мемориальных комплексов, посвященных Второй мировой войне 1939-1945 годов и т.д.). Законопроект «О запрете пропаганды коммунистической идеологии в Украине» (законопроект 1222-1), который предусматривал запрет коммунистической идеологии как таковой и всех её разновидностей, к счастью, принят не был. Главное научно-экспертное управление Верховной Рады признало его не соответствующим конституционным нормам и утратившим актуальность[56].

Теперь по порядку. Что запрещено законом «О осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) режимов в Украине и запрет на пропаганду их символики.» (выдержки из закона приводятся в оригинале)[7]:

- Гербы и флаги СССР, УССР и других союзных республик.

- Гимны СССР, УССР, других союзных республик и их фрагменты.

- Символика коммунистической партии.

- Флаги, символы, изображения или другая атрибутика, в которых воспроизводится сочетание серпа и молота, серпа, молота и пятиконечной звезды, плуга (сохи), молота и пятиконечной звезды.

- Символику коммунистической партии или ее элементы.

- Изображение лозунгов коммунистической партии и цитаты лиц, занимающих руководящие должности в коммунистической партии (должность секретаря районного комитета и выше), лиц, занимавших руководящие должности в высших органах власти и управления СССР, УССР (УССР), других союзных или автономных советских республик, органах власти и управления областей, городов республиканского подчинения (кроме цитат, связанных с развитием украинской науки и культуры), работников советских органов государственной безопасности всех уровней.

-  Названия областей, районов, населенных пунктов, районов в городах, скверов, бульваров, улиц, переулков, спусков, проездов, проспектов, площадей, набережных, мостов, других объектов топонимики населенных пунктов, предприятий, учреждений, организаций, в которых использованы имена или псевдонимы лиц, занимавших руководящие должности в коммунистической партии (должность секретаря районного комитета и выше), высших органах власти и управления СССР, УССР , других союзных или автономных советских республик, работали в советских органах государственной безопасности, а также названия СССР, УССР, других союзных или автономных советских республик и производные от них, названия, связанные с деятельностью коммунистической партии (включая партийные съезды), годовщиной Октябрьской революции 25 октября (7 ноября) 1917 года.

- Наименование коммунистической партии.

- Пропаганда коммунистического и/или национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов и их символики признается надругательством над памятью миллионов жертв коммунистического тоталитарного режима, национал-социалистического (нацистского) тоталитарного режима и запрещена законом.

- Оправдание преступного характера коммунистического, национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов, деятельности советских органов государственной безопасности, установления советской власти на территории Украины или в отдельных административно-территориальных единицах, преследования участников борьбы за независимость Украины в XX веке, изготовление и/или распространение, а также публичное использование продукции, содержащей символику коммунистического, национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов.

- Пропаганда коммунистического и/или национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов и их символики юридическим лицом, политической партией, иным объединениям граждан, печатным средством массовой информации и/или использование в названии символики коммунистического и/или национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов является основанием для отказа в регистрации и/или прекращении деятельности юридического лица, политической партии, иного объединения граждан, основанием для отказа в регистрации и/или прекращении выпуска печатного средства массовой информации.

- Выдвижение кандидата на пост Президента Украины от партии, осуществляет пропаганду коммунистического и / или национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов, их символики.

Некоторые формулировки ожидаемо вызвали неодобрение со стороны международных структур и организаций. В 2017 году украинское отделение Amnesty International осудила запрет советской символики после того, как по ряду городов Украины прокатились задержания мирных демонстрантов, использовавших во время празднования 9 мая коммунистическую символику[13]. За год до этого Amnesty International уже высказывалась против декоммунизации, ссылаясь на заключение Венецианской комиссии[14]: «Этот закон встретил много критики не только с нашей стороны, но и со стороны Венецианской комиссии, которая в своем временном заключении признала, что он нарушает свободу слова», - заявил исследователь по правам человека Amnesty International в Молдове, Украине и Беларуси Красимир Янков. По мнению европейских экспертов, этот закон имеет слишком широкую сферу применения, что «может привести к препятствованию свободе выражения, к лишению возможности политических партий участвовать в выборах, и вводит несправедливые наказания, которые следует пересмотреть», сообщает газета «Україна молода»[16]. Смущает европейцев и термин «пропаганда» - Киеву указали на то, что его дефиниция должна быть более четкой[16].


Фото демонстрации, часть участников которой задержали за советскую символику

Действительно, отдельные положения закона о «О осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) режимов в Украине и запрет на пропаганду их символики» выглядят не только и не столько антикоммунистическими, сколько откровенно антидемократическими. В частности, трудно понять, что означает «отрицание» или «распространение информации, направленной на оправдание» тоталитарных режимов. Считается ли «оправданием тоталитарного коммунистического режима» упоминание Декрета СНК РСФСР от 29.10.1917 о введении 8-часового рабочего дня или Декрета о праве на отзыв делегата?

Здесь в пору поговорить о том, что не запрещено законом «О осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) режимов в Украине и запрет на пропаганду их символики». Запрет не распространяется на случаи использования символики коммунистического режима и национал-социалистического режима (выдержки из закона приводятся в оригинале)[7]:

-на документах государственных органов и органов местного самоуправления (местных органов государственной власти и управления), принятых или выданных до 1991 года;

- на документах, выданных учебными заведениями и науки, предприятиями, учреждениями, организациями до 1991 года;

- в экспозициях музеев, тематических выставках, Музейном фонде Украины, а также библиотечных фондах на различных носителях информации;

- в произведениях искусства, созданных до вступления в силу настоящего Закона;

- в процессе научной деятельности, в том числе во время научных исследований и распространение их результатов в не запрещен законодательством Украины способом;

- на оригиналах боевых знамен;

- на государственных наградах, юбилейных медалях и других отличиях, которыми награждались лица до 1991 года и в течение 1991-2015 годов в связи с годовщиной событий периода Второй мировой войны, а также на документах, удостоверяющих награждения ими;

- на надгробных сооружениях, расположенных на территории мест захоронений, мест почетных захоронений;

- во время изложения или реконструкции (в частности исторической) исторических событий;

- в частных коллекциях и частных архивных собраниях;

- как объектов антикварной торговли.

Запрет не распространяется на случаи использования символики коммунистического тоталитарного режима, символики национал-социалистического (нацистского) режима (при условии, что это не приводит к пропаганде преступного характера коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов, преступного характера национал-социалистического (нацистского) тоталитарного режима ):

1) в пособиях, учебниках и других материалах научного, образовательного и учебного характера, используемых в учебном, учебно-воспитательном и образовательном процессах;

2) в произведениях искусства, созданных после вступления в силу настоящего Закона.

К слову, несмотря на то, что само название закона говорит и о осуждении национал-социалистического тоталитарного режима, нацисты в реальности получили ряд поблажек по сравнению с коммунистами. В частности, в законе указано, что под запрет попадают гимны СССР, УССР, других союзных или автономных советских республик или их фрагменты[7]. В то же время, в закон не запрещает гимны нацистской Германии и нацистской партии («Песнь Хорста Весселя»). Под запрет попадают не только герб СССР и союзных республик, но и осовремененные изображения и атрибутика, в которых воспроизводится сочетание серпа и молота; серпа, молота и пятиконечной звезды; плуга (сохи), молота и пятиконечной звезды. Но свастика в законе не упомянута. Речь не идет также о запрете неонацизма и его символов - стилизованных форм свастики, «Черного солнца», «коловрата», «Волчьего крюка» (Wolfsangel), удвоенной руны «зиг», закодированного нацистского лозунга «1488» и других[17] [18].

  Закон «О осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) режимов в Украине и запрет на пропаганду их символики» вообще не содержит запретов относительно оправдания фашистского режима в Италии, Национальной фашистской партии или использования их символики[17].

Налицо очередная попытка уравнять коммунизм и фашизм (и/или нацизм), что само по себе и не ново. И, в то же время, в корне неверно. Сравнение коммунистической и нацистской идеологии выгодно, в первую очередь тем, кто нацизм и фашизм, в своё время, вскармливал. Исчерпывающую и иллюстративную оценку попыткам отождествить коммунизм и фашизм дала в своей статье «Нацизм и коммунизм: различить нельзя уравнять?»  Александра Маркевич[41]: «По сути, приравнивание коммунизма к нацизму – это мошенничество и мошенничество гнусное. Приняв этот тезис, мы должны будем согласиться с тем, что Эрнст Тельман – ничуть не лучше Гитлера, а Бертольт Брехт – Геббельса. То есть приравнять антифашизм к фашизму. У любого более-менее здравомыслящего человека подобное «уравнение» должно вызвать оторопь…».  В итоге, уравнение коммунизма и нацизма в исполнении украинского законодательства привело к тому, что запрещено и то и другое, но коммунизм всё-таки предан большей анафеме.

Конечно, если быть точным, то декоммунизационный пакет законов не касается коммунистической идеологии вообще никак. То есть, формально он не запрещает коммунистическую идеологию. Название закона указывает, что запрету подлежит коммунистический режим и его пропаганда. А дальше неоднократно указывается, что под коммунистическим режимом подразумевается тот, который существовал с 1917 по 1991 год. То есть, на Карла Маркса и Фридриха Энгельса он формально не распространяется[47]. После начала судебных разбирательств в отношении Коммунистической партии Украины Владимир Вятрович заявлял: «Если КПУ уберет герб - серп и молот, сменит название, чтобы не соответствовало названию компартии УССР, не будет оправдывать преступления тоталитарного прошлого, то сможет существовать».[47].

Но если внимательно вчитаться в закон, то там чёрным по белому написано, что его целью является «недопущение повторения дискриминации не только по этническому и расовому признакам, но и по социальному и классовому признакам»[7]. Представить себе коммунистов, которые выступают против «дискриминации по классовому признаку» достаточно сложно, да и правоприменительная практика говорит о другом.

Вот этот памятник Марксу на фабрике Рошен уберут в 2017

Правоприменительная практика

Справедливости ради, замечу, что многочасовые поиски правоприменительного хардкора не дали ожидаемого результата с десятками судебных дел. Хотя закон и действует уже практически 3 года, автору удалось найти всего один случай суда над физическим лицом за пропаганду «коммунистического тоталитарного режима». Однако, нельзя исключать, что имели место случаи, которые не дошли до широкой общественности и не были озвучены в СМИ. В мае 2017 года за пропаганду к двум с половиной годам лишения свободы с испытательным сроком в год (т.е. условно) был осужден молодой парень из Львова. Осужденный оказался 22-летним студентом 3-го курса Национального университета им. Ивана Франко.

Тексты, которые парень публиковал с мая 2015 года по апрель 2016-го, были повергнуты лингвистической экспертизе. Согласно ей, в постах содержится «пропаганда элементов коммунистической идеологии (напомню, что коммунистическую идеологию декоммунизационные законы формально не запрещают – прим.авт.), которая заключается в распространении тенденциозной информации, направленной на идеализацию и популяризацию коммунистической идеологии, и в публичном использовании продукции с символикой коммунистического режима, к которой относятся: публикации, посвященные В. И. Ленину, то есть лицу, занимавшему руководящую должность в высших органах власти в СССР»[25]. Ряд вещей, которые служили по делу доказательствами, суд постановил уничтожить. Под нож пошли «Капитал» Карла Маркса, комсомольский билет, одежда с коммунистической символикой и три ленточки найденные у студента: георгиевская, красная и… с какого-то перепугу жёлто-синяя[25].

Ещё один случай репрессий, где фигурирует «готовившееся распространение коммунистической символики» во Львове попахивает не только нарушением прав человека, но и откровенным идиотизмом. 27 апреля Служба безопасности Украины обыскала квартиру 19-летнего активиста ( !!! ) анархистской организации «Черный рассвет» Олега Кордияка. В СБУ обвинили организацию в том, что она «готовила провокационный первомайский марш». «Целью акции была дестабилизация ситуации в регионе... Злоумышленники готовили и распространяли материалы, которые популяризируют тоталитарный режим с использованием коммунистической символики. Во время обысков у провокаторов изъята компьютерная техника и материалы с доказательствами антиукраинской деятельности», - говорится в сообщении СБУ. Было возбуждено уголовное производство по ст. 109 УК Украины (действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти"), а также по ч. 2 ст. 258-3 УК Украины (участие в террористической организации). Правозащитник, сокоординатор проекта «Без границ» Центра «Социальное действие» Максим Буткевич указывает, что в листовках содержатся привычные для левых радикалов лозунги. «Непонятно, почему решили квалифицировать по тем статьям. Речь идет о достаточно привычных лево-радикальных - не в смысле "просоветские", а в смысле политической идеологии - лозунги о недопустимости эксплуатации трудящихся, о невозможности ситуации, когда состояние 20 олигархов равно бюджету страны - это я цитирую одну из показанных открыток. И другие вещи, с которыми соглашается часть населения, и которые являются самоочевидными. Совершенно непонятно, почему такие тяжелые статьи вообще появились в этом деле», - говорит правозащитник[39].

Дошло ли дело Олега Кордияка до суда – неизвестно.

До сих пор самым громким делом по запрету на пропаганду коммунистической идеологии и символики была попытка запретить Коммунистическую партию Украины, которую возглавляет Пётр Симоненко. В декабре 2015 Киевский суд постановил запретить деятельность КПУ на территории страны. Ходатайство в суд было подано Министерством юстиции Украины. Суд также отклонил жалобу партии на признание её устава и символики не соответствующими законодательству страны. Ранее Компартия Украины уже была лишена фракции в Верховной раде и фактически полностью отстранена от участия в политической жизни страны[28]. Но по состоянию на февраль 2018 года, запрет КПУ не вступил в силу и партия продолжает функционировать. В марте 2018 заместитель председателя КПУ Адам Мартынюк заявил, что пока продолжаются суды по этому делу, фактически организация продолжает свою работу.

Празднование 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции в Кировограде (С 2016 года Кировоград переименован в Крапивницкий).

Коммунисты из КПУ, конечно, аховые и коммунистического в них, по мнению автора, не больше, чем в зюгановцах. Но когда в июле 2014 в Верховной Раде распускали фракцию КПУ, то её всё же распускали не твердокаменные марксисты-ленинцы за оппортунизм. Вот, что заявил Александр Турчинов, занимавший на тот момент должность председателя Верховной Рады Украины: «Объявляю о роспуске депутатской фракции Коммунистической партии Украины в Верховной Раде 7 созыва. Это историческое событие. Я надеюсь, что никогда больше коммунистических фракций в украинском парламенте не будет[26]». Если же быть до конца точным, то фракцию КПУ в Верховной Раде формально распустили не из-за идеологии, а из-за того, что во фракции осталось лишь 23 депутата. Ранее Рада приняла поправки в регламент, позволяющие распустить депутатское объединение, если его численность не соответствует определенному уровню[27].

Естественно, после ряда репрессивных мер и бесконечных судов, КПУ стала менее активной, реже появляется в публичном пространстве в качестве субъекта политики. Но свято место пусто не бывает. После того, как начался процесс с попытками запретить симоненковскую компартию, в Украине пышным цветом начали расцветать многочисленные «социалистические» партии. К слову, одну из них «Социалистическую партию Украины», возглавляет бывший активист «Правого Сектора» и, по совместительству, бывший руководитель департамента противодействия наркопреступности Национальной полиции Украины Илья Кива. СПУ ранее была стандартной левоцентристской партией, не исключено, что Кива возглавил её в результате «рейдерского захвата», что подтверждается заявлениями других лидеров СПУ[44].

Плакат партии «Социалисты». Декабрь 2016. Фото автора.

Путевые заметки. Личные впечатления автора

Так случилось, что автору этих строк часто приходится бывать в Украине и за время этих поездок получилось собрать достаточное количество фотоматериалов и некоторых впечатлений. Декоммунизация оказалась вещью хотя и грустной, но отчасти и забавной. После демонтажа памятника Ленину в Чернигове на постаменте от памятника были написаны стихи поэтессы-социалистки Леси Украинки, которая, к слову, первой перевела на украинский язык «Манифест коммунистической партии». Сам памятник был снесён незадолго после Майдана, а пустой постамент со стихами был убран лишь в конце февраля-начале марта 2018.

Чернигов. Постамент от памятника Ленину. Зима 2016 года. Фото автора.

Целая эпопея вокруг памятника Ленину развернулась в райцентре Семёновка в Черниговской области. Сначала памятник возле Семёновской районной Рады был демонтирован с главной площади райцентра, но усилиями местных членов симоненковской КПУ на территорию городского парка в мемориальный комплекс, где находятся могилы погибших во время гражданской войны и коллективизации коммунистов, которые, к слову, никто не тронул, и они до сих пор находятся на территории мемориального комплекса[37]. Случай был прецедентным, о семёновском Ленине написала даже «New York Times»[38]. Местные КПУшники, по всей видимости, думали, что нахождение памятника на территории мемориального комплекса переведёт памятник в разряд музейных экспонатов и спасёт от уничтожения. Но, увы, памятник был демонтирован и после переноса в мемориальный комплекс. Зато в мемориальном комплексе сохранилась мемориальная доска «Основателю первого в мире социалистического государства» с изображением Ордена Октябрьской революции, которая была установлена при переносе памятника Ленину с главной площади. По состоянию на январь 2018 года, доска находится на своём месте.

Ноябрь 2017. Семёновка, Черниговская область. Фото автора.

Это всё, конечно, интересно, но во время одной из поездок в Чернигов в марте 2018 мне на глаза попался просто «вопиющий факт» нарушения декоммунизационных законов. То ли от собственной лени местных властей, то ли от отсутствия финансовых возможностей на здании железнодорожного вокзала в Чернигове не был декоммунизирован барельеф с серпом и молотом. Даже после трёх лет действия законов барельеф мирно соседствует в с государственным флагом Украины и по состоянию на март 2018 года тронут не был.

Март 2018. Чернигов, Украина. Фото автора.

И каково же было моё удивление, когда в одном из книжных магазинов Чернигова («Дом книги», проспект Мира 45) я обнаружил в свободной продаже двухтомник Л.Д.Троцкого «Сталин» (правда, с наклейкой «Товар из России») и «Колымские рассказы» коммуниста-антисталинца и участника левой оппозиции Варлама Шаламова. Там же продавались книги журналиста Олеся Бузины[43], который заслужил в Украине репутацию пророссийского пропагандиста.

Влияние на умы

Исходя из положений закона и правоприменительной практики, факт запрета коммунистической идеологии остаётся дискуссионным. С одной стороны, имеется судебный прецедент осуждения за пропаганду элементов коммунистической идеологии, с другой стороны есть слова одного из апологетов декоммунизационных законов Вятровича, который заявляет, что идеология законами не запрещается. Но очевидным остаётся, что даже если украинские законы действительно не запрещают коммунистическую идеологию, хотя это и крайне спорно, то целью законов однозначно является борьба с этой идеологией и её дискредитация.

Проследить популярность левых настроений в Украине до декоммунизации и после достаточно сложно. Одним из немногих неоднозначных показателей остаётся ностальгия по СССР, хотя ностальгировать по Советскому Союзу и быть приверженцем коммунистической идеологии – не всегда одно и то же.

Если останавливаться на ностальгических настроениях, как на одном из традиционных социологических показателей для определения популярности левой идеологии, то согласно результатам исследования, проведенного Социологической группой «Рейтинг» (Украина) в декабре 2010 года, около 46% украинцев сожалеют о распаде Советского Союза[52]. В 2018 году эта цифра снизилась до 30%[51]. Здесь трудно дать однозначный ответ на вопрос работает ли декоммунизация. За 8 лет вполне могло появиться ещё одно поколение украинцев, которое не помнят про СССР и про плюсы и минусы советской системы. 30% - это очень большая цифра для ностальгии по государству, которого не существует практически 30 лет и, тем более, в условиях массированной антикоммунистической пропаганды.

Сожалеют ли украинцы о распаде СССР? Данные за 2018 год[51].

Но, если верить социологическим данным, то запрос на левые настроения в Украине есть, и это никак не привязано к ностальгии по СССР. В конце 2015 года аналитическая платформа VoxUkraine запустила политический компас-тест, позволяющий определить идеологическую приверженность респондентов.

На сайте организации указано, что за четыре месяца компас прошли более 40 000 человек, из которых около 15 000 заполнили подробные анкеты. Аналитики VoxUkraine проанализировали и получили довольно неожиданные результаты[50].

Так, например, украиноязычные респонденты больше подвержены левой авторитарной идеологии, чем русскоязычные (16% против 12%).

В Киеве левых антиавторитарных (в источнике используется термин «лево-либеральные взгляды», что по мнению автора является не совсем точным определением – прим.авт) взглядов придерживаются 48% опрошенных (большинство респондентов), меньше всего (3%) имеют право-авторитарные взгляды. В Харькове лево-антиавторитарные взгляды исповедуют 49% жителей, право-авторитарные – лишь два процента[50].

Среди одесситов 51% жителей выражают левые антиавторитарные взгляды, 4% – право-авторитарные. В Донецке 56% опрошенных имеют, по их словам, лево-либеральные взгляды, один процент придерживается право-авторитарного мировоззрения. Во Львове 43% горожан признались в левые-либеральных взглядах и 6% – в право-авторитарных.

Данные о политических взглядах украинцев от аналитической платформы VoxUkraine (2016)[50].

Само собой, данные отдельно взятого соцопроса не могут отражать ситуацию в полной мере, но определённые тенденции проследить можно. Разрыв между левыми и правыми (как антиавторитарными, так и авторитарными) достаточно большой. Левые в сумме набирают 63%, а правые всего 37%. Разрыв в 26% (т.е. ~10.400 человек, если исходить из общего количества принявших участие в опросе) не может быть статистической погрешностью. Любопытно и то, что левых авторитариев почти в три раза больше, чем правых авторитариев. Больше всего среди прошедших сторонников левых антиавторитарных взглядов – 48% (~19.200 человек). В связи с этими данными, любопытен и тот факт, что к Ленину украинцы относятся лучше, чем к Сталину[49]. 22% украинцев положительно оценивают Сталина, у 25% хорошее отношение к Ленину (2016). К Фиделю Кастро положительно относятся 36%, отрицательно — 22%, 42% затрудняются с оценкой или вообще его не знают. К члену ЦК Украинской партии социалистов-революционеров Михаилу Грушевскому положительно относятся 72%[49].

В то же время, почти половина опрошенных (48%) поддерживает запрет коммунистической идеологии в Украине, против — 36%, не определились — 16% (2016, по данным группы «Рейтинг»). По тем же данным 41% опрошенных поддерживают инициативу демонтажа всех памятников Ленину в Украине, вместе с тем почти половина респондентов (48%) выступают против этой инициативы, 11% — не определились. 

Исходя из представленных социологических данных, можно сделать вывод, что левые настроения на территории Украины есть, и в будущем они будут неизбежно расти из-за углубляющихся антисоциальных реформ. Но очевидным является и то, что в Украине популярны левые не советско-ностальгического толка, а зачастую даже не марксистского. В перспективе, это может привести к появлению влиятельной левой партии наподобие «Podemos»[53] и/или к росту популярности (или появлению новой) социал-демократической партии.

Декоммунизация в других странах

Декоммунизация, вопреки расхожему мнению, не является чисто украинским изобретением. В 1990-ых декоммунизация активно проходила в России. Например, на здании Большого Кремлёвского дворца герб и надпись СССР были заменены на пять двуглавых орлов. Возвращены городам исторические названия. Например, Горький был переименован назад в Нижний Новгород, Свердловск — в Екатеринбург, Ленинград — в Санкт-Петербург. Возвращены прочие досоветские топонимы, в том числе названий улиц и площадей. Например, улице Ф. Дзержинского в Москве было возвращено название Большая Лубянка[45].  И, конечно, разрушены десятки советских памятников.  

В 2000 году в Венгрии было введено уголовное наказание за использование коммунистической символики (серп и молот, красная звезда)[4]. Однако практика его применения вызвала недовольство Европейского суда по правам человека, который в 2008 году в деле «Важнай (корректное написание фамилии– Вайнаи- прим.авт) против Венгрии» осудил Венгрию за то, что уголовному наказанию подвергся заместитель главы Рабочей партии, который прикрепил к одежде красную звезду во время публичной демонстрации. После этого в апреле 2013 года была принята новая редакция этого закона в соответствии с решением Европейского суда по правам человека[45]..

Бархатная декоммунизация проходит и в Беларуси. В беларуском городе Гомеле (второй по величине город Беларуси) из 22 установленных памятников Ленину согласно официальному списку, снесены по тем или иным причинам 8 монументов – более трети[46]. И это не единичный случай. «Мягкая» декоммунизация в Беларуси вполне заслуживает отдельного анализа. И всё это происходит, что важно, безо всякого «майдана», тихо и почти незаметно для населения.

Заключение

Несмотря на заявления, что декоммунизация фактически завершена[11], она продолжается по сей день и приносит в нашу жизнь всё больше интересного. Кому-то может показаться, что называть уничтожение советского наследия «интересным» - кощунство? Соглашусь, что это всё очень грустно. Но наша реакционная эпоха насквозь пропитана кощунством и подменой понятий. Не является ли ещё большим кощунством то, что политические бизнес-проекты в некоторых странах называются «коммунистическими партиями»? И разве не смешно наблюдать за тем, как антикоммунисты в ужасе сносят памятники, которые объективно никакой угрозы не представляют? Наоборот, в условиях антикоммунистической истерики, коммунистическая идеология может стать частью контркультуры и синонимом слова «протест». В конце концов, молодёжь, которая ранее могла и не знать, кто такой Ленин, может заинтересоваться тем, почему сносят памятники вождю пролетариата, и кто это вообще такой.

В любом случае, снося памятники советской эпохи, буржуазное государство просто становится тем, чем оно является на самом деле. И от их наличия социализма иногда никак не прибавляется. Высказываться против декоммунизации, конечно, можно и нужно, но между защитой памятника Ленину и организацией забастовки или массовой демонстрации, безусловно, лучше выбрать второе. Впрочем, решение проблем Украины - это, прежде всего, дело самих украинцев. И лучший способ проявить солидарность - прислушаться к голосу украинских левых, а не навязывать своё «единственно правильное» мнение, как это делают некоторые.

  1. http://www.bbc.com/ukrainian/ukraine_in_russian/2014/12/141208_ru_s_lenin_monument

  2. http://www.unn.com.ua/ru/news/1544694-u-kiyevi-pereymenuvali-zupinku-prospekt-v-mayakovskogo

  3. https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B3_%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D0%B5_(%D0%9C%D0%B0%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%B8

  5. https://www.kpu.ua/ru/85244/ynstytut_natsyonalnogo_bespamjatstva_nachal_styrat_yz_ystoryy_ukrayny_upomynanyja_o_krasnoarmejtsah

  6. https://ria.ru/world/20150110/1041989767.html

  7. http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/317-19

  8. https://ru.tsn.ua/video/video-novini/v-krivom-roge-nacgvardeycy-vo-vremya-parada-shli-s-kommunisticheskimi-flagami.html

  9. https://korrespondent.net/ukraine/3944328-viatrovych-verkhovnaia-rada-sovetskoe-nasledye

  10. https://ria.ru/world/20180223/1515197317.html

  11. https://korrespondent.net/ukraine/3939351-dekommunyzatsyia-faktychesky-zavershena-viatrovych

  12. http://www.bbc.com/russian/news-39869099

  13. http://amnesty.org.ua/nws/zatrimannya-mirnih-demonstrantiv-cherez-nenasilnitske-vikoristannya-radyanskoyi-simvoliki-ye-porushennyam-svobodi-slova-i-svobodi-mirnih-zibran/

  14. Amnesty International – международное движение, основанное в 1961 году, выступающее за соблюдение общепризнанных прав человека. В 2013-м году Amnesty International насчитывала около семи миллионов сторонников почти в каждой стране мира. https://amnesty.org.ru/who-we-are/

  15. http://gordonua.com/news/politics/v-2016-godu-v-ukraine-dekommunizirovali-bolee-50-tysyach-ulic-i-pochti-tysyachu-naselennyh-punktov-166231.html

  16. http://www.bbc.com/ukrainian/ukraine_in_russian/2015/12/151222_ru_s_ukr_press

  17. http://www.historians.in.ua/index.php/en/dyskusiya/1512-yurii-latysh-zaboronenyi-komunizm-nedozaboronenyi-natsyzm-ne-zaboronenyi-fashyzm

  18. https://ru.wikipedia.org/wiki/14/88

  19. http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/314-viii

  20. http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/316-viii

  21. http://www.nlb.by/content/news/book-exhibitions-nlb/soyuz-iskusstva-i-truda_17926/

  22. 22 ноября 2004 года Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией № A/RES/59/26 провозгласила 8 и 9 мая Днями памяти и примирения и, признавая, что государства-члены могут иметь свои Дни победы, освобождения и празднования, предложила всем государствам-членам, организациям системы Организации Объединенных Наций, неправительственным организациям и частным лицам ежегодно соответствующим образом отмечать один из этих дней или оба эти дня как дань памяти всем жертвам Второй мировой войны. На Украине День памяти и примирения – новый государственный праздник. Он был установлен Указом президента Украины Петра Порошенко от 24 марта 2015 года, и этим же документом утверждена дата его празднования – 8 мая. 
    https://telegraf.com.ua/ukraina/obshhestvo/3895556-8-marta-i-9-maya-kakie-izmeneniya-zhdut-ukraintsev-v-kalendare-prazdnikov.html

  23. https://www.kompravda.eu/online/news/3018913/

  24. http://www.belovo42.ru/other/holiday/1-may/

  25. https://kp.ua/incidents/575559-lvovianyna-osuzhdennoho-za-propahandu-v-feisbuk-podvel-lenyn

  26. https://www.pravda.com.ua/news/2014/07/24/7032822/

  27. https://lenta.ru/news/2014/07/24/rada/

  28. https://www.politnavigator.net/u-simonenko-uveryayut-chto-nesmotrya-na-zapret-kpu-prodolzhaet-legalnuyu-rabotu.html

  29. https://apostrophe.ua/article/society/2015-08-23/vlast-nazvala-dve-glavnyie-prichinyi-snosa-pamyatnikov-leninu-v-ukraine/2143

  30. http://leninism.su/works/73-tom-34/1702-uderzhat-li-bolsheviki-gosudarstvennuyu-vlast.html

  31. https://www.kp.by/daily/26767.4/3798859/

  32. https://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D1%85%D0%BE_%D0%9A%D0%B5%D0%BA%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD

  33. И.Будрайтскис, «Диссиденты среди диссидентов», Свобмарксизд, 2017

  34. http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotm465.htm

  35. Васыль Шахрай, «Революция на Украине», Одесса, ТЭС, 2016 -164 с.

  36. http://vkpb.ru/index.php/lenta-novostej/item/2720-russkij-mir-kak-osnova-zhiznenno-neobkhodimogo-edinstva-vsekh-slavyan

  37. https://vesti-ukr.com/strana/111632-pod-chernigovom-kommunisty-vernuli-snesennogo-lenina-na-mesto

  38. https://www.nytimes.com/2015/10/28/world/europe/ukraine-ban-on-russian-symbols-fuels-fight-over-national-identity.html?ref=topics%20_r=2

  39. https://humanrights.org.ua/ru/material/vidkrite_sbu_provadzhennja_na_lvivskogo_anarkhista__ce_represivnij_zahid__pravozahisnik

  40. https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B0

  41. http://anticapitalist.ru/archive/analiz/protiv_mrakobesiya/1822.html

  42. http://revarchiv.narod.ru/vladimilitch/lenin45/avtonomisazia.html

  43. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B0,_%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%8C_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

  44. http://rusvesna.su/news/1517092958

  45. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

  46. http://left.by/archives/1462

  47. http://www.bbc.com/ukrainian/ukraine_in_russian/2015/04/150414_ru_s_communist_law_mythes

  48. https://delo.ua/econonomyandpoliticsinukraine/kazhdyj-pjatyj-ukrainec-polozhitelno-otnositsja-k-stalinu-i-leni-325183/

  49. https://delo.ua/econonomyandpoliticsinukraine/kazhdyj-pjatyj-ukrainec-polozhitelno-otnositsja-k-stalinu-i-leni-325183/

  50. https://korrespondent.net/ukraine/3671937-opros-ukraynoiazychnye-bolee-sklonny-k-kommunyzmu

  51. http://bbcccnn.today/o-raspade-sovetskogo-soyuza-zhaleet-tret-ukrayntsev-opros/

  52. http://ratinggroup.ua/ru/research/ukraine/back_in_ussr_mneniya_ukraincev_i_rossiyan.html

  53. http://www.furfur.me/furfur/changes/changes/216357-podemos

  54. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%81_(%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F)#%D0%A1%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B8

  55. http://vestnikburi.com/putin-ussr/

  56. http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_2?id=&pf3516=1222&skl=9