Есть ли в России государственная идеология? Статья 12 Конституции говорит, что нет и быть не может. Тем не менее, она есть, и настигает нас повсюду — на экране телевизора, в интернете, на страницах газет, в праздных разговорах прохожих. Для рядового обывателя она выглядит как облако из смыслов и образов, между которыми часто не видно связи, но которые, тем не менее, прочно обволакивают его сознание. «Стабильность» и «мочить в сортире», «санкции» и «Россия, поднимающаяся с колен» – все эти слова звучат так по-разному, но оказываются крепко связаны между собой. В чём же самая суть этой связи?

В первую очередь в том, что они выполняют одну и ту же задачу – подменять в сознании обывателя истинную картину ситуации, которая всегда сложнее любых идеологических штампов. Так у большинства формируется примитивное, легко контролируемое политическое сознание. Это не значит, что все идеологические штампы не содержат в себе ни грамма правды. Такого быть не может, иначе идеология не могла бы работать. Верно другое – идеологические штампы содержат в себе далеко не всю правду, и правда эта растворена в лжи, призвана эту ложь собой прикрывать.

Так, расхожее словечко «хунта» довольно метко описывает режим, установившийся на Украине, по крайней мере на уровне обывателя. Но многие из тех, кто подхватил и распространил этот стихийно воспринятый образ, предпочитают не говорить как об истинном происхождении этого слова, так и о том, что и сам нынешний российский режим похож на хунту испанского генерала Франко или португальского диктатора Салазара. Штамп он на то и штамп, что его применение ограничено жёсткими рамками.

Во-вторых, за видимым хаосом идеологических штампов скрывается довольно чёткая концепция, в которой можно выделить важнейшие идеи, её ядро. Каждая идея ядра играет немаловажную роль в оправдании и поддержании господства тех, кто навязывает нам эту идеологию. Все прочие идеи, окружающие ядро, играют вспомогательную роль – прикрывая, подкрашивая, дополняя собой основу идеологии. И каждый элемент идеологии, словно редиска, имеет внешнюю оболочку, которой привлекает к себе обывателя, и реальное, скрытое под оболочкой содержание. Разберём те идеи, на которых покоится официальная охранительная идеология в России.

Патриотизм. Обыватель наивно думает, что речь идёт об искренней любви к родным просторам, своему народу, его истории и культуре. На деле же речь идёт о любви к «его превосходительству», которое наши идеологи совершенно сознательно путают с «отечеством».

Единство и неделимость России. Как известно из истории Гражданской войны, белые, боровшиеся «за единую и неделимую Россию», активно приглашали в нашу страну иностранных интервентов – немцев, англичан, американцев, французов и японцев, беззастенчиво грабивших занятые ими территории. «Добрую» традицию белых продолжили и современные охранители – так, директор РЖД Владимир Якунин делает всё для того, чтобы из-за развала железнодорожной сети наша страна фактически распалась на отдельные вотчины.

Приверженность традиционным ценностям. Под видом заботы о семье и нравственности, защиты общества от разрушительного влияния «прогнившего Запада», внедряется средневековое мракобесие, отбрасываются достижения прогресса и просвещения. Именно ценности просвещения – истина, прогресс, солидарность и гуманизм, и нуждаются более всего в защите от современного, крайне агрессивного капитализма. А вовсе не отброшенные уже сто лет назад ошмётки средневековья, которые нам подсовывают в качестве главных ценностей.

Социальная стабильность. Для обывателя стабильность – это достойная жизнь сейчас и уверенность в завтрашнем дне для себя и своих детей. Но у охранительных идеологов на этот счёт другое мнение: для них стабильность – это незыблемость существующей политической власти и экономической системы, а как там живёт народ – это дело десятое. Из этого же следует что любой демократический процесс и, тем более, проявление классовой борьбы в обществе выставляются как признак распада, гниения общества, хотя на самом деле верно совершенно обратное.

Всё было бы очень просто, если бы господствующая идеология в России исчерпывалась только одной – официальной. На деле же система, с помощью которой правящий класс держит в узде политическое сознание масс, существенно сложнее. Для наглядности её можно представить в виде эдакой шапки-ушанки: верх образуют две половинки – охранительная и либеральная идеологии. Это – ведущие идеологии. Две другие – красно-консервативная и евролевая, играют вспомогательную роль и примыкают, соответственно, к охранительной и либеральной. Вместе эти четыре идеологии образуют прочную систему – получившаяся шапка-ушанка крепко сидит на голове обывателя. Имеется ещё и националистическая компонента – но о ней скажем ниже отдельно.

Вспомогательные идеологии являются своего рода приводным ремнём для основных групп населения. Ни одна из основных идеологий в чистом виде на это не способна – особенно это верно для либеральной идеологии. Красно-консервативная идеология, хорошими примерами которой являются Кургинян и его адепты из «Сути времени», а также КПРФ, потому так широко и представлена, так как её целевая группа – практически всё наше трудящееся большинство. Евролевое идейное поле смотрится на этом фоне сущим карликом. Если бы не вандальские выходки Марата Гельмана и скандал с Pussy Riot, то о них бы толком никто и не знал. Но, тем не менее, у «евролевой» идеологии есть своя важная задача – окучивать так называемый «креативный класс», препятствовать проникновению подлинно революционных идей в среду интеллигентной молодёжи, мешать формированию классового блока пролетариата и пролетарской части интеллигенции.

Особую роль играют разного рода националистические идеи, имеющие представительство как в охранительной, так и в либеральной части шапки-ушанки. И всё же, при всей общности корней говорить о национализме как о целостной идеологии в России не приходится – раскол ультраправых на почве Украинских событий это лишний раз показал.

Система работает как капкан – стоит лишь обывателю вырваться из пут одной из господствующих идеологий, как он с немалой вероятностью попадает в лапы другой. Разочаровавшись однажды в охранительной идеологии и лично президенте Путине как её живом символе, гражданин, скорее всего, резко рванётся в сторону либерализма и евролевизны. Ровно так же выросший в либеральной среде подросток, из чувства противоречия рискует оказаться заложником правоконсервативной, даже фашистской идеологии. Не редки случаи, когда человек несколько раз мечется из стороны в сторону. Но почему же люди совершают такие кульбиты, что мешает им аккуратно выпутываться из ловушки?

Мы уже говорили, что идеологические штампы формируют искажённую картину ситуации, мешают адекватно воспринимать реальность. Следовательно, не будучи способен умом понять ситуацию и свои интересы в ней, обыватель больше полагается на сиюминутные эмоции. Идеологи активно пользуются этим свойством политически незрелого сознания – они стараются создавать образы, возбуждающие эмоции масс и, одновременно, практически лишённые полезной смысловой нагрузки. Если есть возможность свалить, скажем, экономический кризис на  «жидов», то зачем смущать недалёкого обывателя сложным термином «международный капитал»? А вдруг обыватель всё поймёт правильно и, не дай бог,  доберётся до самих идеологов и их заказчиков?

Впрочем, система работает далеко не только в качестве пассивной ловушки. Господствующие идеологии, эти ловцы человеков, словно на волчьей охоте, активными и слаженными действиями загоняют массы в капкан. Чаще всего идеологии работают в паре. Так, в семейном вопросе обывателю жёстко навязывается выбор между двумя равно неприятными вариантами – или обезличенная, лишённая половых различий «Гейропа», или мрачный средневековый патриархат по «Домострою». Третьего не дано, говорят идеологи. Мы же скажем обывателю, что ему предлагают выбрать между двумя сортами сами знаете чего. В этом смысле протоиерей Всеволод Чаплин вполне стоит Pussy Riot, а Мадонна – Виталия Милонова.

Есть и более сложные и важные вопросы, в которых требуется взаимодействие всех четырёх частей системы. Возьмём  вопрос о том, делится ли наше общество на противоборствующие классы? Мы, коммунисты, чётко отвечаем – да, общество делится на два основных класса – буржуазию и пролетариат. Не менее чётко отвечают на этот вопрос современные либералы – по мнению философского вождя неолиберализма Карла Поппера, всё – и  общественные классы, и само общество, – не более чем фигура речи. На деле же существуют лишь отдельные люди. Охранители тоже считают, что никаких классов нет и быть не может – Русский народ един по определению, а классовая рознь – выдумка «жидобольшевиков».

Вспомогательные идеологии не могут похвастаться такой чёткостью взглядов. Так, в лексиконе евролевака есть место и классовой борьбе. Но, если вы даже припрёте его к стенке вопросом, что такое класс, то максимум чего вы добьётесь — бессвязного лепета, приправленного ссылками на новомодных французских философов. Красные консерваторы, напротив, бодро отчеканят классическое  определение, но затем пойдёт не менее беспомощный лепет о «национально-ориентированной» буржуазии, которую якобы нельзя обижать. Как видите, все четыре господствующие идеологии делают одно дело – скрывают, затуманивают, искажают один из важнейших вопросов современности.

До последнего момента мы говорили о некой системе идеологического контроля над массами. Что ж это такая за дьявольская машина? Всё просто – это отрасль общественного производства, в которой заняты самые обыкновенные живые люди. И как любая отрасль производства, она подчиняется законам капиталистической экономики. В условиях кризиса неолиберализма капиталисты стремятся избавиться от «непрофильных активов» – той собственности, которая не приносит сиюминутной прибыли. Таким «непрофильным активом» являются для российского правительства остатки нашего некогда социального государства. Излишней роскошью становится и описанная нами система идеологического контроля. Ведь для того, чтобы поддерживать не одну, а четыре якобы конкурирующих идеологии, нужно содержать целую армию работников – идеологов, журналистов, преподавателей,  писателей, экспертов, технических специалистов, нужно подкармливать партии «системной оппозиции» и неправительственные организации, тратить деньги на проведение PR-кампаний и так далее. То ли дело, когда в стране одна единственная господствующая идеология – как в Третьем Рейхе или, скажем, современной Украине.

Так или иначе, капиталисты  вынуждены постепенно сворачивать описанную нами систему, что уже приводит к ослаблению идеологического контроля. Шапка-ушанка оказалась слишком тяжёлой не только для народа, но и для правящей элиты. В этой связи остаются только два вопроса. Сбросит ли большинство первым этот непомерный груз, или первый ход останется за властью? И какая идеология будет вместо существующей освещать наш неолиберальный режим последние годы его существования?

Рискну ответить на оба. Хотелось бы верить, что, не без помощи прогрессивной части интеллигенции, наше трудящееся большинство разрушит машину лжи, обслуживающую существующий режим. И тем легче это будет сделать, чем более откровенно человеконенавистническую идеологию возьмут на вооружение элиты. А коль скоро российская буржуазия мало чем отличается от украинской, то и в идеологии она проявит – и уже проявляет – такое же людоедство.