Незаметное рабство: эксплуатация в «рабочих домах»
По пути на работу, учебу, или же просто гуляя, вы могли обратить внимание на неброские рекламные объявления, расклеенные на столбах и стенах домов, и зазывающие людей в так называемые «Рабочие дома». Выглядят они почти как обычные объявления о работе, только рассчитаны на тех, кому буквально некуда податься – на бездомных, неимущих, отчаявшихся, бывших заключенных. Откликнувшимся обещают койку, питание, и, конечно же, работу с зарплатой Но ждет их, чаще всего, каторжный труд в очень плохих условиях.
Прототипом «рабочих домов», с некоторыми оговорками, можно, пожалуй, назвать «работные дома», получившие распространение в Англии с XVII века. Система там была практически такой же, как в нынешних российских «рабочих домах»: низкооплачиваемый труд при условии постоянного проживания в доме и подчинении его порядкам. С той разницей, что изначально эти «работные дома» были чем-то вроде тюрем, куда принудительно помещали бродяг и нищих. Как и в тюрьмах, там существовали наказания за нарушения распорядка – как телесные, так и, например, карцер.
Сквозь века, эта система прилетела в нынешнюю Россию. Некоторые прямо сравнивают её с рабством. Сами бездомные, впрочем, зачастую рады и такой возможности поесть, выспаться и заработать немного денег. Давайте же попробуем разобраться в том, что же в действительности представляют из себя «рабочие дома», появившиеся уже, пожалуй, в каждом более-менее крупном городе нашей страны.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
«Рабочих домов» у нас действительно огромное множество. Они уже даже объединяются в целые сети. Сами они работу не предоставляют, являясь скорее подрядчиками, поставляющими дешевую рабочую силу на стройки, разнообразные погрузочно-разгрузочные работы и т.п. Сама идея, казалось бы, неплоха. Допустим, было бы здорово, если бы существовали своеобразные рабочие коммуны, куда приглашают людей, которым больше некуда идти, где их кормят, поят, одевают, дают постель, а взамен они трудятся. С каждого по способностям, каждому по труду, так сказать. Так могло бы быть в социалистическом обществе в переходный от капитализма период. Но реальность кусается: у нас – капитализм, следовательно, неплохая идея на деле упирается в рыночные отношения. Подавляющее большинство таких организаций нещадно эксплуатируют труд своих работников, получая на этом огромную прибыль. Чем-то эти заведения схожи с реабилитационными центрами для наркозависимых. И часто маскируются под что-то похожее, предлагая не только «работу и пропитание», но и «помощь при алкоголизме и наркомании». Только вот «лечат» тут всё исключительно низкооплачиваемым трудом – и, нередко, побоями и унижениями.
Некоторые сети «рабдомов» уже закрылись после громких скандалов с участием их руководства. Например, организация «Преображение России», работавшая в нулевые годы и закрытая в 2011 году. Только после того как лидер организации, Андрей Чарушников, был задержан за убийство одного из своих подопечных, правоохранительные органы начали всерьез проверять работу учреждения. Выяснилось, что «Преображение» нарушала десятки законов, и вообще больше походила на «просектантскую структуру с криминальным характером», организация была закрыта.
Впрочем, другие сети, такие как «Спарта», «Новая эра», «Линия жизни» и другие, зачастую основанные выходцами из «Преображения» продолжают действовать примерно по тем же принципам. Разве что, немного видоизмененным – так, например, угодившим в «Новую эру» предлагают подписать анкету-договор, в которой они дают согласие на ограничение свободы передвижения, связи с родственниками и передачи любой информации, связанной с организацией. Юридической силой такая бумажка, конечно, не обладает. Но на контингент рабдомов действует вполне исправно. Работников набирают не только по объявлениям, особенно сейчас, когда наблюдаются перебои с дешевой рабочей силой из ближнего зарубежья: на вокзалах и в местах дислокации бездомных (например, у ночлежек, пунктов обогрева или раздачи еды) дежурят десятки «волонтёров» от разных рабдомов, зазывающих людей там «поработать». Нетрудно догадаться, что соглашаются многие – особенно зимой.
У новоприбывших, как правило, отнимают паспорта и мобильные телефоны (если такие имеются, конечно), а потом заставляют выполнять самую грязную и тяжелую работу – разгружать вагоны, копать могилы, прокладывать кабель, в южных регионах – работать в полях. Причем, рабочих, частенько, задействуют и на вполне респектабельных стройках, вроде «Москва-сити». «Хозяева» экономят на всём, начиная с еды, и заканчивая деньгами на проезд до работы. Вот, что рассказывал журналистам iz.ru один из «постояльцев» таких рабдомов:
«Добираться на объект вынуждают на электричках, но без денег. То есть лазать через забор нужно, через турникеты прыгать да от контролеров бегать»
Телефоны и паспорта отнимают не просто так, а для пущего контроля. Ну и чтобы обрезать все контакты – чтобы человеку некому было позвонить, и было сложнее убежать. Вдобавок, паспорта используют в качестве залога. Впрочем, многие всё равно бегут, не выдержав унизительных условий проживания и труда. Те, кто поопытнее – просто не отдают свои документы администрации рабдома, чтобы было проще покинуть его в случае чего. Но «побег» может привести к неприятным последствиям.
Так, во всех «рабочих домах» есть свои внутренние правила. Частично о них можно прочитать в рекламных листовках (например, о запрете на употребление алкоголя и веществ). Есть, конечно, и штрафы – в этом рабочие дома, в общем-то, следуют за своими старшими братьями по бизнесу, вроде какой-нибудь Яндекс.еды, ведь штрафы помогают здорово сэкономить на работниках. Ну и, разумеется, никто не потащит работника такого дома в полицию, если он совершит какое-то мелкое преступление. Если человек, например, украл что-то у кого-то из «коллег», и, тем более, у кого-то из администраторов, а потом убежал – его будут искать. При этом, владельцы рабдомов проявляют недюжинную солидарность в плане этих поисков. В случае, если провинившийся обращается в другой рабочий дом – с высокой вероятностью его примут, но позвонят тем, кто его искал. И сбежавший не избегнет наказания (скорее всего –избиения).
Иногда происходят и вовсе безумные происшествия. Так, шокирующий случай произошел в прошлом году в Петербурге, где 41-летнего мужчину, пришедшего в рабдом «Линия Жизни» избили и изнасиловали дубинкой после того, как он посмел требовать денег за работу. Можно предположить, что беднягу обложили штрафами, либо он захотел уйти во время так называемой «залоговой недели», во время которой работники многих таких домов трудятся бесплатно (как бы в счёт еды и крыши над головой – испытательный срок плюс, опять-таки, экономия денег на рабочей силе).
Наверно это вполне соответствует духу времени, но всё же немного удивительно то, что у хозяев рабочих домов есть свои группы в соцсетях, где они делятся информацией о провинившихся «работниках». Групп таких – великое множество, например, вот, вот, вот или вот. В названиях часто фигурирует слово «пешеходы», оно как раз, на внутреннем жаргоне, обозначает работников, склонных к «побегам». В этих группах также часто выкладывают персональные данные убежавших – например, сканы их паспортов. Нередко там можно увидеть угрозы по отношению не только к что-нибудь укравшим экс-работникам, но и просто к сбежавшим – владельцам не нравится, когда они тратят целых 100 рублей на еду какому-нибудь бедолаге, а он, не оправдав их доверия, сбегает на другое утро, не успев отработать эти деньги. К тому же, если убежавших много – могут сорваться заказы. Поэтому над такими «пешеходами» тоже вполне могут поиздеваться – как, например, вот на этом видео, где с человека сняли куртку и обувь, и заставили убирать листья со двора голыми руками.
КУДА СМОТРИТ ПОЛИЦИЯ?
Хороший вопрос. Ведь даже без учета унижений и избиений, нередко практикующихся в рабочих домах, остается ещё один тревожный момент: люди, работающие таким образом, совершенно не подпадают под действие трудового кодекса. Они не заключают трудовые договоры, не платят налоги. Они не защищены от травм и увечий, им не насчитывается ни трудовой, ни пенсионный стаж. Хозяева рабдомов, конечно, так же точно не платят никаких налогов в государственную казну.
Но и тут всё упирается в рыночные отношения. Как уже упоминалось выше, владельцы рабочих домов поднимают очень неплохие деньги на одном работнике: от 20 до 60 тысяч рублей. Учитывая достаточно высокий (мягко говоря) уровень коррупции в России, у хозяев рабдомов хватает денег на то, чтобы правоохранители закрывали глаза. По словам некоторых владельцев рабочих домов, это и вовсе обычная практика – когда оперативники объезжают подобные заведения по району и собирают деньги.
Ещё один фактор – это сам контингент рабочих домов. Жертвы насилия и несправедливости не спешат обращаться в правоохранительные органы – хотя бы потому, что не доверяют полиции. Бездомные в России (как, впрочем, и в других странах) – одна из самых социально-беззащитных категорий населения, а полиция частенько не спешит принимать заявления и от обычных граждан. Опять-таки, сильнее всего «наказывают» за кражи, и довольно логично, что бездомный или алкоголик, избитый за кражу, не станет обращаться с этим в полицию – ведь его, всё-таки, избили «уважаемые люди». Равно, как не станет он обращаться и в том случае, если отработал неделю бесплатно, не получив денег из-за каких-нибудь «штрафов», ведь он и сам понимает, что работал неофициально.
Есть, впрочем, и немного другой подход к организации «рабдомов». Существует сеть так называемых «православных домов трудолюбия» «Ной», пользующихся поддержкой РПЦ. По словам работников оттуда, у них всё в порядке – никого не обижают, дают нормальную еду и хорошие условия, платят исправно хоть и мало, так как 60% населения домов – пожилые, инвалиды и т.п. Звучит вроде бы неплохо, но есть некоторые странности: уж очень нахваливают «Ной» все СМИ, а в группах этой сети рабочих домов практически нет негативных комментариев, из чего складывается впечатление, что их чистят. Нет, с одной стороны, можно представить себе существование таких вот «благотворительных» рабочих домов, где всё «по-честному» и с благими намерениями. С другой – всё же, это выглядит несколько сомнительно, учитывая, что благотворительные «волонтерские» учреждения в России, как правило, дышат на ладан, а в случае с «Ноем» мы видим развивающуюся сеть из 19 рабдомов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В конечном счете, рабочие дома – обычное явление для современной капиталистической России В полный криминал рабдома стараются не скатываться (вредно для бизнеса, да и скандал с «Преображением» сказывается), и из многих из них можно уйти, когда захочется. Но далеко не из всех. Работников очень часто удерживают насильно (например, вот, вот и вот), в таких случаях это и вовсе можно квалифицировать как настоящее рабство. Можно, но весьма сложно (об этом чуть ниже). Но даже в «нормальных» рабочих домах нещадно эксплуатируют бездомных, детдомовцев, бывших заключенных, ну и в целом людей, попавших в тяжелое положение. Сотрудники и «волонтеры» этих учреждений относятся к работникам с нескрываемым презрением, практически как к животным, называют их «двуногими крысами», наделяют другими нелестными эпитетами, унижают, а частенько и бьют. К сожалению, значительную часть самих эксплуатируемых это вполне устраивает – их кое-как кормят, дают какую-никакую крышу над головой, а если повезет – и немножко денег, хоть и куда меньше, чем написано в рекламе.
Что же с этим можно сделать? В рамках существующей ныне системы – пожалуй, ничего. Есть, конечно, волонтерские проекты вроде «Альтернативы», занимающиеся освобождением людей из рабства, в т.ч. и из наиболее нелегальных «рабочих домов», но этого крайне мало. Тем более, что в РФ в принципе очень сложно привлечь кого-либо по статье УК «использование рабского труда»: с 2009 по 2020 год по ней были осуждены всего 65 человек. Всякие рабдома вроде «Ноя» тоже не вызывают доверия – хотя бы по той причине, что в них тоже нет реальной прозрачности и контроля за их деятельностью. Да и в целом, рабдома в действительности не решают проблем бездомных людей, брошенных как родными, так и государством. Они просто эксплуатируют их, в лучшем случае немного помогая им выжить.
С этой проблемой нужно бороться совершенно иными способами. Труд, сам по себе, штука неплохая, но нужна и серьезная работа по демаргинализации этих бездомных, бывших заключенных, детдомовцев. Эта работа должна вестись, в том числе, в тюрьмах, в детских домах. Можно представить себе некий аналог «рабочих домов» в социалистическом государстве, но в таком случае это скорее напоминало бы общественные работы, существовавшие в США во времена Великой Депрессии с одной стороны, и трудовые коммуны в духе Макаренко – с другой. Где был бы и труд, и реабилитация, и обучение. И, разумеется, этим занимались бы не частные мутные конторки, а государство под контролем общества.
Таким образом, никакие «рабочие дома» не могут помочь людям, находящимся в отчаянном положении. А подавляющее большинство этих учреждений созданы исключительно ради эксплуатации этих людей. Помочь же им могут только радикальные политические и экономические преобразования нашего общества. А пока этих преобразований нет – хотелось бы призвать наших читателей по возможности срывать рекламу «рабочих домов» со стен и столбов. Этим вы, возможно, предотвратите попадание очередного бедолаги в рабство.