Представьте себе следующую картину: наступает очередной экономический кризис, крупные банки массово разоряются, связанные с ними предприятия закрываются, их сотрудники выкидываются на улицу без компенсаций и выплаты долгов по заработной плате, а у остальных работяг зарплата просто урезается (если повезёт сохранить рабочее место). Знакомая ситуация, не правда ли?

Что же делает государство в такие жуткие моменты? Может быть, первую очередь старается помочь людям, потерявшим все средства к существованию? Конечно, нет. Центральный банк включает денежный печатный станок и создает из воздуха сотни миллиардов долларов для спасения исключительно банкиров и промышленников. Естественно, такой приток ничем не обеспеченных денег не может не повлиять на инфляцию и ещё больше не ухудшить положение основной части населения. Фактически происходит ограбление всей страны и так самым богатым слоем населения. Но прокуратура почему-то не выдвигает обвинений в грабеже. Более того, скрывать преступный характер этого процесса принято за умными словами. Экономисты даже придумали целый термин для данного явления - вливание ликвидности.

Но что если вливанием ликвидности будут заниматься не государство и Центральный банк, а обычные граждане? И денежным печатным станком они спасут не самых богатых, а себя и таких же нищих? Отнесутся ли государственные деятели, полиция и общественность к этому так же прохладно, как к деятельности ЦБ? Или применят двойные стандарты и назовут страшным преступлением? Этим вопросом и задались испанские кинематографисты в своём сериале «Бумажный дом» («La casa de papel»). О нём дальше и пойдёт речь.

«Бумажный дом» рассказывает о захвате Королевского монетного двора Испании и 67 заложников с целью напечатать свои собственные немеченые 2 миллиарда евро. Вокруг взаимоотношений грабителей, заложников, полиции и общественности и построен сюжет сериала.

Преступники представляют собой весьма харизматичный и разношёрстный коллектив из 9 человек, где у каждого свои тараканы в голове.

Тут вам и замкнутый в себе мозг всей операции по прозвищу Профессор. Всё детство он был тяжело болен, но государство не пришло на помощь. И выжил он только благодаря отцу, посвятившего всего себя стремлению найти деньги на лечение сына. Но отец был застрелен полицейскими при неудачном ограблении банка, и вопрос о справедливости судьбы данного персонажа всю оставшуюся жизнь мучил Профессора. Есть и презирающий всех людей (особенно женщин и детей) нарцисс под псевдонимом Берлин, возглавляющий всё нападение. Но и этот герой, не смотря на отталкивающие черты характера, имеет свой моральный кодекс и чётко ему следует. За эмоциональность и горячность в сериале отвечает знойная брюнетка Токио, живущая по принципу: сначала делай - потом думай. Примечательно, что стиль и внешний облик данного персонажа целиком списали с Матильды, сыгранной Натали Портман в «Леоне». Есть молодой и наивный хакер Рио, больше всего в жизни мечтающий найти любовь. Особый интерес вызывает старый и опытный бывший работяга Москва, уставший за гроши целыми днями рисковать в шахте своей жизнью и променявший данный вид деятельности на грабежи. Его день рождения приходится на 1 мая, но старик считает, что нет лучшей вечеринки на этот праздник, чем пикет, и нет лучшего подарка, чем резиновые пули для разгона демонстраций. А вот его сын Денвер - типичный гопник. Всю юность он в пьяных драках проламывал людям головы, но с возрастом стал задумываться о том, чтобы начать всё заново, самому стать лучше, получить образование, завести свою собственную семью. Есть даже наркоманка-фальшивомонетчица Найроби, желающая с помощью денег вернуть себе отобранного у неё государством сына. Ну и вишенка на этом торте - 2 огромных милых бородатых серба Хельсинки и Осло, прошедших, по всей видимости, югославские войны. Короче, герои на любой вкус и цвет фломастеров. Каждый зритель найдёт что-то родное и знакомое в такой богатой палитре персонажей.

Достойны ли они того, чтобы начать новую жизнь, или родившись в неправильном слое общества они навсегда теперь должны увязнуть в нищете и преступном мире? На этот вопрос каждый найдёт для себя ответ сам.

Противостоит данной группе террористов инспектор Ракель Мурильо. Это одинокая и потрёпанная жизнью женщина, изо всех сил пытающаяся стать сильной и пробиться в этом суровом мужском мире.

Отмечу ещё, что актёра Педро Алонсо, сыгравшего Берлина, вы могли видеть в неплохой испанской драме «Ноябрь», а Энрике Арсе, исполнителя роли директора Королевского монетного двора Артуро Романа, - в фильме Стивена Содерберга «Че: Часть вторая».

Все 15 серий «Бумажного дома» мы видим противостояние 2х умов: Профессора и инспектора Ракель Мурильо. Тут, как на шахматной доске, каждая из сторон по очереди передвигает фигуры, то нападая, то отчаянно защищаясь. И чья партия была с самого начала более продуманной, мы узнаем только в самом конце. Но это детективная составляющая сериала. Подобное мы могли видеть и в американском кино «Не пойман - не вор» («Inside man») с Дензелом Вашингтоном, Клайвом Оуэном и Кристофером Пламмером в главных ролях. Но есть и принципиальное отличие.

В «Не пойман - не вор» главный антагонист - банкир, заработавший себе состояние на крови евреев во время фашистской диктатуры. Сама банковская система даже не критикуется. Она - хорошая, а вот отдельно взятый банкир, сыгранный Пламмером, - плохой. А в испанском сериале главный злодей - вся выстроенная на деньгах экономическая система. Деньги - лишь бумажка. Есть в жизни вещи куда важнее: любовь, семья, человеческая жизнь, самореализация, искусство и тд. Но в доме, построенном из денег, именно бумажки ставятся во главу угла. Они превыше всего остального и решают человеческие судьбы, вопросы жизни и смерти. Отсюда и название - «Бумажный дом».

Показателен и тот момент, что в сериале нам продемонстрировано только 2 персонажа, однозначно вызывающие негативные эмоции. Первый - полковник Коронель Прието, сотрудник Национальной разведки. Он готов принести в жертву всех заложников сначала ради спасения исключительно дочери посла Великобритании и сохранения теплых дипломатических отношений с этой страной, а потом и просто ради собственной репутации. Возможно, что имя полковника ничего не значит, и это просто совпадение, но если кому интересно, то «Коронель» - вспомогательный крейсер гитлеровской Германии. Второй - директор монетного двора Артуро Роман. Этот респектабельный джентльмен изменяет своей жене с секретаршей, отказывается от собственного ребёнка, постоянно склоняет остальных заложников к побегу, но сам рисковать для этого не готов. А бонусом к этим отвратным поступкам ещё и обещает сразу же после освобождения уволить одного из своих сотрудников, лишить его пенсии и сгноить его внучек в нищете.

Один из главный саундтреков сериала, тонкой нитью идущий через все серии, - «Белла Чао», самая известная песня антифашистского сопротивления. Ведь именно с подобным, заранее предрешённым на неудачу противостоянием героев-одиночек огромной государственной машине, её экономической мощи и репрессивному аппарату и приходят ассоциации при просмотре данного кинотворения.

Теперь поговорим о слабых местах сериала.

Тут нельзя не упомянуть абсолютное неумение стрелять у испанского спецназа. Даже специально выращенные для стрельбы снайперы не особо-то и превосходят в этом плане воганов из «Автостопом по галактике». А имперские штурмовики покажутся на фоне испанской полиции даже очень меткими ребятами. Действия Профессора не всегда поддаются логическому обоснованию. Например, он приложил огромные усилия для уничтожения своих отпечатков пальцев, но потом выясняется, что эти действия нафиг были не нужны и ничего не дали. В какие-то моменты в глаза бросается нехватка бюджета. Но этим недостатком грешит даже всеми расхваленная «Игра престолов». Ну и главный сюжетный прокол связан с появляющимися из ниоткуда сербами, что многие назвали бы читерством, а я б назвал ленью придумывать что-то более внятное.

Кстати, на счёт сербов. В сериале показано целых 6 представителей данного народа: 5 огромных бородатых мужчин и одна суровая татуированная женщина. Не знаю, что испанцам известно, чего не ведает остальной мир, но на всякий случай советовал бы всем не ссориться с сербами. Уж больно они оказывается суровые и злобные на внешний вид. Мало ли что, вдруг испанцы и, правда, что-то знают.

«Бумажный дом» получил высокие оценки от зрителей, был продан на американский рынок, и на волне успеха создатели сериала анонсировали на конец этого года 2ой сезон. Хотя все сюжетные линии уже завершены. Но если даже 2ой сезон подтвердит самые плохие ожидания, не привнесёт в историю ничего нового, а только испортит уже имеющееся, то это не отменит того факта, что 1ый сезон достоин самой высокой похвалы. Моя оценка: 12 Логвиновых из 10.

Нет ничего удивительного в том, что подобный сериал сделали испанцы. Испания - бедная страна с богатыми левыми традициями. Куда интересней то, как хорошо «Бумажный дом» был принят в других странах Запада. А это показывает, что даже в самых развитых государствах существует огромный запрос на перемены в экономике. И когда-нибудь он получит своё воплощение в реальной политике.

И бумажный дом рухнет, ведь бумага - крайне ненадёжный строительный материал.