Есть такое движение – “Суть Времени”, сейчас уже менее популярное, чем пару-тройку лет назад, но всё-таки регулярно о себе заявляющее и обладающее немалым количеством последователей. “СВ” считается если не коммунистическим, то около-коммунистическим объединением. Его активисты проводят митинги под красными знамёнами, призывают к восстановлению СССР, выступают против либералов. Однако красные флаги и любовь к советской символике – это лишь формальные признаки, не определяющие “суть” детища Сергея Кургиняна.

Итак, является ли “Суть времени” левой организацией? Определённо, нет.

Манифест “СВ”: патетика, враньё, отсутствие логики.

Заглянем в программные документы движения. Даже быстро пробежавшись взглядом по  “Манифесту Сути Времени”, можно легко заметить, что почти в каждой строчке авторы давят на эмоции и обращаются “к сердцу”, а не к разуму.То есть, агитируют там “против всего плохого и за всё хорошее”. Начинается манифест с расплывчатой фразы “Любое движение объединяет людей с разными взглядами и убеждениями”.  Все перечисленные в документе “принципы” (а их четыре), ставшие причиной совместной деятельности этих разных людей конкретно в “Сути Времени”, тоже достаточно сомнительны для подкованного социалиста. Горечь от развала СССР, желание найти виновных в оном, понять, зачем развалили СССР и бороться за его восстановление – всё это очень абстрактно. Введение заканчивается фразой “Те же, кто не разделяет объединяющие нас четыре принципа, – пусть отойдут в сторону. Нам одинаково чужды и сектантская нетерпимость, и безволие всеядности”. С этими словами довольно сложно согласиться. Ведь подобные четыре принципа вполне могут объединять и провластного патриота современной РФ, и “левого” советского патриота, и какого-нибудь национал-патриота-государственника, одинаково любящего РИ и СССР, хотя “обе великие страны были развалены госдепом/масонами/рептилоидами”.
70761_original

Многие отрывки из “Манифеста”  звучат не просто спорно, а откровенно двусмысленно. К примеру там есть такой пассаж: “Дело в исторической практике. Буржуазия Российской империи складывалась веками. И выдвинула из своих рядов выдающихся политиков и общественных деятелей. Но в решающий момент, после Февральской революции, эта буржуазия проявила потрясающие безволие и бездарность. За полгода она проиграла все. Ее поведение коренным образом отличалось от поведения буржуазии французской, английской и даже немецкой или итальянской”. Из этих строк, при желании, можно сделать вывод, что если бы буржуазия Российской империи таки смогла “удержать власть” (устроить фашистскую террористическую диктатуру) – она была бы нормальной, волевой и одарённой. Другое странное место : “Итак, буржуазия, которая медленно взрастала в недрах феодализма, – вне зависимости от того, идет ли речь о буржуазии западной или восточной, – была по существу некриминальной. А буржуазия, которую взращивал “Трест ДК” (разрушители СССР по Кургиняну – прим. автора), была криминальной”. Складывается ощущение, что есть “некриминальная”, буржуазия, которая в случае чего способна удержать государственную власть, а есть “криминальная” – как в нынешней РФ. И вторая плоха тем, что уделяет мало внимания построению сильной государственности. Впрочем, если бы активисты СВ чуть внимательнее изучали историю или хотя бы не ленились читать Маркса, которого на словах так почитает г-н Кургинян, они бы сразу заподозрили подвох. В реальности первоначальное накопление капитала повсюду - что в России, что в Европе - было варварским, криминальным и беспринципным.

В целом, документ переполнен какой-то идеалистической, ненаучной критикой капитализма, в противовес которому Кургинян ставит некое “русское мессианство”. Этот  “свой, особый путь развития”, по Кургиняну, в конце-концов, должен вывести Россию в мировые лидеры - а заодно и спасти всю планету. Этакая попытка скрестить нескрещиваемое - теорию всемирно-исторического развития Маркса и самое вульгарное русское почвенничество.

Поэтому можно сказать, что основной ценностью для лидера СВ стал не социализм, а именно сильная государственность. В извращённой интерпретации Кургиняна “социализм” является просто строем, при котором Российское государство было наиболее мощным. Хотя на деле, “сильное государство” – не только не обязательный элемент коммунизма, но даже наоборот – чем сильнее социалистическое общество приближается к коммунизму, тем слабее становится роль государства, зато на первый план выходят новые общественные структуры.

kurgi-su

Ну и, конечно, идеологу движения не чужд примитивный левый популизм, куда без этого. Дуче “Сути времени” постоянно красиво и эмоционально рассказывает о том, какой ущерб принес капитализм нашему народу (хотя подразумевает опять таки “ущерб государственности”), и описывает достижения советской власти. Вот только читая тот же Манифест “Сути Времени”, можно подумать, что достижения советской власти имели место быть не благодаря марксизму, а чуть ли не вопреки ему: “Марксизм сыграл сложнейшую роль в жизни советского общества. Он создал это общество. Он помог этому обществу решить очень многие задачи. Но он и затормозил это общество в своем развитии”. Критикуя марксизм, а в частности – его советскую интерпретацию, Кургинян постепенно “развивает” (а на деле –  подменяет) его собственной идеологией – “Красной метафизикой”. Идейной составляющей “Красной метафизики” нам касаться очень не хочется (да и написано об этом также очень много - вспомнить хотя бы материал тов. Айдунбекова). Достаточно сказать, что к социализму это учение отношения не имеет ровным счётом никакого. И чем активнее становилось влияние “КМ” на движение, тем сильнее “Суть Времени” начинала напоминать обыкновенную секту (причём, не в политическом смысле этого слова).

Жертвы Кургиняна

Кто же купился на сказки Сергея Ервандовича? Если псевдокоммунистическая КПРФ проедает мозг людям пожилым, то основная жертва “Сути времени” - лица среднего возраста. Граждане 40-50 лет, помнящие Советский Союз и последствия его распада. Многие из них годами испытывали боль и стыд за то, что произошло с их страной. Они сожалели, что вовремя не встали на её защиту, когда это ещё было возможно. Все эти комплексы и чувство униженного имперского достоинства как раз использует Кургинян, расширяя ряды своих сторонников. Следом за людьми среднего возраста подтягивается и молодёжь, которая не помнит СССР. Но для неё это государство уже не попытка воплощения в жизнь идей коммунизма, а могущественная сверхдержава, готовая показать окаянным США “Кузькину мать”.

Чем же участники движения занимаются в рамках “Сути Времени”? “Имитация бурной деятельности” - пожалуй, такое определение здесь вполне подойдёт. Молодёжь и мужики, тронутые сединой, мужественно стоят на пикетах, раздавая неудобочитаемую газету. Они выступали “за отмену ювенальной юстиции”, которую на полном серьёзе никто и не желал вводить. Чуть что - принимались бороться с мифической “оранжевой революцией”. А ещё проводят субботники - часто, со своими соратниками: долгое время ими были жертвы ещё одного гипер-патриота - г-на Фёдорова, сейчас чаще братия Кургиняна сотрудничает с православными активистами. С начала украинского кризиса работы у активистов СВ прибавилось: адепты стали ходить на либеральные пикеты “против присоединения Крыма” и качать там права. Также сторонники Курги приняли самое активное участие в сборе помощи Новороссии, которую, впрочем, и без них собирали все - начиная от нацболов и заканчивая государственными учреждениями.

Помимо прочего, проводятся дискуссионные клубы. Правда, дискуссия выходит у активистов “СВ” странноватой. Заниматься интерпретацией очередного послания Кургиняна - дело не шибко интересное. Обсуждать марксистскую литературу? В ней мало кто разбирается. А те, кто начинают разбираться, мгновенно уходят из движения. Порою от него откалываются даже многочисленные группы.

При этом… многие активисты “Сути Времени” уверены, что они бодрым маршем идут к построению “СССР 2.0”. Их загружают бесполезной, бесперспективной с политической точки зрения деятельностью. Таким образом, нейтрализуются недовольные и активные кадры, которые - попади они в настоящее левое движение - могли бы послужить делу революции. Оказавшись под влиянием гуру ”Красной метафизики”, они оказываются по другую сторону баррикад.
fmJ5TrmHO0A

И это неудивительно - ведь Кургинян – откровенно “про-путинский” политик, действующий в соответствии с интересами Кремля. Походы к Суркову, вечные попытки выгородить Кремль и дискредитировать врагов нынешней власти - не жалеет на всё это сил Сергей Ервандович. Кстати, ещё за месяц-другой до начала “Болотного дела” в его статье появилась информация о “террористических лагерях” оппозиции, которая потом благополучно перекочевала в гипотезу следствия. Одним из самых ярких проявлений провластной позиции Кургиняна был митинг “Сути Времени” в поддержку действующей власти на Поклонной горе в 2012-м. Если наши социалистические и коммунистические движения стараются делать из “советских патриотов”, соответственно, социалистов и коммунистов, то у “Сути Времени” на сегодняшний день задача противоположная – укрепить в этих людях пустой “советский патриотизм”, без привязки к марксизму, и главное – без привязки к революционному пути развития. И, вдобавок – запудрить им мозги всяческой конспирологией и метафизикой.

Вместо заключения

Владимир Ильич Ленин писал: “Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов”. Действительно, при изучении идеологии “Сути Времени” достаточно сложно понять, интересы какого класса конкретно она представляет (уж очень всё размыто и метафизично). Но при анализе их деятельности можно сказать точно, что это не интересы пролетариата и не интересы трудящихся, а скорее увод трудящихся в сторону, от осознания этих самых интересов. В “Манифесте Сути Времени” слово “революция” встречается ровно пять раз – и ни единого раза в контексте каких-либо действий самого движения. Акции СВ – не считая, конечно, антиоранжистских “путингов” – это либо ритуальные сборища в честь годовщины чего-нибудь “красного”, либо своеобразные социологические опросы (вроде АКСИО), благодаря которым, по-большому счёту, организация и хорошенько засветилась в СМИ на заре своего существования. “Суть Времени” не призывает рабочих объединяться по классовому признаку, и бороться за свои права против капиталистов – а напротив, призывает сплачиваться вокруг “хороших” капиталистов (читай, отечественных), и против “плохих” (западных, либеральных и т.п.).   

Учитывая всё это, можно с уверенностью сказать: “Суть Времени” - не социалистическое, и даже не левое движение. Только появившись, “СВ” привлекла множество хороших ребят, действительно недовольных сложившимся в стране и мире положением. Но вместо того, чтобы раскрыть им глаза – Кургинян наоборот, запутывает их еще больше и заставляет действовать в интересах нынешней власти. “СВ” является, как минимум, вредной организацией, и радует в этом всём только то, что с 2012-го года оттуда  начали, наконец, выходить люди, разочаровавшиеся в её деятельности. Остаётся только надеяться, что эти россияне не разочаруются заодно в политике в целом, а перейдут к теории и практике революционного социализма.