По старой доброй традиции в конце ноября на экраны кинотеатров вышла очередная часть «Голодных игр». Вообще, эта сага, как никакой другой продукт кинематографа, стала жертвой алчности продюсеров.

Во-первых, с самого первого фильма «ГИ» стали позиционироваться ими как новые «Сумерки». Понятно, что это было сделано, чтобы привлечь к экранам огромную аудиторию зрителей и повторить кассовый успех вампирской истории (и, надо заметить, это более чем удалось). Но зритель, не являющийся школьницей 13-16 лет, априори стал негативно относиться к фильмам данной серии. И это неправильно. «ГИ» куда ближе к муровскому «V – значит вендетта» (комиксу, естественно, а не фильму, экранизация отвратительна), чем к «Сумеркам». Но если у Алана Мура была анархистская ода революции в стабильном западном буржуазном государстве, то в «играх» речь идет о том, как не надо делать революцию в условиях диктатуры и капиталистического гнета (это не описка, и у вас не белая горячка, вы все правильно прочитали: именно про это рассказывает сага).

Во-вторых, для еще большего увеличения кассы в очередной раз было принято решение разделить заключительную часть популярнейшей экранизации популярнейшей серии книг на 2 фильма. В случае с «ГИ» это было еще менее оправдано, чем с тем же «Гарри Поттером». Дело в том, что книги Сьюзен Коллинз, автора цикла про Китнисс Эвердин, условно разделены на 2 части: в первой половине происходит знакомство с героями и ситуацией, душевные терзания героини, во второй – основное действие. Поделив заключительную книгу на 2 фильма, продюсеры поставили режиссеру Френсису Лоуренсу задачу сначала экранизировать сопливую часть книги, а через год снять сплошной боевик. Не самая легкая, скажем, задачка. Зрителям и критикам, в свою очередь, тяжело оценивать «Сойку-пересмешницу» из-за незаконченности поднятых в первой части тем. В силу этого, нам в рецензии придется затронуть и еще не экранизированную часть литературного источника (да-да, мы со Стивеном Кингом – единственные представители мужской части населения планеты, кто читал эти книги). Если кто-то очень не хочет заспойлерить себе хотя бы часть сюжета, то на этом ему лучше прекратить чтение данной статьи.

«Голодные игры» куда близкик муровскому «V – значит вендетта». Но если у Алана Мура была анархистская ода революции в стабильном западном буржуазном государстве, то в «играх» речь идет о том, как не надо делать революцию в условиях диктатуры и капиталистического гнета.

1417438639_1

Теперь, когда читать материал осталось лишь несколько человек, надо вкратце для непосвященных рассказать предысторию «Сойки». Действие саги происходит в будущем, в котором войны и катастрофы в очередной раз привели человечество на грань гибели. Но в этой версии будущего люди не попрятались в бункерах-убежищах, оставив поверхность расплодившимся супермутантам. Здесь люди живут в антиутопическом государстве Панем, до боли напоминающему отечественной аудитории современную Россию. Области Панема (здесь они называются дистриктами) в поте лица работают, чтобы прокормить роскошную жизнь в столице – Капитолии. Живут люди в дистриктах в полнейшей нищете и впроголодь. Все ресурсы из них идут в Москву Капитолий, где столичный люд страдает ничегонеделанием и пьёт блевотное, чтобы иметь возможность больше попробовать вкусных блюд. Редкий житель дистрикта может прорваться в элиту, чтобы тоже вкусить все блага богатой жизни в столице. Правит Панемом, опираясь на мощь армии, Путин президент Сноу. Но за основу для этого антиутопического государства была взята все же не Россия, а вполне реальная капиталистическая миросистема, где Капитолий олицетворяет собой страны «первого мира» (США, ЕС), а дистрикты - «третьего» (страны Африки, Азии). И ужасающающая так нас в фильме эксплуатация существует во вполне реальном, современном нам мире. А прототипом главной героини можно считать любую африканскую девочку, борющуюся с всевластием транснациональных корпораций на своей земле. За 74 года до событий первого фильма в Панеме произошла революция: 13 дистриктов восстали против капиталистической эксплуатации со стороны Капитолия, но потерпели поражение. 13-ый дистрикт был уничтожен, а оставшиеся 12 были обязаны каждый год посылать двух своих молодых представителей на смертельное реалити-шоу – Голодные игры. Игры должны были быть напоминанием каждому о высокой цене сопротивления власти Капитолия. И вот на 74-е игры попала Китнисс Эвердин – главная героиня саги. Она победила и каким-то образом умудрилась стать символом сопротивления. За это ее отправили на игры через год еще раз. Но революционеры из все же неразрушенного, как оказалось, 13-го дистрикта (гос. СМИ нагло врут и в этом мире) похищают Китнисс прямо со смертельного шоу. На этом вторая часть «ГИ» заканчивается и начинается «Сойка».

За основу антиутопического государства была взята реальная капиталистическая миросистема, где Капитолий олицетворяет собой страны «первого мира», а дистрикты - «третьего». А прототипом главной героини можно считать любую африканскую девочку, борющуюся с всевластием транснациональных корпораций.

Сразу надо отметить, что со сложнейшей задачей сделать смотрибельным кино для абсолютно всех зрителей режиссер все же не справился. У тех, кто считал первые «Голодные игры» вялыми, эта часть точно войдет в топ самых скучных фильмов всех времен и народов. Все действие фильма можно описать одним предложением: героиня сидит в 13-м дистрикте и снимается в пропагандистских роликах. Все. Негусто, прямо скажем.

Сьюзен Коллинз обладает весьма специфическим литературным стилем, из-за этого некоторые эпизоды ее книг для читателя остаются покрытыми мраком. Визуализация, казалось бы, должна была все разъяснить, но экранизация умудряется не только не прояснить темные пятна в литературном первоисточнике, но и сделать непонятными те места книг, что достаточно четко и ясно прописаны. И эта моя претензия относится ко всем трем фильмам. Например, я раз 10 перечитывал концовку игр в «И вспыхнет пламя», раз 15 пересмотрел этот момент в фильме, но на возникающие от той сцены вопросы ответов так и не получил. И если в книге хотя бы в своем первом видеовыступлении из Капитолия Пит Мелларк объясняет, куда все побежали после обрыва проволоки, и почему прогремел звук пушки, то зрителей создатели фильма оставляют наедине со своими догадками. Ну, а чтобы понять, что хотел сделать негр-ученый с проволокой, деревом и силовым полем, надо быть, наверное, физиком. Складывается впечатление, что он пытался покончить с собой или мечтал с детства об инвалидном кресле.

Katniss-3

По сюжету книг и фильмов успешность революции зависит не от уровня организации революционного подполья, не от масштабов поддержки восстания населением, не от снабжения оружием и продовольствием, а от того, видят ли панемцы на экранах свою Огненную Китнисс или нет. Это, мягко скажем, чересчур наивное представление о таких сложных явлениях. И если кроме этого «ГИ» не несли бы в себе больше никаких мыслей и идей, то нашего внимания они бы точно не заслужили.

К сожалению, внутреннему устройству 13-го дистрикта в фильме не было уделено достаточного внимания, хотя любителям коммун оно бы понравилось. 13-й дистрикт отрезан от остального Панема, поэтому вынужден обеспечивать себя всем необходимым сам. Для этого он построил коммунизм в отдельно взятом дистрикте. Все жители обязаны выполнять определенные общественные работы, за что получают допуск к всевозможным благам ровно в той пропорции, что наработали сами. Правда, в политической сфере присутствует четкая иерархия, и правит всеми местный Сталин.

Отличием «Сойки-пересмешницы» от предыдущих частей стал полный отказ от юмора, которым до этого так подкупали зрителей некоторые персонажи саги. Эта часть абсолютно серьезна от начала и до конца. Обратная сторона данного решения: Вуди Харрельсону («Добро пожаловать в Zомбилэнд», «Настоящий детектив») впервые в жизни, возможно, пришлось играть не юморного и брутального Вуди Харрельсона, а какого-то статиста в шапке, та же метаморфоза произошла с Эффи - героиней Элизабет Бэнкс («Клиника», «Зак и Мири снимают порно»). Приглашение на роль режиссера Крессиды популярной сейчас Натали Дормер («Игра престолов», «Тюдоры») пока никак себя не оправдало, хотя у нее будет еще целый фильм, чтобы развернуться. Это из разочаровавшего. Но зато Дженнифер Лоуренс («Мой парень - псих», «Люди Икс: Первый класс») в очередной раз прекрасна даже без телефона с фотокамерой в руках. Стоит отметить и Джулианну Мур («Часы», «Большой Лебовски»). От президента Койн так и веет жаждой власти, и по глазам героини видно желание добиться личного успеха любыми средствами, даже если придется перешагивать через трупы множества детей. Остальные актеры, возможно, не блещут и не демонстрируют все грани своего таланта, но и картины не портят.

В фильме Пит с экрана телевизора говорил Китнисс, что она – пешка в чужих руках, что ее используют для манипуляции повстанцами и ей надо начать думать своей головой. Это было своеобразное обращение автора романов к Сойке.

Ну да хватит критиковать художественную составляющую фильма, давайте перейдем к тому, почему «ГИ» все же стоит смотреть и читать. Помните момент, когда Пит с экрана телевизора говорил Китнисс, что она – пешка в чужих руках, что ее используют для манипуляции повстанцами и ей надо начать думать своей головой? У любого зрителя этого половинчатого кинопродукта сложится впечатление, что это просто пропагандистский прием Капитолия, чтобы прекратить революцию. Но читатель книг знает, что это было своеобразное обращение автора романов к Сойке. Восставшие массы и лично Огненная Китнисс абсолютно не знают, за что они борются, каких целей им выгодно для реализации своих интересов достичь. Мотивом их деятельности является лишь ненависть к диктатуре Сноу, четкого представления о будущем устройстве Панема без Сноу у них нет. Нашему символу революции не нравится жить на периферии капиталистической миросистемы, но ей не нравится и жизнь в 13-м дистрикте. Свои цели и интересы четко осознает только узкая группа самоназначенных лидеров революции (президент Койн, Плутарх Хэвенсби). В фильме этот момент показан, но внимание на нем пока не заострено. Лучше всего данную мысль демонстрирует следующий момент из книги:

— Если мы выиграем, кто встанет во главе государства? — спрашивает Гейл.
— Все, — отвечает ему Плутарх. — Мы сформируем республику, тогда жители каждого дистрикта и Капитолия смогут выбирать представителей, которые будут отстаивать их интересы в централизованном правительстве. Не смотрите так подозрительно: эта система раньше работала.
— В книгах, — бормочет Хеймитч.
— В книгах по истории, — поправляет его Плутарх. — И если наши предки смогли это сделать, сможем и мы.

the-hunger-games-mockingjay-part-1-5

В другом мире революция бы победила, к власти пришли бы праведные лидеры, и все закончилось бы хэппи-эндом, но в мире, созданном американской писательницей, за свою расточительность герои горько заплатят. Революция победит (это спойлер, конечно, но вы, правда, ожидали ее подавления?), но показанное на экране пушечное мясо, марионетки в руках политиканов, не факт, что заметят для себя какие-то изменения. Символом сохранения старой системы с заменой лишь лиц в диктаторском кресле станет голосование за сохранение Голодных игр. Лишь осознание своих интересов и понимание наилучшего будущего политико-экономического устройства каждым участником сопротивления, непреклонная борьба за это в том числе и внутри революционного лагеря, а не просто восстание против ненравящейся личности во власти, может привести революцию к реальным, а не косметическим переменам. К тому, что сменятся не только фигуры на верху, но и изменится жизнь большинства граждан. Именно эту мысль – не факт, что осознанно, – высказывает на страницах своих романов Коллинз. Именно эту мысль доносят до нас и через фильм.

Революция победит, но показанное на экране пушечное мясо, марионетки в руках политиканов, не факт, что заметят для себя какие-то изменения.

Обрисованная в «ГИ» картина чрезвычайно актуальна сейчас. В России по всей стране выходили в конце 2012 г. недовольные с требованием к Путину уйти. Что будет после Путина, для большинства из них был не особо важный вопрос. А тем временем на плечах митингующих активно пиарились провозгласившие себя лидерами протеста различные политиканы либерального лагеря. В Украине вышли люди против Януковича, но хотели ли они, чтобы их революция закончилась лишь переделом собственности внутри элиты, чтобы одних негодяев на главных политических постах сменили точно такие же другие? Вряд ли.

Так что вышедшая на экраны «Сойка-пересмешница» не так проста, как может показаться невдумчивому зрителю в отрыве от снимающейся второй части. Это, конечно, не киношедевр, но внимания она уж точно заслуживает.