Вот и вышел в прокат широко разрекламированный фильм Алексея Мизгирева «Дуэлянт». Хотелось бы сказать: вышел в тираж. Но нет, кинобоевик о жизни, смерти и чести российского дворянства обречен если не на рекордную кассу, то на более-менее значительный успех у российской публики.

Алексей Мизгирев, ученик кумира перестроечных времен Вадима Абдрашитова, несомненно многому научился у своего наставника и, прежде всего, острому нюху как на политическую конъюнктуру, так и на неявные, но от того особенно острые запросы публики.

Чего желает элита? Фильмов о России, которую мы потеряли и вернули в 1991-м. Картин, воспевающих барство и рабство.

Чего явно жаждет общественность? Красивой драмы о галантных офицерах и прекрасных дамах. А втайне зритель хочет видеть все тот же пресловутый экшен: кровь, драки, секс, стрельбу.

Мизгирев предоставляет все вышеуказанное с избытком. Чернуха, свойственная работам этого по-своему талантливого режиссера, объясняется просто: материал захватывает творца. Жизнь ломает любые творческие перегородки и мифологические построения. Нам показывают одно, а мы видим другое.

Нам показывают трагического героя и «невольника чести», Колычева-Яковлева, а на экране отстреливает конкурентов-бандитов типичный мститель-уркаган, одержимый идеей восстановить свой статус в воровском мире. Восстановить, кстати, с помощью взятки генпрокурору России, ой, то есть генерал-прокурору Правительствующего Сената, на тот момент графу В. Н. Панину, известному знаменитым изречением «не следует допускать в России адвокатуры, потому что опасно распространять знание законов вне круга лиц служащих!». У Колычева почти получается, мешает только авторитетный предприниматель от светской жизни, а попросту глава ОПГ, граф Беклемишев. Граф настолько приближен к генерал-прокурору, что взяткой тут дело не решить.

А когда нельзя купить, надо застрелить. Этому нехитрому правилу из 1990-х следуют все в фильме. Даже главная героиня — самое невинное существо в начале сюжета — мечтает к середине кинокартины застрелить то Колычева, то Беклимешева, и в итоге действительно пытается прикончить последнего.

Так что же представляет собой славное российское дворянство образца 1860 года по версии Мизгирева? Ворье, живущее по жесткому кодексу правил зоны. Над всеми стоит пахан — его величество император Александр Второй. Крепостные и прочие люди «низкого» происхождения за исключением верного колычевского холопа фигурируют в основном как фон, даже без реплик. Дворянам их жизнь неинтересна или, вернее, интересна чуть менее, чем жизнь собак. «Кто не дворянин, тот собака, а собаку бьют палками» — утверждает мегазлодей Беклемишев. С ним согласен и Колычев, изнывающий от спуска в число псов, и вообще все герои фильма, особенно господа офицеры.

filmz.ru

О них разговор особый. Его императорского величества общество офицеров, претендующее на роль суда в вопросах дворянской чести, на деле является всего лишь поставщиком «бычков» для Беклемишева и его подобных. Испытания чести, напоминающие зоновские проверки на «обиженность», удаются господам офицерам на славу. Так и ждешь, что из угла выползет урка в синюшных татуировках и прошипит, как в уголовных романах: «Режь или он возьмет нож!»

Дворянство в «Дуэлянте» голо, как король в известной сказке. Культура и цивилизация — только налет на звериной шкуре эксплуататоров. Пара гуманистов, промелькнувших в фильме, алеутская знахарка и тот простой солдат, пожалевший «опущенного» Колычева, еще сильнее оттеняют мерзость «господ»-убийц и их дам, отдающихся в каретах посреди улицы, а потом злословящих о погубленных репутациях. Да, перед нами дрянцо, редкостное дрянцо, человеческий мусор в прямом смысле слова.

Кто-то возразит: а Пушкин, Тургенев, Толстой, декабристы и далее по списку? Их в фильме нет, хотя и они часть дворянства, его немногочисленная лучшая часть, великие исключения, подтверждающие правило для большинства: с волками жить — по-волчьи выть.

59054f411ebea16d777fb09741b6eef6

Как уже сказано выше, фильм обречен на определенное зрительское внимание. Картине о российском дворянстве, снятой в формате бандитского боевика 90-х с гангстером-мстителем в качестве центрального персонажа, гарантирован успех выше среднего. Близкими и родными кажутся нашему зрителю подобные сюжеты. «О нормальных пацанах кино» — поведал кому-то в трубку мобильника выходящий из кинотеатра подросток. Он, конечно, узнал на экране за маскировкой дворянских и военных мундиров знакомые вертикали и горизонтали Российской Федерации от президентского дворца до ближайшей подворотни.

Стоит ли идти на «Дуэлянта»? Мне не жаль было денег на билеты. Редкостный случай увидеть на большом экране не прилизанный и не наманикюренный облик «служилого» сословия Российской империи. Заодно полезно вспомнить, что мы потомки собак, которых можно бить резиновыми дубинками, ой, шпицрутенами. Собаки, однако, кусаются, особенно хорошо кусаются в стае. Могут и порвать. Как в 1917-м.