Совсем недавно прошли дебаты Андрея Рудого и Егора Просвирнина, посвященные вопросу, уже лет восемь будоражащему умы наших интеллектуальных националистов и диванных штурмовиков: «Был ли геноцид русского народа в СССР?». Забавно, но отечественные правые частенько пытаются доказать такие серьезные обвинения… цитатами Ленина, вырванными из исторического контекста, и банальным отрицанием общепринятого термина геноцида. Вот и Просвирнин, не ответив по существу ни на один вопрос и не сумев обосновать свою точку зрения, всё-таки устроил из дебатов отменное шоу, сотрясая зал зычными воплями «Русские вперед!» и размахивая ручонками. Свою цель он, конечно, выполнил (наверняка, донаты от поклонников хлынули потоком). Но убедительно доказать существование «геноцида русского народа проклятыми коммуняками», увы, так и не смог. Что, конечно, неудивительно (достаточно сложно доказать то, чего никогда не существовало).

Вообще же, после просмотра этих дебатов, меня больше заинтересовало другое. То, что правые, в который раз, пытаются свалить очередную проблему с больной головы на здоровую. Дело в том, что, пожалуй, подавляющее число инцидентов с массовой гибелью людей, которые можно хотя бы с натяжкой признать «геноцидом» – дело рук правых, капиталистов, националистов, а вовсе не «кровавых большевиков». Давайте попытаемся в этом разобраться.

Что такое геноцид?

Для лучшего понимания темы, необходимо сразу определиться, что такое геноцид вообще. Итак, что же такое «геноцид»? Можно ли назвать геноцидом любое массовое уничтожение людей? Чтобы это узнать, достаточно заглянуть в текст «Конвенции ООН о предупреждении геноцида и наказании за него». Геноцид, это:

Действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

а) убийство членов такой группы;

  1. b) причинение серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение её;

  1. d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
  2. e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Вроде бы, всё просто и понятно. Ключевым признаком здесь является умышленность действий, другими словами, намерение уничтожить какую-то группу людей по национальному, этническому, расовому или религиозному признаку.

Можно, конечно, вспомнить аргументы пресловутого Просвирнина, которому ну очень не нравится определение геноцида из конвенции ООН, поскольку, по словам Егора, «из самой конвенции о геноциде, под давлением советской делегации, было убрано само определение геноцида как уничтожение политической и экономической группы». Разумеется, это ложь. Канадский учёный Уильям Шабас, президент «Международной Ассоциации исследователей геноцида» и один из ведущих мировых экспертов по геноциду и международному праву, после тщательного изучения этого вопроса не нашел доказательств, подтверждающих точку зрения «интеллектуальных русских националистов». «Советский» взгляд на конвенцию разделял целый ряд стран: Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Доминиканская Республика, Египет, Иран, Ливан, Перу, Уругвай, Филиппины и Швеция. Исключение из понятия «геноцида» экономических и политических групп продвигалось и Всемирным Еврейским Конгрессом. Так что, Егор, заодно оправдывая свою «фамилию», мог бы смело обвинять в этом евреев, а не «кровавого Джугашвили».

Другими словами, например, голод – это не геноцид. Равно как и военные потери, эпидемии или массовая гибель граждан в результате дорожно-транспортных происшествий. Например, все помнят, что в России в начале ХХ века была невероятно высокая детская смертность. В период с 1902 по 1911 год примерно четверть родившихся младенцев не доживали до года. Можно ли считать это геноцидом? С точки зрения «русских интеллектуальных националистов» – да. Но любому, у кого мозг не заплыл жиром, очевидно, что нет. Последствия наплевательского отношения властей к здравоохранению ну никак нельзя назвать геноцидом.

А вот, например, пресловутую Выборгскую резню 1918 года очень даже можно рассматривать как акт геноцида. Напомню, что речь идёт о взятии финскими белогвардейцами Выборга, после которого доблестные антикоммунисты устроили натуральную резню русского населения именно по этническому признаку. Под раздачу тогда попали, в том числе, и антибольшевистски настроенные русские офицеры, нацепившие погоны и побежавшие встречать «освободителей» цветами. В общей сложности, было убито, по различным оценкам, от четырех сотен до пяти тысяч человек. Русских, похожих на русских, говорящих по-русски и даже просто «не говорящих по-фински». Бойню устроили финские и шведские националисты, ни один из которых не понёс за это никакого наказания. Этот эпизод абсолютно подходит под определение «действий, совершаемых с намерением уничтожить национальную группу» (хоть и в отдельно взятом городе).

Финские белогвардейцы освобождают русское население Выборга от кровавых большевиков

Почему одни события признаются геноцидом, а другие – нет?

В целом, понятие «геноцида» довольно сильно политизировано. «Общепризнанных» геноцидов (точнее, официально признанных ООН или какими-либо её структурами) вообще довольно мало: это, например, Холокост, турецкий геноцид армян,  геноцид в Руанде. В 2015 году ООН едва не признала геноцидом «Резню в Сребренице» (массовые убийства мусульман-босняков сербами в 1995 году). В 2017 комиссия ООН потребовала от мирового сообщества признать геноцидом уничтожение курдов-езидов представителями запрещённого в России «Исламского государства». А в 2018 году за преследования народности рохинджа в геноциде были обвинены власти Мьянмы. Можно отметить, что большая часть «общепризнанных» геноцидов, по невероятному стечению обстоятельств, была инициирована различными националистами, а вовсе не «кровавыми коммуняками». Но были и исключения. В том же 2018 году, в ООН признали виновными в геноциде нескольких руководителей «Красных Кхмеров». Однако и здесь речь шла не о «геноциде народа Камбоджи коммунистами», а о физическом уничтожении местных этнических и религиозных меньшинств.

В то же время, есть довольно много исторических событий с массовыми жертвами, которые не признаны «геноцидом» ООН, но признаны отдельными странами (либо рядом стран). Тут уже всё сложнее, хотя бы потому, что страны, обвиняемые в геноциде, как правило, не признают свою вину. Вдобавок, зачастую используется не общепринятая методология (то есть, не определение геноцида, признанное ООН), а какая-либо иная. Вроде той, например, которую так яростно защищал на дебатах Егор Просвирнин. Только вот, ценность таких «доказательств» геноцида довольно сомнительна, так как обвинение в геноциде, в таких случаях, обычно просто используется как средство давления на ту или иную страну. При желании, конечно, признать геноцидом можно что угодно (вплоть до детской смертности в Российской Империи). Хороший пример – геноцид курдов в Ираке при режиме Саддама Хусейна в 80-е годы. Ни одна из великих держав не обратила на это никакого внимания – ведь США в те годы поддерживали Ирак в Ирано-Иракской войне. В результате, этот акт геноцида был признан таковым только несколькими странами и только в 2012-2013 годах.

Или, вот, Великий Китайский голод 1959-1961 года. Он не признается геноцидом ни одной страной, несмотря на то, что у власти там находились (о, ужас) коммунисты, а погибло от 16 до 36 миллионов человек. А голод 1932-1933 года в СССР почему-то признается геноцидом рядом стран. Причем, конкретно – геноцидом украинцев, несмотря на то, что территория бедствия выходила далеко за границы современной Украины. И, несмотря на то, что это был именно голод, с которым «кровавая советская власть» пыталась бороться, а вовсе не «действия, с целью уничтожения украинцев как национальной группы».

Или, взять, например, китайского генералиссимуса Чан Кайши, националиста и антикоммуниста. По версии мировой общественности, никаких геноцидов он не устраивал, несмотря на то, что на подконтрольных ему территориях гибли миллионы людей. Пока этот «замечательный» деятель боролся за власть в Китае, там произошло сразу несколько крупных «голодоморов»: в 1928-1930, 1936-1937 годах, а также в 1942 (но этот голод, по крайней мере, можно частично объяснить японо-китайской войной). В общей сложности, погибло около 14 миллионов человек. Но никто не спешит называть это геноцидом. Может быть потому, что в КНР нет «китайских интеллектуальных националистов»? Даже устроенный Гоминьданом взрыв дамбы на реке Хуанхэ (погибло, по официальным данным, около 800 тысяч человек, миллионы остались без крыши над головой) никто не считает «актом геноцида». Оно и понятно – целью ведь было не уничтожить как можно больше людей, а приостановить наступление японцев.

В общем, гораздо объективнее следовать определению геноцида, данному в ООН-овской конвенции. А по нему голод, стихийные бедствия, военные потери и тому подобные вещи, всё-таки, нельзя признать актом геноцида, так как уничтожение людей здесь не является самоцелью, а лишь косвенным следствием политики, проводимой тем или иным государством.

Поэтому очень странно слышать, как наши «интеллектуальные националисты» истерично пытаются повесить на коммунистов «геноцид русского народа». Впрочем, ультраправые вообще обожают лепить ярлык «геноцид» на что попало (включая, например, межрасовое порно), и это неудивительно, учитывая, что их риторика в принципе рассчитана на не самых умных людей и построена на одних эмоциях. Забавно, что если смерть множества людей происходит при каком-нибудь правом правительстве или режиме – это, по логике националистов, уже не «геноцид».

Вероятно, это тот случай, когда «на воре и шапка горит», ведь, как уже было упомянуто выше, по невероятному стечению обстоятельств, подавляющее большинство актов геноцида, подходящих под определение конвенции ООН, было совершено как раз правыми, националистическими и антикоммунистическими режимами.

Геноцид и колонизация

Если не вспоминать всякие совсем уж давние истории (вроде падения Карфагена), самые крупные геноциды нового времени были тесно связаны с капитализмом, а точнее – с колониализмом. Цивилизованные державы захватывали территории Африки, Азии, Америки и фактически порабощали местное население. В случае же каких-либо восстаний – это население обычно безжалостно уничтожалось. Массовое уничтожение коренных народов в рамках колонизации не было официально признанным геноцидом, однако, имеет очень много характерных для него черт.

Так было, например, в Намибии, где в 1904 году вспыхнуло восстание племён гереро и нама. Территории, где проживал этот народ, в конце XIX века стали колонией Германской Империи. Бывшие скотоводы и земледельцы попали в рабство, их земли отобрали и раздали колонистам. Когда же коренные жители попробовали восстать – их жестоко подавили войсками, выживших же частично выгнали в пустыню умирать. Гереро были уничтожены почти на 80%, погибла и треть племени нама. Выживших бросили в концлагеря, где заставили работать на немецких бизнесменов. Несмотря на то, что основной целью здесь была прибыль капиталистов, в Намибии было осуществлено намеренное уничтожение части этнических групп гереро и нама (неудобной части).

Группа выживших гереро, которые сбежали от немецких колониальных войск через засушливую пустыню Омахеке

Похожая ситуация была и в колониях Бельгии в Конго, где местных жителей поработили и заставили собирать каучук для бельгийского короля Леопольда II. В лучших традициях либертарианцев террор держался здесь на частной армии, офицерский корпус которой состоял из европейцев, а рядовой состав – из представителей воинственных местных племён. Восстания, разумеется, бывали и в Конго, подавляли их, пожалуй, ещё жестче. Офицеров беспокоило, что солдаты могут тратить дорогие пули для охоты на животных, поэтому они требовали, чтобы во время подавления восстаний солдаты приносили им по одной отрубленной руке аборигена на одну потраченную пулю. Позже отрубленные руки стали вообще чем-то вроде штрафа за невыполнение норм по сбору каучука. В общей сложности, от невыносимых условий труда, прямого насилия и болезней погибло от 10 до 13 миллионов человек, или около 60% населения страны.

Конголезец смотрит на отрубленные руку и ногу своей пятилетней дочери, убитой и, предположительно, съеденной ополченцами “Англо-Бельгийской каучуковой компании”

Колонизация Южной Америки испанцами также привела к миллионным жертвам, впрочем, с одной стороны, достаточно сложно подсчитать точные масштабы из-за давности событий, с другой – большинство смертей, по всей видимости, произошли из-за эпидемий европейских болезней. В Северной Америке происходило то же самое – индейцы массово гибли от, например, оспы, а племена, оказывающие сопротивление английским колонистам – безжалостно уничтожались. Имело место даже применение биологического оружия в виде одеял, зараженных вирусом той же оспы, раздававшихся индейцам. Когда началась Американская революция, индейские племена разделились (одни поддерживали американских колонистов, другие – Британскую Империю). Поражение британцев в этой войне, и, в большей степени, их поражение во второй войне за независимость 1812 года нанесло колоссальный ущерб коалициям индейских племен, их поддержавших, фактически приведя их к разгрому. В дальнейшем официальные власти видели в индейцах помеху на пути к цивилизации. В 1830 году был принят закон о переселении индейцев, десятки тысяч которых были вынуждены покинуть свои земли в «добровольно-принудительном» порядке, несогласные же зачастую уничтожались физически. Во время эпидемии оспы 1837 года власти США намеренно не прививали от неё «неблагонадежные» индейские племена.

Несмотря на то, что назвать эти события геноцидом в соответствии с конвенцией ООН сложно (большинство индейцев погибло от эпидемий), отдельные признаки геноцида в них всё-таки имеются. И хотя белые европейцы не имели цель уничтожить индейцев Северной Америки как таковых, и, как правило, не порабощали их, в то же время они рассматривали само их существование как препятствие. И преодолевали это препятствие всеми возможными способами (от зараженных оспой одеял до истребительных кампаний). Стремительно развивающийся капитализм подрывал саму материальную базу индейцев. Так, например, американский генерал Шеридан (автор высказывания «Из всех индейцев, которых я встречал, хорошими были лишь мертвые индейцы») считал, что наибольший ущерб индейцам нанесли не действия регулярной армии, а охотники на бизонов. Эти животные столетиями кормили, одевали и обували индейцев, но были практически полностью истреблены белыми колонизаторами в течении XIX века.

Пирамида из черепов бизонов

Можно вспомнить ещё множество подобных событий – геноцид коренного населения Тасмании, ассимиляция народа мориори в Новой Зеландии, уничтожение селькнамов, сотни локальных этнических чисток – во имя прогресса и цивилизации. Хоть уничтожение всех этих людей и народов и не было самоцелью, оно выражалось в не менее страшных формах, чем известные всем геноциды ХХ века.

Геноцид и антикоммунизм

В прошлом веке геноцид уже, в основном, не был связан с колонизацией. Это, например, уже упомянутые выше геноцид армян, Холокост, резня в Руанде, этнические чистки местных меньшинств в Кампучии. За исключением последнего события, ни один из общепризнанных геноцидов ХХ века не был совершен коммунистами. Не говоря уж о том, что режим Пол Пота коммунистическим не был, а впоследствии “Красных Кхмеров” сверг социалистический Вьетнам. Зато антикоммунистические режимы частенько устраивали геноцид тех или иных национальных, этнических, расовых или религиозных групп. Холокост известен всем, и помимо шести миллионов евреев немецкие нацисты уничтожили от 200 тысяч до полутора миллионов цыган, более 8 миллионов советских граждан. Помимо этого, они преследовали и уничтожали и религиозные меньшинства, в общем-то, воплотив в жизнь все положения конвенции ООН. Но начали нацисты, всё-таки, со своих главных врагов – коммунистов.

Менее известны индонезийские события 1965-1966 года. Всё началось с антикоммунистических репрессий (как мы помним, под определение «геноцида» не подходящих), однако вылилось в этнические чистки и уничтожение, по разным оценкам, от пятисот тысяч до двух миллионов людей. Включая практически полное уничтожение китайского этнического меньшинства (что как раз подходит под определение «геноцида»). Что самое забавное, в США о происходящем отлично знали – и поддерживали, как могли. Кому интересно – можете посмотреть отличный документальный фильм «Акт убийства», включающий и интервью с убийцами из местных «эскадронов смерти» (которые не понесли никакого наказания).

Немного позже всё та же Индонезия вторглась в Восточный Тимор (тоже, кстати, под антикоммунистическим предлогом), и местные жители ощутили на себе все прелести истинно правого режима (только, на их беду, не в роли титульной нации). Погибло от 100 до 300 тысяч людей. Бывшая португальская колония была захвачена Индонезией сразу же после победы «Революции Гвоздик» 1974 года в Португалии. Вместо деколонизации получилась оккупация, продлившаяся вплоть до 2002 года. К счастью, полностью истребить местное население у индонезийских националистов не вышло, и сейчас Восточный Тимор – независимое государство.

Антикоммунистические выступления вообще невероятно часто приводили к этническим чисткам и, фактически, геноциду. Во время гражданской войны в Гватемале, например, правительственные войска и «эскадроны смерти» уничтожали индейцев майя чуть ли не более активно, чем боролись с повстанцами. Доблестные антикоммунисты вырезали целые деревни Майя. В результате – от 32 до 166 тысяч погибших, десятки тысяч пропали бесследно.

Отличился и парагвайский диктатор, видный антикоммунист Альфредо Стресснер. Его усилиями был практически уничтожен народ аче, коренные жители Парагвая, мешавшие ему фактом своего существования на территориях, которые можно было выгодно сдать в аренду инвесторам из Бразилии. В результате – широкомасштабная армейская операция, резервации без должного медицинского ухода и гибель большей части целого народа. Впрочем, начинал Стресснер, как и его немецкие учителя, с уничтожения коммунистов.

Ну ладно, а всё-таки – может быть, были какие-то «красные» геноциды?

Общепризнанных – не было. Только украинский «голодомор» официально признан рядом стран после кампании, устроенной властями Украины в начале нулевых годов. Однако это решение было скорее политическим, учитывая что голод в те годы был не только на Украине, и власти предпринимали меры по его преодолению, не говоря уже о том, что это бедствие хоть и было следствием экономической политики советского государства, однако, не являлось «умышленным уничтожением украинцев», на чем настаивают украинские националисты.   

Остаётся только так называемая операция «Чечевица»: массовые депортации чеченцев и ингушей в Киргизию и Казахстан в 1944 году. Не смотря на то, что депортация, даже целого народа, сама по себе не подходит под конвенционное определение «геноцида», в данном случае она была настолько плохо и преступно организована, что привела к гибели, по разным источникам, от 123 до 200 тысяч человек. Европарламент (но не ООН) признал эти события геноцидом в 2004 году – и, можно было бы сказать, что вот, вот он, геноцид, совершенный лично Сталиным. Только вот, русские националисты, одним из любимых героев которых является генерал Ермолов, вряд ли способны искренне осудить Сталина за эти события.   

Некоторые, конечно, могут вспомнить Ирак и Саддама Хусейна, который был лидером условно социалистической партии БААС и при этом уничтожал курдов и дружил с СССР. Однако, несмотря на эту «розовую» обертку, Хусейн несомненно был антикоммунистом (хотя бы потому, что успешно репрессировал у себя всех коммунистов, которых смог).

Почему же русские правые вечно ноют о коммунистических геноцидах? Ну, вероятно, как раз потому, что большую часть геноцидов устроили именно правые. Возможно, в какой-то мере тут работает формула, озвученная Гитлером в «Майн Кампф» и ошибочно приписываемая Геббельсу: «Чем больше ложь, тем скорее в нее поверят». Ну и, разумеется, потому, что у правых у самих рыльце в пушку, в том числе и у отечественных правых, люто обожающих Российскую Империю (устроившую, например, фактически геноцид черкесов в 1860-х) и Белую Гвардию (известную своими антисемитскими погромами в ходе Белого Террора).

К счастью, националисты в России не являются сколько-нибудь мощной политической силой, да и среди населения довольно мало людей, способных поверить в какую-нибудь чепуху в духе «геноцида русского народа в СССР». За это, вероятно, стоит сказать спасибо советскому образованию. Как и за то, что у подрастающего поколения россиян слово «Погром», вероятно, будет ассоциироваться исключительно с забавным толстячком-стримером, а не со смертью невинных людей.