Сегодня исполнилось 55 лет писателю Виктору Пелевину - одному из живых классиков отечественной литературы.

Хотя Пелевин никогда открыто не выражал свои взгляды, главное политическое достоинство его книг от этого не страдает. Его романы с чертовской меткостью высмеивают общество потребления, бессмысленность понтов, абсурдность моды, ограниченность мышления, мелочность и лицемерие. То есть всё то, против чего должен бороться любой порядочный человек.

Но сегодня мы обратимся к одной конкретной цитате из романа "Поколение "П"":

"Татарский, конечно, ненавидел советскую власть в большинстве её проявлений, но все же ему было непонятно – стоило ли менять империю зла на банановую республику зла, которая импортирует бананы из Финляндии."

И правда, права человека, демократия и гласность - всё то, ради чего разваливали СССР, в страну так и не пришло.

У нас по-прежнему можно сесть за неосторожно сказанное слово про власть. Можно умереть от пыток в отделении полиции. Федеральные каналы замалчивают все внутренние проблемы страны и разжигают ненависть к иностранцам.

Вместо активного вовлечения народа в управление государством правительство пропагандирует пассивность и обывательщину. Интересующимся недавним радиоактивным выбросом на Южном Урале главный онколог Челябинской области посоветовал "смотреть футбол и пить пиво". Хотя выброс потенциально мог быть связан с разгерметизацией реактора АЭС.

А что в стране изменилось?

1) Если раньше аварии случались из-за "перегрева" промышленности, то сейчас промышленность в принципе развалена, а аварии в руинах происходят по причине раздолбайства и распилов.

2) Раньше львиная доля валового продукта уходила обратно "в народ", а сейчас - к небольшому клану олигархов и приближённых к президенту чиновников. И затем выводится зарубеж. Разница между общественным расслоением в СССР и в Российской Федерации просто колоссальна.

3) Вместо дефицита товаров при обилии денег в 80-х годах мы получили хронический дефицит денег при обилии товаров в 10-х. И товаров в значительной степени импортных.

Так стоило ли менять "Империю зла" на "банановую респубику зла"? Или нужно было сделать со страной что-то другое?