Можно, конечно, начать эту рецензию с долгого перечисления преимуществ немецкого киноромана «Вавилон-Берлин» над сериалами, которые выходили за последнее время в мире и в России; можно рассказать про команду, которая работала над съемками и про количество живительных бумажек (а этот кинопроект на сегодняшний день стал самым дорогим в Европе). Но я начну с другого, а именно – с призыва. Это надо смотреть.

Веймарская республика в 1929 году. Берлин – это не город, это Вавилон своего времени, сплетенный то ли из сгущающегося нуара, то ли из прошибающего любой немецкий Оrdnung реализма, а может из неуправляемого угара турбулентного времени, когда произойти может всё, в любой момент и с кем угодно. Настоящие «врата богов», в которые вот-вот ворвется эсхатологическое существо, которое долгое время еще не будет показывать своё реальное лицо, а будет приобретать тысячи лиц, перебирая носителя своей воли.

И «шаг за шагом» зритель проходит одновременно по нескольким линиям, которые в итоге приведут к 1936 году. Первая линия – детективная история следователя из Кёльна Гереона Рата, который приезжает в Берлин с секретной миссией, имеющей отношение к государственной безопасности. Естественно, в ходе расследования появляются зацепки совсем иного дела, которое засасывает главного героя в мир, где полиция нравов сотрудничает с хозяйкой борделя, который посещают представители крупной промышленности, ветераны Первой мировой и главы криминального мира Германии, а на сцене выступает русская аферистка, которая крутит троцкистами и работниками советского посольства. И знаете, что самое замечательное? Всё это весело и задорно катится zu Asche, zu Staub (нем. – к пеплу, к праху) в коллективном угаре массовой пляски.

Второй шаг зрителя вглубь картины – это причины и обстоятельства, при которых никто уже не будет сомневаться, что он делает что-то не так. Интересно то, что нацисты не маячат на экране и их практически не видно, каждый персонаж попадает на крючок большой иллюзии, что у него есть выбор и его жизнь как-то меняется, но в действительности все они вкладывают свою лепту в укрепление сил коричневой чумы. Все мостят себе дорогу: консерваторы – больны реваншизмом, рабочее движение – упорной борьбой за свои права, девушки-люмпены – любой возможностью заработать, крупный капитал – получить еще больше прибыли, Герион Рат – заглушить свою страшную тайну, окунувшись в работу.

Всё это похоже на настоящую мясорубку, а не на романтический взгляд «потерянного поколения» немецких писателей. Ремарку там места нет. Это реальность, не обернутая в литературный язык, потому что мы его потеряли. Это взгляд на XX век из века XXI.

Другая линия – это психоанализ и медикаментозное лечение психических расстройств у тех, кто столкнулся с войной совершенного нового типа. Экспериментальное лечение вас тоже проведет «шаг за шагом» через газовые атаки, измены и предательства, вскрывающее патологию и разложение личности. Но всё же самая главная тема – это оголтелое стремление к концу. Декаданс, показанный в «Вавилон-Берлин», не преследует эстетику как самоцель. Это декаданс, которому само время уже вынесло приговор. Тут нет места эстетике Фитцджеральда, потому что "Великий Гэтсби" стал спонсировать смерть.

Отдельно стоит отметить то, что этот сериал порадует всех, кто внимательно следит за соответствием материальной культуры с той эпохой, в которой разворачивается сюжет: вы буквально ощущаете немецкий быт, вы – внутри картины. Художники-постановщики идеально воссоздали эпоху Интербеллума. К отдельным моментам в сюжете конечно можно придраться при большом желании: несмотря на то, что в сериале довольно много русских, и они там занимают одну из ключевых ролей в событиях, историческая линия политических событий в СССР практически не раскрыта, если не сказать совсем, что является неоспоримым минусом сценария. Всё, что происходит вне Берлина, скорее носит характер своеобразного мутного фона, пока особо не влияющего на развитие событий. Остается надеяться, что анонсированные будущие сезоны закроют эту явную брешь. В целом же данный сериал, в отличие от тех же “Острых козырьков” и “Подпольной империи”, похожих по стилистике на “Вавилон-Берлин”, не лишен политической подоплеки вовсе.

Тем не менее, в сериале потрясающим образом обыгрывается вполне реальный факт, которым сценаристы воспользовались, как бэкграундом для развития совершенно вымышленной линии сюжета.  Находясь в Константинополе, Лев Давидович Троцкий ходатайствует о получении визы на пребывание в Германии. Цитируем: «Один из социал-демократических адвокатов, д-р К. Розенфельд, взял на себя, по собственной инициативе, хлопоты по обеспечению мне права въезда в Германию. Он, однако, сразу натолкнулся на сопротивление, так как через несколько дней я получил от него телеграфный запрос о том, каким ограничениям я согласен подвергнуться во время своего пребывания в Германии».  Этот факт явно не может не знать подпольная ячейка троцкистов, показанная в сериале, и они начинают искать источник средств для дальнейшего шествования “перманентной революции”. В Берлине они пытаются провернуть поистине замечательную аферу с золотом, которое должно прийти в одном из вагонов не менее интересного состава, с не менее интересным содержимым, а именно с фосгеном, о котором в то же время печется “Черный Рейхсвер”. Как видите, исторический факт обуславливает совершенно удивительную, вымышленную и аллегорическую аферу, добавляя ко всему этому клубку той правдоподобности, которой не было в сценах современных российских сериалов. Помните, как в сериале “Троцкий” Ленин пытается с крыши скинуть Льва Давидыча? Феерично!

Самое время рассказать и про режиссеров и сценаристов сериала, составивших настолько удачный тандем. Знаменитый режиссер таких фильмов, как “Беги, Лола, беги” и “Облачный атлас”, - Том Тыквер и соавторы социальной сатиры “Гудбай, Ленин!” Ахим фон Боррис и Хендрик Хандлёгтен, - вот еще целых три причины посмотреть эту работу. Такое соавторство в очередной раз убеждает нас в том, кто кинематограф постепенно уходит в жанр сериала, и не то, чтобы это диктует рынок, а скорее те возможности, которые открывает последовательное подробное повествование.

Кинематографический язык сериала такой же “плотный”, как и язык Леона Фейхтвангера, он такой же “наматывающий нервы”, как капли крови, капающие с туши свинины на городском рынке в “Бильярд в половине десятого” Генриха Бёлля. Сценарий сериала основан на книге, которая в России вышла в 2017 году. Забавно то, что “Вавилон-Берлин” малоизвестного в наших краях Фолькера Кучера начинается с того же “громкого звука капель”, вбивающий в виски тревожный ритм прозы писателей-антифашистов. Эта ритмика текста в сериале передается языком монтажа: особенное внимание к сверхкрупному плану, двигающаяся панорамная камера, показывающая всю перспективу траекторий движения героев. Над картиной работали, как уже было сказано, три режиссёра, каждый из которых снимал в своей локации, и только после всё монтировалось в единую ленту. Отчасти поэтому создаётся ощущение реального города, а не декоративной ширмы.

Почему я действительно советую смотреть? Потому что это кино, которое показывает, что происходит с обществом, захлебывающимся от капитала. Ежесекундно эта огромная денежная масса и клубок интересов ставит всех перед выбором, вернее перед иллюзией выбора. Глупые и наивные люди, мы так и не поняли, что законы универсальны, а это всё – это лишь манёвры. И "шаг за шагом" человек погружается в истерию. Психика даёт сбои не только в окопах. И эта истерия приводит к чудовищным последствиям. Это взгляд на XX век из века XXI.

Я начала с призыва. Им и закончу: это надо смотреть! Это про всех нас.

Литература:

  1. Кучер Фолькер Вавилон-Берлин / Фолькер Кучер [пер. с нем. Т.В. Садовниковой]. - М.: Издательство “Э”, 2017. - 480 с.
  2. Троцкий Л.Д. Моя жизнь / Л.Д. Троцкий [вступ. ст. И.С. Розенталя]. - М.: ПРОЗАиК, 2014. - 479.
  3. Бёлль Г. Бильярд в половине десятого / Генрих Бёлль; пер. с нем. Л.Б. Черной. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. - 317