После Майдана украинское политическое руководство усиленно стремится к созданию новой идеологии, и имя ей — украинский национализм, который объединил протестующих под своими лозунгами («Слава Украине, героям слава»! «Украина превыше всего»! «Слава нации! Смерть врагам»!). Украина стала стремительно обрастать своими национальными героями, главным среди которых является лидер ОУН Степан Бандера.

Героизация бойцов УПА и других украинских националистов времён Второй Мировой войны признана на государственном уровне. Помимо Бандеры и Шухевича, героями провозглашены и другие представители повстанческого движения. Вопрос о статусе воинов УПА и других деятелей украинского национализма поднимался и при Ющенко, но при Порошенко этот процесс идёт более агрессивно — запрет на деятельность компартии и коммунистической идеологии вообще, отмена праздника 23 февраля и замена на 14 октября (день основания УПА) говорит о том, что Бандера и подобные персонажи становятся национальным символом Украины.

Памятник Степану Бандере во Львове

Памятник Степану Бандере во Львове

В принципе, ничего удивительного в этом нет. У каждого народа есть свои герои, в каждой культуре присутствуют свои национальные исторические мифы. Особенно это актуально для наций, ведущих освободительную революционную борьбу. Мифология может служить как источником вдохновения для угнетённых народов, так и реакционным орудием для власти в целях удержания своего господства. Ярким примером реакции нам может служить нынешняя Россия, где снимают пафосные фильмы о хрусте французской булки во времена царской России, вешают доски Колчаку и Маннергейму, восхищаются белогвардейцами и «великим реформатором» Столыпиным. Тем самым власть старается доказать обществу, что государство должно ориентироваться на эпоху тех персонажей, и тот порядок, который они олицетворяли. Сталина российская власть тоже порой ставит в спектр положительных героев, однако с той оговоркой, что Сталин якобы восстановил старую Россию и порвал с революционными преобразованиями.

Правящему классу не нужны герои-революционеры и радикальные мыслители. Погружаясь во всё большую реакционность и авторитаризм, власть усиленно пытается пропагандировать исторических персон, схожих с их официальной идеологией.

Но вернёмся к Украине. Её правящий класс также стремится к созданию собственных героев, только связывает этот образ с национально-освободительной борьбой, национальной гордостью и патриотизмом. Степан Бандера занимает особое место в пантеоне украинских героев. С появления первой националистический организации Народный Рух в 1989 году Бандера и другие лидеры ОУН и УПА становятся иконой украинского патриотизма. В разгар антисоветизма в 90-е годы популяризация бандеровщины усиливается ещё больше, особенно в областях Западной Украины. Украинские правые считают себя его последователями, поскольку Бандера в национальной мифологии представлен как борец за свободу и независимость Украины в период Второй мировой войны. Националисты стремятся обустроить страну и общество по завещаниям Степана Андреевича. Но тех ли героев выбирает сегодня Украина и соответствуют ли их идеи чаяниям простых украинцев? Попробуем разобраться.

Повстанческое движение Западной Украины не было единым идеологически — существовало левое крыло, по своей программе близкое к эсерам, и правое, которое и представляли Шухевич и Бандера. Правые придерживались идеологии интегрального национализма. Она была заложена Дмитрием Донцовым, известным своими шовинистическими заявлениями. Современные наследники Бандеры и лице ВО «Свобода» и Правого Сектора придерживаются той же концепции, выступая за широкие полномочия Церкви в вопросах строительства нации, иерархию, неприкасаемую частную собственность, сильное авторитарное государство, пещерный антикоммунизм. Социальной опорой теперешних бандеровцев являются представители малого бизнеса, интересы которых они и отстаивают в своих программах. Для властвующей элиты Бандера также безусловно национальный спаситель, ведь политика нынешних украинских олигархов практически совпадает с политикой представителей правого крыла в Организации украинских националистов (ОУН).

Однако, что же всё таки сделал Бандера для Украины и её народа? По сути ничего — собрать украинские земли в единое государство он был не в состоянии и даже не смог взять власть в наиболее лояльной к нему Западной Украине. Зато это получилось у Сталина, объединившего в 1939 году Западную и Восточную части в единую Советскую Украину. Выходит, что, защищая единую и неделимую, националисты защищают завоевания так ненавистного им Сталина, а никак не любимого ими Бандеры. Максимум, что оставил бы вождь своим наследникам — это пара тройка областей Западной Украины, и то не факт. Силы УПА были в основном сосредоточены в Западной части, тогда как в Восточной население было практически полностью на стороне советской власти. И Львов от нацистской оккупации освободила Красная Армия, а не Бандера. Так что единая и неделимая Украина — прямая заслуга большевиков.

В культурном формировании украинской нации Бандера тоже не особо преуспел, за него это уже сделала та же советская власть ещё при Ленине. Советский период 20-х годов был ознаменован такой украинизацией, которая сегодняшним Тягнибокам и Ярошам и не снилась.

Именно в ненавистном «совке» украинцы получили право на собственное государственное образование с правом говорить и изучать родной язык. Первый секретарь украинской компартии Пятов дал прямое указание говорить на партийных собраниях только на украинском.

Героическим воином Бандера отнюдь не был. Большая часть войны для него прошла в немецком концлагере (в котором, к слову, он жил вполне комфортно). И как видный теоретик этот «герой» себя тоже не проявил, оставив лишь несколько ходовых цитат. Даже власть в собственной организации удержать не смог — уже к концу 40-х годов Бандера был исключен из руководства ОУН из-за разногласий со своими сторонниками. Ему не удалось повторить подвиг революционеров-подпольщиков, которые смогли не только освободить свой народ от внутренней и внешней оккупации, но и стать лидерами. Ярким примером могут служить Ким Ир Сен, Энвер Ходжа и другие революционеры, начавшие свой путь с партизан и ставшие в итоге лидерами страны. К этим персоналиям можно относиться по-разному, но факт остаётся фактом — их успех не был простой случайностью.

Бандера проиграл исторически и политически, и на такое же поражение обречены и сегодняшние украинские националисты. Они ругают новоизбранную после Майдана украинскую власть, собирая демонстрации в честь своего покойного вождя, однако по сути ничего не могут предложить взамен, не имея альтернативной платформы, и демонстрируя тем самым полнейшее идеологическое бессилие. Правые радикалы стремятся переиграть в патриотизме действующую власть на её же правом поле. Националисты замкнуты в своей местечковости, и им ничего не остаётся, как поднимать на свой ржавый щит беззубые выкладки Бандеры, хуторские стихи Шевченко и клеймить клятых москалей и коммуняк.

70_main

Однако левые силы в XX веке куда больше преуспели в освободительной борьбе за Украину. Здесь можно вспомнить не только советских большевиков, но и украинских анархо-коммунистов во главе с Нестором Махно. В этот ряд попадает и прославленный красный полководец, герой Гражданской войны Николай Щорс, отдавший жизнь за освобождение украинских трудящихся. Сегодня они не так популярны, как Бандера, но по факту Махно за столь короткий срок добился гораздо большего — создал на территории Гуляйполя анархическую республику с работающими органами крестьянского самоуправления и выиграл ряд стратегических сражений, продолжая свою борьбу и в эмиграции. Украинская история богата настоящими борцами за свободу и справедливость для украинских трудящихся, которые сегодня подвергаются насилию, грабежу и эксплуатации со стороны «патриотической» власти. Конечно, у украинцев должны быть свои герои, как и любого народа, который стремится скинуть с себя ярмо унижения и рабства. Бандеровщина будет оставаться для правящего режима и националистов актуальной до тех пор, пока народ не напишет на своих знамёнах идеи и лозунги подлинных героев своей страны.