Введение:

С тем, что самоубийства уже давно стали глобальной проблемой современности, спорить сложно. По данным на 2014 год более 800.000 человек ежегодно заканчивают жизнь суицидом [1] (т.е. один человек каждые 40 секунд). Всемирная организация здравоохранения  проводит комплекс мероприятий, направленный на предотвращение самоубийств, но пока что их количество не спешит снижаться. По данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения – прим.авт.), если ситуация не поменяется, к 2020-му году суицидов в мире станет уже вдвое больше [2]. При этом речь идёт только о завершённых самоубийствах, ежедневным же попыткам наложить на себя руки счёта попросту нет.

Сегодня, наряду с множеством объяснительных концепций суицидального поведения, существуют другие варианты анализа данной проблемы.

  Например ВОЗ насчитывает 800 причин самоубийств. Из них [10]:
- 41% — неизвестны


- 19% — страх перед наказанием

 
- 18% – душевная болезнь


- 18% — домашние огорчения


- 6% — страсти


- 3% — денежные потери


- 1,4% — пресыщенность жизнью


- 1,2% — физические болезни.

1464626045134631969

Как правило, наиболее популярными подходами к рассмотрению самоубийств выделяются психиатрический и социологический. Но по причинам, описанным ниже, авторы данной статьи будут делать акцент на  концепции фрейдо-марксистского автора Эриха Фромма, который уже поднимал косвенно эту проблему в своей книге «Здоровое общество».

***

Психиатрический подход связывает самоубийства с нарушениями работы мозга. Однако он вызывает большие сомнения в связи с тем, что часть психиатрических диагнозов научно не доказаны и в психиатрии зачастую отсутствуют объективно диагностические методы исследования так как не все психические заболевания имеют очевидную физиологическую подоплёку. “Понятие шизофрении — это оковы, сковывающие пациентов и психиатров. <…> Для того чтобы сидеть в клетке, не всегда нужны прутья. Определенного рода идеи также могут стать клеткой. Двери психиатрических больниц открываются потому, что химическое сдерживание более эффективно. Двери наших умов открыть гораздо сложнее”. - считал один из ведущих идеологов антипсихиатрии Дэвид Рональд Лэйнг. Исходя из этого утверждения можно предположить, что психиатрия представляет собой инструмент социального контроля, о чем свидетельствуют случаи заключения в психбольницы политически, социально «неугодных» и т.д. Как и любая теория, подход Лэйнга не только может, но и должен быть подвергнут критической обработке. Ведь объективно в существовании таких болезней как рассеянный склероз сомнений возникать не может. Но подробно останавливаться на этом подходе мы не видим смысла, так как. его детальное изложение можно найти в работах Фуко, вышеупомянутого Лэйнга и т.д.

В книге «Психиатрия для врача общей практики», написанной зав. кафедрой психиатрии БелМАПО Романом Александровичем Евсегнеевым, утверждается, что в любой момент времени явные психические расстройства имеются у 12-15% населения [3]. Однако, несмотря на достаточно высокий процент самоубийств в Беларуси (11 место в мире с показателем 32,7 самоубийства на 100 тысяч населения по состоянию  на 2014 [4]), все 15% населения Беларуси с возможностью наличия неутешительных диагнозов не спешат единовременно выстраиваться в очередь за верёвкой и мылом. Очевидно, что суицидальное поведение не всегда является результатом психических заболеваний. В начале XX века «пионеры» психиатрии уравнивали суицидальное поведение и безумие [11], но сегодня достоверно известно, что психические заболевания играют далеко не первую, если не последнюю роль, как было сказано выше, ВОЗ выделяет приблизительно 800 причин самоубийств и из них только 18% связаны с психическими заболеваниями [10]. Вполне вероятно, что дальнейшее развитие медицинской науки позволит почти полностью исключить суицидников из категории посетителей психиатрических заведений. Не стоит забывать и про такой фактор как сверхприбыли, получаемые фармакологическими гигантами на производстве нейролептиков и прочих писхотропов, используемых для лечения в психиатрии. Крупным компаниям по производству этих специализированных лекарств исключение самоубийц из рядов психически нездоровых элементарно невыгодно.

88431

Социологический подход, как правило, связывают с именем Эмиля Дюркгейма. В рамках этого подхода принято считать, что суицидальное поведение как социальный феномен зависит от сплоченности, интеграции  и контроля, существующих в обществе, а также от его культурного, технического и нравственного развития.  Однако Дюркгейм не рассматривает самоубийство на индивидуально-субъективном уровне, и за это был многократно раскритикован.

Наиболее интересным, по мнению авторов этой работы, является  подход Эриха Фромма. Сам Фромм в своей работе «Здоровое общество» называет свой подход к рассмотрению человека и его проблем «нормативным гуманизмом». Нормативный гуманизм, согласно положениям философа, рассматривает человека в контексте «целостного существования». Фромм критикует позицию социологического релятивизма (социологический релятивизм — признание относительного и условного характера социологических знаний, исключающего объективный и всеобщий критерий их оценки) за положение о том, что если общество функционирует, то является нормальным, и проблема состоит в специфическом процессе адаптации индивида. Фромм также критикует либеральный подход за утверждение об изменчивости человека, препологая, что существует общая основа для человеческого рода и неизменные имманентные потребности человеческой природы.

Если кратко изложить идеи «нормативного гуманизма» Эриха Фромма, то можно вывести следующие положения:

— общество может быть психически не здоровым, таковым является общество, которое сложилось в рамках капитализма;

— человеку имманентно присущи специфические потребности, если эти потребности неудовлетворенны, то человек становится ущербным или у него начинает формироваться невроз;

— в ходе истории человек разворачивает свои потенциальные возможности и преобразовывает их в меру своих способностей.

44008 01.12.1990 Нищий просит милостыню на улицах Москвы. Федосеев/РИА Новости

Если попытаться уместить все в одну схему, то получим следующее: человек обладает некой «человеческой природой» с присущими ей априори биологическими и экзистенциальными потребностями, капитализм фрустрирует позитивный сценарий удовлетворения этих экзистенциальных потребностей, и потребности удовлетворяются негативно. В силу этого человек отчуждается от собственной природы, становится “ущербным” (или невротиком), что в свою очередь  может приводить к  суицидальным настроениям. Все это дает Фромму право говорить о социальной патологии общества, сложившегося в рамках капитализма, с присущим ему бегством от свободы в психологических стратегиях садизма, мазохизма,  конформизма и самоотчуждения. И, конечно же, присущей ориентацией на обладание.


В общем, достаточно стройная и логичная теория, но в ряде своих положений она противоречит классическому марксизму, от которого Фромм отчасти отталкивался.

***

Дело в том, что, согласно Марксу, нет никаких имманентно присущих экзистенциальных потребностей, поскольку человек есть совокупность общественных отношений, существующих в конкретном историческом моменте. Соответственно, каким образом они отчуждаемы?


Если сущность человека есть совокупность общественных отношений, которая содержит в себе как коллективный и индивидуальный опыт, а этот опыт в свою очередь формировался в рамках капиталистической системы, то от чего самоотчуждается человек? Ответ здесь может быть только один,  человек отчуждается от своей некой идеальной позитивно заданной сущности. Что для нас, рассматривающих вопрос с марксистских позиций, кажется, мягко говоря, бредовым.

Тогда каким образом можно объяснить такие явления как суицид, алкоголизм и т.д.? Ответ есть. В процессе развития производительных сил развивается и сам индивид, включенный в процесс производства, тем самым совершенствуя свою сущность, «превозмогая» ее. Но, натыкаясь на устаревшие социальные формы производственных отношений, он оказывается фрустрирован этой социальной формой. Здесь возникают психологические депрессивные девиации, которые потенциально могут привести к вышеназванным явлениям.

7df282130761079a068e4344339b9d75
***

Далее предлагаем перейти к статистическим данным, которые подтверждают вышесказанное и придают сугубо теоретическим измышлениям реальные очертания.

Самые высокие показатели можно обнаружить в странах с авторитарными политическими режимами, что, впрочем, неудивительно, но европейские страны с рыночной экономикой, считающиеся успешными, тоже не отстают от такого рода «рекордов».  К примеру, одна из самых высокоразвитых и богатых стран Европы — Швеция на протяжении десяти лет была лидером по числу суицидов [5]. Почётное четвёртое место в списке по состоянию на 2014 занимает успешно евроинтегрированная Литва с показателем 28 самоубийств на 100.000 населения [6]. Хотя, стоит отметить, что для Литвы это неплохой показатель по сравнению с 2000 годом (44/100.000 чел.) [6] . Второе место в рейтинге 2012 года досталось Республике Корея, имеющей репутацию  высокоразвитой капиталистической страны и по данным OECD находящейся на 37 месте по уровню жизни (Better life index), что далеко не худший показатель [7]. К слову, у северных соседей РК дела обстоят не намного хуже (делая поправку на достоверность данных), хотя, казалось бы, тоталитарный режим КНДР должен вывести Северную Корею на первые места в рейтинге. Для сравнения в КНДР на 100 тысяч человек приходится 38,5 самоубийств, а в Южной Корее на 100 тысяч человек приходится 28,9 самоубийств [8]. Но даже если реальная статистика по КНДР  в разы  выше, это лишь подтверждает тот момент, что авторитарные режимы не отличаются по своей сущности от стран «развитого капитализма».  Восточная соседка РК,  Япония, восславленная везде, где только можно со своей якобы «пост-капиталистической» экономикой, тоже ушла не далеко со  своими  18,5/100.000  человек [6].

Нерадужно обстоит дело и в постсоветских странах, где неолиберализм уже плотно пустил свои корни. Россия, Украина и Беларусь тоже входят в «почётный» топ-30 по уровню суицидов.

Вероятно, читатель уже догадался, что речь идёт о взаимосвязи социально-психологического здоровья общества с экономическими и вытекающими из них политическими факторами. Казалось бы, что мотивация для лишения себя жизни у каждого сугубо индивидуальна, и попытка подвести всё под способ производства, формы собственности,  политическую систему общества является чрезмерно грубым обобщением, но статистика говорит об обратном. Это доказывает увеличение количества самоубийств на  10.000 в период очередного экономического кризиса [9]. В процентном соотношении эта цифра увеличилась на 6,5% в 2009 г. и не снижалась до 2011  года, пока части стран не удалось стабилизировать свою экономику [9]. Примечательно, что до предкризисного 2007 в некоторых европейских странах с  рудиментами государства всеобщего благосостояния [18] , цифры не только не росли, но и падали [9]. Во время кризиса страны с сильной системой социальных гарантий тоже держались на уровне по сравнению с теми же  США [9].

512152

А все ли группы населения одинаково склонны к т.н. self-annihilation? Здесь тоже существует определённая градация. К примеру, в Беларуси мужчины добровольно расстаются с жизнью в 4 раза чаще, чем женщины (цифры на 2014 год) [4]. В других странах доля самоубийств среди  мужского населения тоже значительно выше, примерно 80% от  общего числа [9]. Мужчины сводят счёты с жизнью почти в шесть раз чаще, чем женщины. И речь здесь даже не о том, что мужчины  в силу  каких-либо врождённых факторов менее устойчивы психологически. Стереотипы, которые навязывает нам общество и масс-медиа гласят, что как раз-то женщины в силу мифического наличия своей врождённой «слабости» должны идти на самоубийство чаще. Но всё не так-то просто. Во многих странах мира патриархат укоренился достаточно плотно, и сдавать свои позиции не планирует, несмотря на порой достаточно прогрессивное законодательство в отношении  преодоления гендерного неравенства. Не хотелось бы в этой заметке уходить в рассуждения о взаимосвязи общественно-экономической формации и равенства полов, но упомянуть то, что  капитализм отводит мужчине особую  роль в обществе всё же  придётся.

«Господство мужчины в браке есть простое следствие его экономического господства» — писал некогда Фридрих Энгельс. Неолиберализм по прежнему возлагает на мужчину роль экономически господствующего субъекта и хранителя «святого кухонного рабства», но зачастую не  даёт ему возможности выполнить  те  экономические  функции, которые сам же на него и возлагает. К слову, в странах третьего мира, едва вступивших в индустриальный капитализм, ситуация с гендерным балансом в суицидальном списке зачастую выглядит с точностью до наоборот. Это позволяет сделать нехитрый вывод о том, что в данном случае правильнее будет говорить не о количестве суицидов среди лиц определённого пола, а о гендерных ролях, которые и доводят их носителей до самоуничтожения.

104401

Если говорить о возрастной специфике самоубийств, то здесь показателен пример РФ. Врачи констатируют, что из каждых 100 тысяч детей в возрасте 10-14 лет 2,5 кончают с собой, а из подростков 15-19 лет — 16,3. Среднемировая величина почти в три раза ниже [12]. В Соединённых Штатах (2001) самоубийства стали третьей ведущей причиной смерти среди людей в возрасте от 15 до 24 лет, т.е. 9.9 на 100, 000 населения. Две следующие причины это несчастные случаи и убийства [13]. Примечательно, что США и Россия — это страны с самыми высокими показателями по количеству самоубийств среди молодёжи. В то же время они являются странами с колоссальным разрывом в доходах между бедными и богатыми, господством корпораций. Эти факторы во многом объясняют невесёлую статистику. Молодёжь не выделяется как класс в хрестоматийном смысле слова, и говорить о положении молодых людей в отрыве от общей ситуации было бы совсем неправильно. Но, как писал один классик марксизма, революция  всегда находит опору в молодом поколении восходящего класса.  И тут уже стоит задуматься, почему это самое молодое поколение массово «шагает в окно», вместо того, чтобы активно преобразовывать окружающую действительность.

Отдельной темой являются исправительные учреждения (тюрьмы) и армия, так называемая «публичная власть». В январе-апреле 2009 года в результате преступлений и чрезвычайных происшествий погиб 131 военнослужащий российской армии, свыше половины из них покончили с собой [14]. В Беларуси за первые 4 месяца 2013 года только по официальным данным произошло два самоубийства в рядах  вооружённых сил [15], при численности военнослужащих в ВС РБ примерно 48.500 военнослужащих [16]. Стоит учесть, что эту цифру следует снизить, так как офицерский состав в зоне риска не находится, в отличие от призывников и речь идёт только о завершённых попытках суицида.

Soldiers attend the funeral of Israeli soldier Nimrod Segev in the israeli town of Rosh-Pina August 13 , 2006

Кто-то может подумать, что ситуация в армии обстоит так только благодаря тому, что РФ и РБ не «Запад», где этой проблемы якобы нет и все беды из-за того, что человеческая индивидуальность в постсоветских странах жесточайшим образом подавляется, отсутствует «человеческое» отношение к военнослужащим, но репрессивные учреждения везде одинаковы: армия США (вот где уж по идее должен расцветать каждый индивид и высокая культура отношений между военнослужащими) в 2012 году потеряла из-за самоубийств 349 военных, можно сказать, по одному человеку в день [17]. Здесь уместно вспомнить книгу авторства М.Мамардашвили, Э.Соловьева и  В.Швырева «Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии»: «Государственно-монополистическая организация с ее разветвлённым аппаратом морально-идеологической репрессии сделала спонтанную внутреннюю жизнь сознания объектом страха, вытеснении и сокрытия. Экзистенциализм и психоанализ требуют, чтобы индивид сам возвратил этой жизни право на неподпольное существование, внутренне легализовал ее».


Вывод:

Как и любая глобальная проблема современности, вопрос суицидального  поведения должен быть объяснён для его последующего  успешного решения. Как мы можем заметить, очень многие, даже сугубо индивидуальные причины добровольного ухода из жизни, в конце концов, являются отражением существующей общественно-экономической системы, исходящие от внутренних переживаний человека, порождённых капиталистическим дискурсом.

Таким образом, капитализм, с одной стороны, порождает множество экономических проблем, делая и социальное, и индивидуальное депрессивным, с другой стороны, он требует определенного типа поведения, насаждает определенную мораль, тем самым мешая обществу и человеку «идти вперёд», «превозмогать свою сущность». В итоге, система порождает как социальные, так и индивидуальные депрессивные девиации, фрустрацию и т.д. Что хорошо было показано социальными последствиями экономического кризиса 2008 года и рядом примеров, приведённых в тексте. А также теми феноменами, которые являются их логическим продолжением, углубляя тревожные тенденции, которые мы наблюдаем в жизни общества сегодня. Конечно, объяснение суицидального поведения, предложенное Эрихом Фроммом, придаёт некоторую чёткость происходящему, но путь к решению проблемы, на наш взгляд, следует искать в работах основоположников марксизма.

Казалось бы, они явления подобного характера игнорировали, не касаясь их напрямую. И вовсе не потому, что считали этот вопрос не нужным или малозначимым, но просто не могли развивать сразу всё, хотя психологическим вопросам функционирования человека в обществе стоит уделять не меньше времени, чем основам экономики. Но лишь переход к обществу, основанному на принципах равенства, свободы и солидарности позволит решить проблему самоуничтожения с корнем и устранить причины поставленной нами проблемы.

Статистика на 2011 год [5]:

image00* Государственное учреждение образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования» 

**Данные по Беларуси взяты по самоубийствам среди мужчин

  1. http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2014/suicide-prevention-report/ru/
  2. http://www.univer.by/node/236/suicid-prichiny-i-statistika
  3. http://www.happydoctor.ru/info/1111
  4. http://news.tut.by/society/414201.html
  5. http://nopb-2.ho.ua/?p=468
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8#.D0.98.D0.BD.D0.B4.D0.B5.D0.BA.D1.81_.D0.BA.D0.B0.D1.87.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B0_.D0.B6.D0.B8.D0.B7.D0.BD.D0.B8_OECD.2C_2013.D0.B3
  8. http://www.interfax.ru/world/395021
  9. http://expert.ru/2014/06/16/krizis-ubijtsa/
  10. http://lossofsoul.com/DEATH/suicide/statistic.htm
  11. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE#.D0.A1.D0.B0.D0.BC.D0.BE.D1.83.D0.B1.D0.B8.D0.B9.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE_.D0.B8_.D0.BF.D1.81.D0.B8.D1.85.D0.B8.D0.B0.D1.82.D1.80.D0.B8.D1.8F
  12. http://www.nytimes.com/2012/04/20/world/europe/in-russia-spate-of-teenage-suicides-causes-alarm.html?_r=1
  13. http://web4health.info/ru/answers/bipolar-suicide-statistics.htm
  14. http://www.bbc.com/russian/russia/2009/05/090525_russia_army_suicide.shtml
  15. https://charter97.org/ru/news/2013/4/24/68396/comments/
  16. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D1%91%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D1%8B_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8C
  17. https://www.newsru.com/arch/world/15jan2013/suic2012usa.html
  18. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%8F