С очередной «косметически-декоммунизационной» инициативой выступил краснодарский протоиерей Александр Игнатов, предложивший переименовать улицу им
С очередной «косметически-декоммунизационной» инициативой выступил краснодарский протоиерей Александр Игнатов, предложивший переименовать улицу им. Ивана Каляева в столице Кубани в честь митрополита Исидора. Если кто не в курсе, Каляев – это известный социалист-революционер, убивший в феврале 1905 года великого князя Сергея Александровича Романова, а митрополит Исидор – кубанский священнослужитель, умерший в этом году.
По мнению протоиерея Игнатова, имя Ивана Каляева «не совместимо с нравственным идеалом граждан Кубани и России». В письме протоиерея Каляев фигурирует исключительно как «террорист-убийца». Разумеется, к идее Игнатова тут же присоединились местные националисты «Царьградовского» разлива, с радостью поддержавшие её, и назвавшие эсера Каляева, почему-то, «одним из негодяев советского периода», что несколько странно, учитывая, что он был казнен в 1905 году, но, конечно, неудивительно – сложно ожидать чего-то умного от националистов.
Интересно тут другое, а именно – фраза Игнатова о «нравственных идеалах». Дело в том, что даже поверхностное изучение биографии Каляева создает перед нами образ как минимум чрезвычайно принципиального человека. Так, за два дня до убийства великого князя, у Каляева уже был шанс совершить его, но он не стал, увидев, что с князем в карете сидят его жена и племянники. Уже после задержания, он совершенно не боялся смерти. Суд он использовал как трибуну:
«Я — не подсудимый перед вами, я — ваш пленник. Мы — две воюющие стороны. Вы — представители императорского правительства, наёмные слуги капитала и насилия. Я — один из народных мстителей, социалист и революционер. Нас разделяют горы трупов, сотни тысяч разбитых человеческих существований и целое море крови и слёз, разлившееся по всей стране потоками ужаса и возмущения. Вы объявили войну народу, мы приняли вызов!»
Мало того, и вдова убитого великого князя, и император Николай II три раза пытались добиться от Каляева прошения о помиловании. И три раза он отказался, мотивируя это тем, что его поступок, в таком случае, превратится из «идейного в обыкновенное уголовное дело». Если же этого мало – есть ещё и показания протоиерея тюремного шлиссельбургского Иоанно-Предтеченского собора Иоанна Флоренского, по словам которого он «никогда не видел человека, шедшего на смерть с таким спокойствием и смирением истинного христианина»:
«Когда я ему сказал, что через два часа он будет казнен, он мне совершенно спокойно ответил: «Я вполне готов к смерти; я не нуждаюсь в ваших таинствах и молитвах. Я верю в существование Святого Духа, Он всегда со мной, и я умру сопровождаемый Им. Но если вы порядочный человек и если у вас есть сострадание ко мне, давайте просто поговорим как друзья». И он обнял меня!»
И это – человек, «несовместимый с нравственными идеалами» россиян?
Разумеется, мы ни в коей мере не поддерживаем индивидуальный терроризм, как не поддерживал его и Владимир Ленин, считавший его совершенно бесполезным и даже вредным. Тем не менее, апеллирование к нравственности со стороны РПЦ, в данном случае звучит очень наигранно. Если митрополит Исидор действительно был таким хорошим – в Краснодаре уйма других улиц, которым можно дать его имя. Абажурная, например, или Вишневая. По словам члена краевой топономической комиссии Сергея Самовтора, в городе есть целый реестр уличных названий, которые предлагаются к переименованию.
Так что очевидно, что вся эта история – вовсе не о нравственности, а о политике, и желании вымарать «неудобные» нынешней власти имена с карты страны, и из её истории. Разумеется, реальная декоммунизация идет на совсем другом уровне – когда уничтожается социалка, образование, медицина, повышается пенсионный возраст, растут цены. Переименования улиц – это лишь косметическая сторона этого процесса, не особенно важная. Тем более, что большинство людей даже живя на улице имени того или иного деятеля, совершенно не задумываются о том, кем он был и что делал.
И в этом смысле националисты и церковники делают благое дело. Ведь когда они в очередной раз начинают клеймить кого-то «убийцей» и «бандитом», требуя переименовать ту или иную улицу, тем самым они мотивируют многих людей зайти в Интернет и прочитать об этом человеке и его жизни.