Всё началось на днях, когда я, будучи школьным учителем, должен был объяснить 10-классникам "закон отрицания отрицания" в диалектике Гегеля, а позднее и в марксистской диалектике. Причём, объяснить так, чтобы старшеклассники не зазубривали мутную абракадабру о какой-то там спирали развития, а поняли этот закон и смогли с ним работать. Хотя бы на простейшем уровне.

И поскольку на дворе год 2k17, то без чудотворных мантр вроде "тренд", "(анти)хайп", "рил ток", "Versus", а также без роняний Запада и поездок в магазин Gucci в Санкт-Петербурге до 16-летней аудитории не достучаться. Потому я взял и объяснил диалектику на примере истории русского рэпа. Благо, 2/3 своей жизни, т.е. всю сознательную её часть, я за этим самым рэпом активно наблюдаю и в теме ориентируюсь.

Теперь же в расширенном варианте переношу своё изложение на просторы интернета. Каковы тут мои корыстные цели? Ну, во-первых, многие граждане стали забывать очевидный факт: история (а шире движение материи) - это не рандомный процесс, а вполне закономерная траектория. История сверхпопулярного ныне хип-хопа лишнее тому подтверждение. Потому не грех ещё раз попиарить классиков, разгадавших загадки мирового развития.

А во-вторых, всегда интересно заняться культурным терроризмом и закинуть гранату в уютную песочницу чопорных философов, для которых почему-то Гегель, Маркс и Oxxxymiron не могут соседствовать в одном предложении.

Так что клик-клак, товарищи. Мы начинаем.

Закон отрицания отрицания

Для тех, кто не в теме, немецкий философ Гегель и его последователи сформулировали три базовых закона развития, которые применимы где угодно - от процессов на молекулярном уровне до общественных и природных изменений:

- Закон отрицания отрицания;

- Переход количества в качество;

- Единство и борьба противоположностей.

Начнём, пожалуй, с первого закона тем более, он наиболее отчётливо прослеживается в линии развития российского хип-хопа.

На рубеже тысячелетий русский рэп был ещё до жути маргинальным жанром. Его почитание было сродни служению дьяволу, а также сопряжено с немалыми проблемами как со стороны непонимающих взрослых, так и со стороны бритоголовых. Тем не менее, в конце 90-х уже завершился период "свободной конкуренции" подпольных рэп-движений и сформировалась первая монополия, которая ассоциировалась с коллективом Bad balance и её лидером Владом Валовым (он же Мастер Шеff). При помощи этой монополии был выпущен прорывной коммерческий продукт тех лет Децл. Она же являлась главной, если не единственной структурой, дававшей шанс для продвижения молодым талантам. Что уж там говорить, если через фестиваль Валова Rap music прошли почти все звёзды будущей эпохи от Касты и Многоточия до Смоки Мо.

Но творческий подход Мастера Шеffа и Ко уже тогда начинает вызывать массу нареканий. Надменность, "нетрушность", коммерциализированность и прочие вещи начинают яростно осуждаться в андеграунд-среде.

И вот в начале нулевых наши подростковые сердца покоряют новые звёзды родом из музыкального “подполья” Каста и Многоточие. Для глубже погружённых в тему были ещё ЮГ, Злой Дух, NTL, Район моей мечты и масса групп, половину из которых уже вспоминаешь не без труда. Эти люди, поднявшиеся в рамках старой, "валовской" системы, несли принципиально новую парадигму русского рэпа. Если говорить о форме, то это новый стиль рифмовки и подачи, инструменталы с ретро-сэмплами (Влади из Касты здесь, конечно, внёс неоценимый вклад). В текстах появляется больше иносказательности, историй и легенд. Наряду с растущим количеством нецензурщины растёт и литературность. Идея "правильности", "трушности" становится центральной.

А кто самый "правдивый", "прохававший жизнь"? Конечно же, пацаны с района. В идеале не только пьющие пивко по подъездам, но и почитывающие книжки. Такие люди нашлись они-то и занимают новый рэп-олимп. И мы видим своеобразный итог этого процесса талантливые гопники, литературно, но с применением жаргона, говорят о жизни, смерти, улице и прочих темах. Это в целом отражало социально-экономическую ситуацию в маргинализированной 90-ми России, где даже дети интеллигенции росли дворовой шпаной, повязанной с криминалом и наркотиками.

Такой тренд существовал большую часть 00-х годов. Со временем появлялись, казалось бы, непохожие друг на друга исполнители от раннего Смоки Мо, читавшего рэп про психбольницы и внутренний ад, до АК-47, весело вещавших про падики и тупых родственников. Но все они существовали в рамках действующей парадигмы.

Однако со временем границы андеграунда и "трушности" размываются. Каста регулярно посещает эфиры MTV, Многоточие играет из каждого утюга. Любителей рэпа в стране становится всё больше и больше. Лихие 90-е уходят в историю, нефтедоллары подпитывают "встающую с колен" Россиюшку. Меняющиеся социально-экономические реалии провоцируют и новые идейные запросы аудитории. Тем более, на Западе уже давно бушует подходящая для текущего момента R'n'B мода.

Начинаются попытки провести новое отрицание "кастовой" парадигмы. Тут и группа БандЭрос, и бывший соратник Влада Валова Лигалайз, внезапно зачитавший про "будущих мам". Но всё же это не было полноценным отходом от действовавших стандартов скорее, максимальным отклонением от них.

А вот реальный слом начался в 2007-2008 годах.

С одной стороны, стали появляться исполнители вроде D.Masta, читающие про машины, цепи, доступных тёлок и интимные отношения с ними (что было неприемлемо для “ровных” ребят предыдущей эпохи), да ещё и под стрекочущие “южные” биты словно забугорный T.I.

С другой стороны, пошёл в гору зародившийся ещё на заре 00-х баттл-рэп тогда, правда, не в форме Versus’а, а в форме схваток на Hip-hop.ru и прочих площадках. Его развитию в немалой степени поспособствовал технический прогресс: если в 1995-м рэпперы на задрипанной студии за деньги записывались аж на VHS-кассеты, то в 2005-м начинающий исполнитель Noize MC прописывал куплеты на ноутбук в комнате московского общежития. И такие сдвиги поспособствовали приходу в жанр массы новых людей из самых разных социальных слоёв. Тут уже не было пацанской романтики, необходимости “отвечать за слова” и прочих элементов стиля уходившей эпохи. Зато был козлящий всех и вся аноним babangida, был Дядя Женя, мастерски избегавший буквы “р” в своих треках (угадайте, почему?), было немало другого интересного народа.

Постепенно баттл-рэп начинает прогрессировать и приспосабливаться к формату альбомов, выходить на сцену. И тут заграница, без сомнения, сыграла свою роль. Поживший в Германии St1m под патронажем небезызвестного Серёги (да, того, который “Чёрный бумер”) выдаёт эпохальную пластинку “Я рэп”, отличающуюся и по звуку, и по текстам, и по подаче от всего предыдущего российского хип-хопа. Модные инструменталы, ускоренный стиль читки, показное неуважение к авторитетам отечественной рэп-сцены, а также масса обзывательств и подколов в сторону воображаемых врагов. Гляньте хотя бы клип “Война” и вы всё поймёте.

У Стима сразу появилось огромное количество хейтеров, но подростки, выросшие уже в новую эпоху, его посыл оценили. А начатое им дело завершили уже другие лица и уже в куда более радикальной манере. Были они, к слову, также русскими эмигрантами. Я имею в виду, в первую очередь, Oxxxymiron’а и Schokk’а.

Люди, выросшие в Европе и впитавшие западные стандарты рэпа, обрушились с почти маниакальным остервенением на российскую хип-хоп культуру, клеймя её за простоту, отднотипность, поъездность и ту самую “трушность”. Что уж говорить, если регулярным слоганом на их концертах становится незамысловатый “Нах#й Касту!” Параллельно ребята упорно сообщали слушателям о том, что имели связи сексуального характера с их мамами/подругами/сёстрами и далее по списку. Это соседствовало (а порой и перемешивалось) с душещипательными историям о жизни “лишних людей”, изгоев-эмигрантов в Европе, которая не такая уж гостеприимная, какой кажется из российского зазеркалья. Позже Oxxxymiron пояснит, что такие эпатажные ходы были “для свободомыслия, чтоб твои правила высмеять” то бишь, предпринимались по идейным контркультурным соображениям. Параллельно примерно тем же занимаются Витя СД сотоварищи. И под высмеивание действовавших правил окончательно рушится парадигма старого рэпа и устанавливается новая.

На новом витке диалектической спирали критически важен флоу (подача), двойные и тройные рифмы, уход от бумбэп-битов. Поменялся дискурс. Текст зачастую наполняют просто панчлайнами (ударными строчками), редко используя связные истории.

Но и тут история не застыла. Рэп, начиная с 2008-2011 годов становится до жути разнообразным, “многопартийным”. Однако и тут формируется свой Олимп, одно из ключевых мест на котором занимает Oxxxymiron. Да, он изменил отечественный хип-хоп, но и сам постепенно интегрировался в мэйнстрим. Хотя, надо признать, рэпер всячески избегал “зашкваров”. Но отказы от эфиров (окромя “Вечернего Урганта”) и плевки на коммерческие предложения не помешали ему стать лицом Reebok в России и задружиться с группой “Серебро”. Как известно, убив дракона, ты сам становишься драконом. Мирон это и сам понимал, а внутренние сомнения и метания касаемо компромиссов с шоу-бизнесом легли в основу целого ряда сильных треков.

И вот на авансцену уже выходит группировка “Антихайп” и, в частности, рэпер Гнойный (он же Слава КПСС, он же Сонечка Мармеладова, он же Бутер Бродский, он же Валентин Дядька), сделавший себе славу на троллинге Мирона и (sic!) тотальном отрицании существующих культурных ценностей. Ну и вишенкой на торте стал тот самый Versus-баттл, где Гнойный строит линию атаки, упрекая Oxxxymiron’a в продажности и том, что тот “исписался”.

Но, что произошло далее? Победив главного MC страны, Слава КПСС тут же ринулся рекламировать букмейкерскую контору Leon, торговать лицом в шоу Дудя и на телеканале “Культура”. Отрицание отрицания вышло на новый виток.

Переход количества в качество

Как говорится, "не забывай свои корни"

Если долго мучиться что-нибудь получится. То же самое и с русским рэпом.

Многие ли слушают сейчас записи хип-хоп команд из 90-х? Вряд ли. Но именно постоянная работа над материалами позволяла молодёжи в то время совершенствовать и навыки рифмовки, и мастерство создания минусов. Параллельно техническому прогрессу совершенствуются методы записи, сведения и мастеринга.

Послушайте (если сил и терпения хватит) дебютный сборник Касты под названием “Первый удар” 1997-го года. А потом “Трёхмерные рифмы” 1999-го. А потом легендарную пластинку “Громче воды, выше травы” 2002-го. Прогресс налицо. Были ли последующие работы группы и отдельных её участников сильнее ГВВТ в творческом плане вопрос спорный. Но то, что они были ещё качественнее неоспоримый факт. Вслушайтесь хотя бы в звук на “Были в глаза” 2008-го.

И то же самое можно сказать про фактически любого российского рэппера будь то Noize MC, или Oxxxymiron, или группа Каспийский груз.

Нынче Гнойный записывает по альбому за день. Продукт, надо сказать, отвратного качества. Но, возможно, со временем и он построит на этой куче мусора нечто стоящее.

Единство и борьба противоположностей.

Старик Гегель когда-то выявил, что в основе явлений и процессов лежит противоречие, которое в финале эти явления и процессы хоронит. Исходя из этой мысли, кстати, Маркс позже выдвинет тезис о неизбежном конце капитализма.

Примерно по той же схеме живут парадигмы в русском рэпе. Но возникает вопрос: что же за противоположности борются в нём, хороня империю за империей?

Примечательно, что базовое противоречие до сих пор было и есть одно. Оно лежит между стремлением к нон-конформизму с одной стороны и коммерциализацией, шоу-бизнесом с другой. Начиная с независимых и голодных правдорубов, эмси постепенно идут на сделки с совестью, а в финале становятся сытыми и богатыми медиа-фигурами. Им на смену приходят новые молодые и злые, неся новый импульс и новые правила. Старичкам же остаётся либо подстроиться под свежие принципы игры (см.на Касту), либо уйти из неё (см.Многоточие), либо стать клоунами, зависшими в параллельной реальности (см.Мастер Шеff).

Другое противоречие заключается в устаревании формы. Уж на что модным казался “Город джунглей” от Bad Balance в конце 90-х. А сейчас его и переслушивать-то как-то неловко. Потому неминуемо наступление новых трендов и похороны старых форм.

Есть, правда, и более мелкие, в том числе и личные противоречия в каждом конкретном случае. Но на глобальные тенденции они не всегда влияют.

Таким образом, хип-хоп революции будут продолжаться, покуда не будет снято базовое противоречие между стремлением к независимому творчеству и властью бабла. А оно исчезнет лишь с уничтожением шоу-бизнеса как такового (снова привет, старик Маркс). Или же сам хип-хоп утратит своё положение в ряду популярнейших жанров, загнётся и уйдёт в тень. Тоже ведь своеобразное разрешение борьбы противоположностей.

З.Ы.

Хотелось бы заметить, что в рамках статьи рассматривались только глобальные тенденции в жанре. Многие ответвления и изыски - в том числе, арт-проекты вроде Кровостока или 2H Company - остались за рамками повествования. Что, впрочем, не влияет в итоге на выводы.

Но важнее другое. Если вдруг некоторые читатели считали, что философия - это какая-то заумная и оторванная от жизни херня или (что ещё хуже) - ванильные цитатки для туповатых пабликов, то надеюсь, что эта статья вас переубедит. И уж коль Гегель с Марксом помогают нам разобраться в самом русском рэпе, то помогут и в анализе других процессов.

Так что читайте классиков, слушайте качественную музыку, меняйте мир.