Современная российская власть ментально ощущает себя скорее продолжателем дела правителей царской России, чем СССР (и надо отметить, что не зря). Поэтому официальная пропаганда стала заниматься обелением образов Российской империи, российских императоров и периодов их правления. Например, из современных кинофильмов и литературы каждый россиянин уже мог усвоить, что Александр II – царь-освободитель, все время своего царствования он дарил русскому люду свободу, а его противники – подлые террористы, бомбисты. Хотя в советское время все преподносилось иначе. Теперь же злодеи стали героями, а герои стали злодеями. Так кто ж прав и почему российская власть так любит Александра и ненавидит народников?

Забывается нежизнеспособность, ущербность проводимых реформ, как и их цель - приукрасить тонущий самодержавный корабль и попытаться оставить его на плаву вместе с властью царя и дворян.

Есть распространённое мнение, что Александр II по доброте душевной и от хорошего воспитания затеял освобождение крестьян и последующие либеральные реформы. Но на самом деле «великого реформатора» простимулировала катастрофа Крымской войны, которая показала технико-экономическую отсталость страны, погрузила Россию в кризис (за которым последовали многочисленные бунты) и поставила её в изолированное международное положение. Александром II двигало желание сохранить самодержавие путём развития капиталистических отношений в периферийной стране, а вовсе не стремление освобождать кого-то. Да и сама реформа не только не дала крестьянину самого желанного – земли, но поставила его во временнообязанное положение и накинула на него громадные выкупные платежи, отменённые только в 1905-м году! Изменившаяся же после крестьянской реформы социальная структура общества и система экономических отношений вынудила власти начать целый ряд реформ – судебную, земскую, военную и т.д. Все это привело к обретению им образа царя-реформатора, подарившего всем свободу, уже в новой России. Но при этом забывается нежизнеспособность, ущербность проводимых реформ, как и их цель - приукрасить тонущий самодержавный корабль и попытаться оставить его на плаву вместе с властью царя, дворян и зарождавшейся капиталистической элитой. Да и проводились все эти реформы в сочетании с репрессиями и на фоне массового обнищания крестьянства, вынужденного подчас уходить в города и формировавшего рабочий класс. Люди же, осознавшие, что в рамках царизма у России нет светлого будущего, по крайней мере, для народного большинства, встали на борьбу с Александром II.

Теперь же давайте восстановим справедливость и вспомним хотя бы некоторых героев борьбы с деспотизмом тех лет.

Безусловно, самым ярким представителем «Народной воли» была Софья Львовна Перовская. Родилась Софья в Петербурге в 1853 году в более чем знатной семье. Отец ее был губернатором Петербурга, членом совета Министерства внутренних дел. Но Софья, поняв всю пагубность самодержавия для народных масс, еще в юном возрасте рвет все отношения со своей семьей, с причитавшимися ей по праву рождения перспективами респектабельной взрослой жизни и выбирает путь борьбы с монархией. Чтобы осознать всю жертвенность этой революционерки, попробуйте представить, что дочь какого-нибудь Собянина уходит в радикальную оппозицию к путинскому режиму, готовая для достижения своей главной цели – обретения подлинных политической и экономической свобод народными массами – пойти даже на силовые методы (а это явно не пример Ксении Собчак). Не получается? То-то и оно, Перовская – уникальна. В 1878 году она попадает в ссылку, но сбегает по дороге и уходит в подполье. Именно Софья руководила подготовкой убийства императора. Но после удачного покушения 1 марта 1881 г. она была арестована и повешена, как знак другим революционерам, что царский режим готов перевесить всех, чтобы сохранить прогнившую политическую систему. Не помогло, как мы знаем. Никакими «столыпинскими галстуками» спасти самодержавие было просто невозможно. А обвинителем на суде над Перовской был ее друг детства Николай Муравьев, в отличие от Софьи предпочетший роскошную и успешную жизнь в элите общества попыткам изменений жизни народных масс в лучшую сторону. И кто теперь, кроме энциклопедий, помнит этого Муравьева? А Перовскую в той или иной степени помнят все, и многие безмерно уважают ее за ее жертвенность и благодарны за стремления.

Никакими «столыпинскими галстуками» спасти самодержавие было просто невозможно.

Другим важным народником, которого мы просто не можем не упомянуть, был Петр Алексеевич Алексеев. Петр родился в 1849-м в Смоленской губернии в обычной русской семье. Работал на фабриках в Петербурге, Москве и был первым русским рабочим, осознавшим свои классовые интересы и вставшим на путь революции. За просвещение других рабочих, объяснения им их политических и экономических потребностей и того, кто является их классовым врагом, был арестован режимом. То есть даже не за силовое противостояние царизму, а всего лишь за агитацию. Но самодержавный строй уже тогда понял, кто будет главным его врагом и могильщиком в ближайшем будущем.

На суде Алексеев произнес пророческие слова:

«Подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда, и ярмо деспотизма, ограждённое солдатскими штыками, разлетится в прах».

В 1891 году, к сожалению, его яркая жизнь прервалась – он был убит грабителем, так и не увидев того, как широкие рабочие массы, вдохновившись примером первого русского рабочего-революционера, поднялись на борьбу за свои права.

Еще одна яркая личность тех времен – Вера Николаевна Фигнер. Родилась в Казанской губернии в 1852 году в семье штабс-капитана в отставке. Во время обучения в Казанском Родионовском институте благородных девиц поняла преподававшееся там православное учение в несколько иной от интерпретаций попов манере: высшая моральная ценность – свобода и счастье народных масс, высшая моральная цель – всяческое содействие этому. Получила Вера и медицинское образование в Европе, в Цюрихском университете. Вернувшись в Российскую империю, вела активную пропагандистскую работу среди крестьян, студентов, солдат. Вошла в Исполнительный комитет «Народной воли». В 1883 году она была арестована и приговорена к смертной казни. Но неожиданно режим решился смягчиться по отношению к ней и в последний момент заменил казнь на бессрочную каторгу. В застенках революционерка открыла в себе талант поэтессы.

Высшая моральная ценность – свобода и счастье народных масс, высшая моральная цель – всяческое содействие этому.

В частности ее перу принадлежат такие строчки, вдохновлявшие многих борцов за свободу в дальнейшие годы:

«Нам выпало счастье - все лучшие силы 

В борьбе за свободу всецело отдать… 

Теперь же готовы мы вплоть до могилы  

За дело народа терпеть и страдать!..  

Терпеть без укоров, страдать без проклятий,  

Спокойно и скромно в тиши угасать,  

Но тихим страданьем своим - юных братий  

На бой за свободу и равенство звать!»

Выбравшись из тюрьмы, Вера Николаевна примкнула к эсерам и была активным деятелем революционных событий, а в последствии содействовала закладке демократических основ уже в новом государстве – в СССР.

Всех героев сейчас и не упомнишь, да и границы статьи нам этого не позволят. Но мы можем отблагодарить народников за их борьбу прежде всего не упоминанием каждого из них. А тем, что в наши смутные времена мы не опустим руки при первых же неудачах в агитационной работе среди народных масс, не променяем борьбу за свободу и права трудящегося большинства на роскошную жизнь среди эксплуататорского меньшинства, не испугаемся репрессий со стороны полицейского государства, а будет ежедневно бороться за наше с вами счастливое будущее, за беззаботное будущее наших будущих детей и внуков. Дело Перовской, Алексеева, Фигнер не мертво, как бы российским властям этого не хотелось.