Тут подъехали результаты эксперимента "Министерская диета"™ от Саратовского депутата Николая Богдаренко.

В течение месяца тот пытался выжить на 3 500 рублей, ибо именно на такую сумму предлагала жить неработающим пенсионерам его оппонентка, областной министр труда (!) Наталья Соколова. Соколову, правда, уже уволили. Но её последнее предложение о повышении прожиточного минимума всего на 288 рублей всё-таки приняли. Имейте совесть, воруйте молча, как бы говорит своим подчинённым правительство России.

Так вот, депутат Богдаренко похудел на 5 килограммов и был вынужден исключить из рациона белки и жиры. Что больно аукнулось бы ему в будущем, реши он продолжить эксперимент.

В результате Богдаренко посчитал, что реально для выживания человеку нужно на одну только еду тратить по 10 000 в месяц. А вообще прожиточный минимум должен быть не менее 20 000 рублей. И это для регионов, не для Москвы и СПБ.

Интересно, что расчёты депутата примерно совпадают результатами, которые мы бы получили, если бы захотели оценить прожиточный минимум по Марксу. Если кто не знает, его теория прибавочной стоимости гласит, что работники, конкурирующие на рынке всегда получают зарплату в районе своего прожиточного минимума. Речь идет, конечно, о 99% наёмных работников, за исключением топ-менеджеров, блатных родственников и уникумов. Этот уровень меняется от региона к региону и от профессии к профессии, но он всегда равен стоимости воспроизводства рабочей силы данной категории в данном месте. Ни больше, ни меньше.

Так вот, 20 000 рублей - это как раз обычная зарплата неквалифицированного работника в региональных центрах. Например, зарплата разнорабочего МакДональдса - наиболее типичного примера неквалифицированного труда в постиндустриальном обществе. Так сказать, базовая величина. В Москве зарплата обычных сотрудников МакДака - около 30 000 рублей, и надо полагать, именно такую сумму получил бы экспериментатор Богдаренко, живя в столице.

Зарплаты более квалифицированных сотрудников получаются при умножении базовой величины (20 000 для регионов) на коэффицент квалификации. То есть, в 2, 3, 5 и так далее раз. Отдельные ведущие специалисты и крупные менеджеры (кроме монополистов) будут получать в 6-7 раз больше. Кажется, что много, но платят они за это необходимостью дополнительного образования, поддержанием социальных связей "своего круга", представительскими расходами, нервной ненормированной работой и прочими гадостями жизни. После чего в сухом остатке у них остается ненамного больше нуля.

И всё. Мы, 99% трудящихся при капитализме, намертво приколочены к этой тарифной сетке нашей собственной конкуренцией на рынке труда. Все излишки, все сливки, всю прибыль - забирают единицы из класса крупных капиталистов, и тратят на свои прихоти.

Жизнь страны, наш собственный опыт и, в конце концов, даже опыт гражданина Богдаренко раз за разом подтверждают эти прописные истины. Чего же нам не хватает, чтобы отказаться от капитализма?