На волне гласности и перестройки нерушимая монополия КПСС на толкование общественных процессов быстро рассыпалась как карточный домик. Внезапно выяснилось, что под маской «единственно верного учения» в лице марксизма – ленинизма в советском обществе существует ряд диаметрально противоположных и противостоящих друг другу идеологических течений. Официальный советский марксизм окунулся в пучину кризиса, причём кризис автоматически ударил и по другим марксистским направлениям – даже тем, что критически относились к советской практике. А тем временем умы порядочных советских граждан оказались поделены между либерализмом в его различных вариациях и левым национал-патриотизмом, который устами официозных «демократических» СМИ был назван красно-коричневым дискурсом.

«За все хорошее против всего плохого»

rqHnmz5pcuA

b_467d9538cb6be0d7156485f9db545945

Если тем идеологическим течениям, которые в нашей стране выдавались за либеральные,  уже давно дана всеобъемлющая и исчерпывающая критика, то феномен левого национал-патриотизма освещается значительно реже. Учитывая рамки формата небольшой статьи, я отмечу лишь основные моменты этого явления.

Главными чертами данного направления являлось следующее:

  1. Ярое неприятие рыночных реформ.
  2. Официальное непризнание результатов развала СССР, который трактуется как результат заговора внешних враждебных сил.
  3. Объявление главным пострадавшим от рыночных реформ именно русского народа, вина за бедственное положение которого возлагалась опять же на внешних врагов или представителей иной национальности. Именно нация ставится во главу угла.
  4. В ряде случаев – провозглашение необходимости исторического примирения «красных» и «белых» для спасения России от «иноземного ига».
  5. Спасение русского народа в свою очередь возлагается на полумистическую фигуру вождя. Вождь должен или родиться в бунтующих массах, или возродиться в будущих поколениях.

Как мы видим, красно-коричневые скрещивают «бульдога с носорогом» – их идеология представляет собой дикую эклектику. Если в марксизме, отдельные элементы которого заимствуют господа вроде Проханова, присутствует целостность, логичность и органичность всех составляющих – от философии до социологии и политической теории – то красно-коричневые идеологемы лепятся «из того, что было». Отсюда вытекает их аморфность и бесперспективность. Впрочем, об этом скажем отдельно.

«На развалинах империи – царство бурьяна»

150603_27d82acb

Популярность красно-коричневого дискурса во многом вызвана объективными причинами. В ходе рыночных реформ огромное количество граждан бывшего СССР оказалось выбито из привычного социального уклада. Вызванное этими преобразованиями колоссальное падение уровня жизни посеяло в массах чувство безысходности, пессимизма и неуверенности в завтрашнем дне. Всё это привело к множеству межнациональных конфликтов, как в центре, так и на окраинах,  в ходе которых основной пострадавшей стороной зачастую становилось именно русскоязычное население. Вспомним северный Казахстан, ситуацию на Кавказе, Закавказье и т.д.

Официальный советский марксизм тогда  уже с трудом можно было назвать «марксизмом». Он был придавлен убогостью казённой науки и не мог внятно ответить на извечные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?»

Именно поэтому среди протестной части обездоленных и обманутых граждан наибольшей популярностью стали пользоваться идеи, сочетавшие в себе, с одной стороны, вполне объяснимую тягу людей к социальной справедливости, а с другой – стремление отомстить кому-либо за униженное положение себя и того народа, к которому они принадлежали. Этим воспользовались как подлые политиканы вроде Зюганова, так и вполне искренние в своих заблуждениях люди типа Лимонова. К последнему, кстати, на определённом этапе примкнули как представители творческой интеллигенции а-ля Прилепин, так и откровенные городские сумасшедшие вроде Сергея «Паука» Троицкого и Александра Дугина.

Сейчас наиболее активными представителями красно-коричневого течения являются: С. Е. Кургинян со своим движением Суть Времени,  А. А. Проханов, и вместе с ним все авторы, группировавшиеся вокруг газет «День» и «Завтра», А. Г. Дугин с Евразийским Союзом Молодёжи, правое крыло КПРФ и примыкающее к нему движение «Русский лад», активно продвигающее идею соединения социальной и национально-освободительной борьбы, определённая часть РКРП, нацболы из «Другой России».

«Президент обо мне не заботится и во всём виноваты жиды»

aleksandr-dugin-66428642

На первый взгляд, по сравнению с откровенно людоедскими идеями либеральных фундаменталистов, предложения красно-коричневых действительно способны решить проблемы трудящегося большинства. Но при более внимательном рассмотрении выясняется, что такие идеологические установки не  способствуют достижению поставленных  целей и даже ставят барьеры на пути к их реализации.

Первое препятствие – ярко выраженная националистическая риторика. Действительно, в ходе рыночных реформ русские  являются самым крупным пострадавшим народом, который вдобавок оказался ещё и разделен. Поэтому и кажется, что на постсоветском пространстве происходит геноцид сугубо русского народа, а другие национальности спокойно «курят в сторонке». Чем активно пользуется национал-патриотическая пресса, взгляды которой на национальный вопрос можно было кратко выразить в 2 фразах: «Россия находится под игом иноземных олигархов» и «Главное – сохранить русский народ, на остальных плевать».  

Однако, как ни парадоксально, эти тезисы играют именно против тех, чьи интересы национал-патриоты на словах представляли и защищали. Трагедия русского народа в перестройку и 90-е, неотделима от трагедии народов всего постсоветского пространства,, многие из которых после развала Советского Союза влились в капиталистическую периферию на правах сырьевых колоний. Посмотрите хотя бы, что стало с процветавшим когда-то Таджикистаном! А где сейчас Украина, некогда создававшая величественные и высокотехнологичные Ан-225? Кроме этого, если мы обратимся к списку Форбс, то увидим, что большинство этих господ как раз русские.

Трагедия русского народа заключается в том, что угнетают и убивают его люди с совершенно русскими именами, фамилиями и происхождением. То, что может выглядеть как геноцид по национальному признаку в реальности, имеет чёткий классовый характер. Поэтому современную капиталистическую систему нельзя победить местечковым национализмом (неважно с православным или исламским оттенком). Клин вышибают клином. Для борьбы с Мировой Капиталистической Системой нужен глобальный интернациональный проект, объединяющий большинство трудящихся нашей планеты в борьбе за светлое будущее.

«Он утешит спасёт, он нам покой принесёт……»

95570_original

Вторым препятствием стало реакционное толкование советского прошлого. Искреннее желание вернуть те социальные блага, которыми обладали трудящиеся в СССР, по сути обесценивалось замалчиванием того, что полноценно они могут быть реализованы только при социалистическом строе. Концентрация собственности в руках государства, минимальное обеспечение базовых социальных потребностей без установления власти трудящихся вполне могут быть осуществлены при капитализме. Но работать эти меры будут целиком в интересах правящего класса – капиталистов, что практически обесценивает их прогрессивное содержание. Это, в свою очередь, способствует ещё большему укреплению капиталистической системы. Собственно, нечто подобное и произошло в нашей стране в нулевые, когда верхушка КПРФ искренне недоумевала, как путинское правительство смогло поставить лозунги «лево-патриотической оппозиции» себе на службу.

0_103133_b43e755d_XL

Ещё одной гранью подобного реакционного антисоветизма является бесконечная вера в фигуру чуть ли не всесильного спасителя, вождя и героя, способного повести за собой людей на борьбу. Собственно, именно поэтому красно-коричневая публицистика просто кишит различного рода легендами о «тысячах агентах КГБ, только и ждущих момента свергнуть Путина» или о героях-одиночках, собирающихся таранить Кремль на «Жигулёнке с красным флагом и иконой Богородицы». Подобные настроения по сути консервировали инфантилизм и апатию, царящую в обществе. Вместо того, чтобы постоянно напоминать: возврат капитализма в России произошёл при молчаливом пассивном согласии большинства, а повернуть ситуацию в свою пользу можно только приняв долю индивидуальной ответственности на себя, красно-коричневые  по сути снимают ответственность за происходящее с народа. Тем самым ещё более усиливая уровень нигилизма и аполитичности в обществе. А ведь именно рост солидарности, коллективизма, ответственности за свою судьбу мог бы послужить мощным катализатором для борьбы как с «отечественной», так и зарубежной олигархией.

Возьмёмся за руки друзья, чтоб не пропасть по одиночке

Вот лишь малая часть тех изъянов, которые присутствуют в весьма эклектичных доктринах красно-коричневых сил. Все эти противоречия вылезли наружу в нулевые.

На фоне «стабильности» Эдуард Лимонов бился головой о стену вместе с верными себе одиночками-героями. Сколько административных и уголовных дел, сколько эффектных, но бессмысленных акций. А воз и ныне там…

А некоторые другие бывшие лидеры «непримиримой оппозиции» горой стали на поддержку Путина и олигархического класса России против «иноземной, атлантистской угрозы». Среди них оказались упомянутые Проханов и Дугин. В помощь им выращен был проект «Суть времени» во главе с Кургиняном. Это лишний раз подтвердило, что красно-коричневые силы на деле отражают интересы второй колонны правящего класса, которые не имеют никакого отношения к интересам трудящегося большинства.

Наконец, часть красно-коричневых скатилась в откровенный фашизм.

И казалось бы, тут стоит сказать: «Finita la comedia, данная политическая сила показала свою несостоятельность и полностью исчерпала себя». Но нет, «левопатриотический» гибрид до сих пор остаётся привлекательным для доверчивых граждан России. Это говорит о необходимости усиленной пропаганды –  разъяснительной работы с населением, которую должны проделывать не столь многочисленные последовательные марксисты.