В марте на мукомольном заводе «Кармен» в Грузии прошла одна из тех протестных акций, которой мог бы гордиться любой рабочий коллектив. Посудите сами:

В январе профсоюз предприятия выдвинул руководству ряд требований от имени большинства сотрудников. Рабочие требовали увеличения зарплаты на 50%, заключения коллективного трудового договора, медицинские страховки для всех и соблюдения трудовых прав женщин на предприятии. Кроме того, они выступили против вмешательства руководства завода в деятельность профсоюзной ячейки и за необходимый отпуск для участия в профсоюзном обучении.

Но администрация предприятия отреагировала на эти требования по-своему: направила в прокуратуру жалобу на председателя первички профсоюза, вынесла выговоры троим рабочим и привлекла штрейкбрехеров. Последние, впрочем, покинули завод, пообщавшись с недовольными работниками и оценив ситуацию.

Как на это могли отреагировать рабочие? Ну, например, снять видеообращение к президенту Грузии с просьбой вмешаться и наказать нерадивого директора-боярина. Написать десятки челобитных владельцу завода. Или, как бывает еще чаще, смириться с происходящим и опустить руки. Но профсоюз выбрал другой путь – он объявил забастовку, которая началась 14 марта. И в дополнение к уже существующим требованиям бастующие выдвинули дополнительное – увольнение директора завода.

В ответ директор уволил ещё восьмерых рабочих-участников забастовки. Однако его решение ещё сильнее сплотило работников завода вокруг профсоюза. Уже на следующий день к забастовке присоединились и другие предприятия отрасли, объединённые в Конфедерацию Профсоюзов Грузии. Забастовка получилась масштабной и яркой, в Гори приехали журналисты из национальных СМИ. Преступные действия директора завода вызвали широкий общественный резонанс. Уже через два дня, 16 марта, забастовка завершилась удовлетворением практически всех требований работников.

Владельцу завода ничего не оставалось, кроме как уволить директора «Кармен», восстановить уволенных рабочих, аннулировать выговоры и начать переговоры по заключению коллективного трудового договора.

Очевидно, что если бы не коллективные, слаженные действия рабочих, организовавших на своём предприятии по-настоящему действенную профсоюзную ячейку – ничего этого не было бы. Директор просто уволил бы горстку бузотеров, застращал остальных выговорами, и всё. Но в этом случае всё было иначе: завод объединился вокруг своего профсоюза, поднялся на борьбу и – победил.

Можно только поздравить рабочих «Кармен» с победой. Хотелось бы, чтобы российские рабочие, которым частенько не платят зарплату по несколько месяцев, также осознали собственную силу, и научились побеждать.