Наблюдая всю эту обострившуюся в очередной раз около_абортную свистопляску поневоле задаешься многочисленными вопросами. Например, почему некоторые так радуются тому, что в Польше якобы «решили не запрещать аборты»? Может быть, для кого-то это будет откровением, но… Аборты в Польше уже более 20 лет как запрещены! С января 1993 года вступил в силу Закон о планировании семьи, защите человеческого плода и условиях для легального аборта. Согласно этому закону женщина имеет право сделать аборт в трех случаях:

  1.    Когда продолжение беременности угрожает жизни и/или здоровью женщины;
  2.    Когда плод имеет серьёзные пороки развития;
  3.    Когда беременность наступила в результате преступного акта (читай — изнасилования).

Ни одна другая причина не считается уважительной и не входит в список показаний для прерывания беременности: не хочу рожать сейчас, не хочу рожать вообще, нет денег, нет работы, уже есть 1-2-3-5-10 детей, ушёл муж, не успели вовремя вынуть и т.д. и т.п. Немного истории: аборты в Польше были полностью запрещены до 1932 года. Затем ввели вот этот набор экстренных случаев. Стоит отметить, что Польша стала первой в Европе страной, где беременность в результате изнасилования была включена в список показаний к ее прерыванию. С 1950-х по 1980-е аборты по социально-экономическим и эмоциональным причинам то допускались, то опять не приветствовались. В 1997 году была введена поправка, позволяющая прерывать беременность по социальным причинам, но в том же 1997 ее снова и отменили. Таким образом, на момент акции производство абортов в Польше уже было довольно жестко регламентировано.

2016-10-05t150007z_1296516407_s1beuffxzzab_rtrmadp_3_poland-abortion_0

 "Чёрный понедельник"

Так против чего же всё-таки протестовали недавно польские женщины? А протестовали, оказывается, против полного запрета. То есть против отмены этих трёх исключительных случаев-показаний для прерывания беременности. Такой законопроект на рассмотрение в правительство предложил комитет «Стоп абортам» — организация, отстаивающая признание за эмбрионом прав человека.

А что, кто-то серьёзно думал, что этот документ, вынесенный на рассмотрение в угоду «пролайферам» [ультраконсервативной части населения, на поддержку которой в том числе опирается правящая партия «Право и справедливость»], действительно имеет шансы быть принятым? Разве кому-то где-то может быть выгодно, чтобы женщины умирали в результате беременности? Или чтобы рождались заведомо больные дети? Очень больные, и не факт, что живые/жизнеспособные. На фоне разнообразия аномалий внутриутробного развития пресловутый синдром Дауна, вызывающий в силу распространённости наибольшие страхи и сомнения, как возможный порок развития плода, может показаться цветочками. Или чтобы женщины рожали в результате изнасилования? [Напомню, Польша первой признала право на аборт в этом случае, в 1932 году.Каким бы консервативным ни было правительство Польши, было бы странным предполагать, что оно настроено на принятие законопроекта, влекущего за собой столь страшные последствия [и сомнительную экономическую выгоду, но об этом попозже...].

В пользу этого говорит также тот факт, что по результатам массовых выступлений первым в прессе подал голос министр науки и высшего образования Польши. Министр науки и образования, Карл! Давно ли министерство образования занимается вопросами гинекологии и репродуктивного здоровья? А где же минздрав, омбудсмены всякие и «патриарх всея Польши»?..

66_tn

Министр образования Польши

В итоге гражданки и граждане этой европейской страны 3 октября стояли за право сомнительного выбора. Оставлять беременность под угрозой собственной жизни и здоровью или прерывать по назначению врача? Сохранять её при наличии серьёзной патологии плода или нет? Рожать от насильника или не рожать? Причём здесь лозунг «моё тело – моё дело», если выбора нет? [«Каждый имеет право болеть и умирать, и никто не может у него это право отнять».] То есть, на мой взгляд, «чёрный понедельник» по сути явился очередным обострением противостояния пролайферов и апологетов аборта. При этом можно и стоит отдать должное организованности и гражданской солидарности поляков, которые позволили провести мероприятие, прогремевшее на весь мир.

А отечественный прогрессивный люд, вдохновившись массовостью акции, остротой темы и не вникая в подробности, организованно начал восхищаться и показывать пальцем в сторону Европы. Мол, смотрите, поляки-то передумали аборты запрещать... А у нас вот тут патриарх, обмудсменша, средневековое мракобесие, все дела. Аборты хотят запретить! Какой кашмаррррр! Дружно апеллируют к Ленину, мол, старик писал, что нельзя аборты запрещать!

Погодите, погодите. Давайте смотреть на вещи адекватно современности. Причём здесь Ленин, Крупская, Коллонтай и другие идолы социалистической революции? Когда Ленин писал о том, что женщина сама вправе распоряжаться своим телом, имея ввиду аборты, он был безусловно прав… Но, това-г-ищи!.. Это было 100 лет назад! Тогда не было нормальных средств контрацепции, и аборт действительно был единственным 99% способом [100% способ — воздержание], который могла использовать женщина, чтобы не иметь нежеланных детей.

В современном мире противозачаточных средств — вагон и маленькая тележка. На любой вкус, цвет и размер. Банальные презервативы или таблетки, внутриматочные, вагинальные, подкожные, даже [омг!] пластыри! Всё, что нужно — проконсультироваться с врачом и сделать необходимые исследования для подбора наиболее удобного способа. Решение — рожать или нет — лучше принимать до того, как наступила беременность, а не после. Это неотъемлемое, фундаментальное право каждого человека — самостоятельно решать, становиться ей/ему родителем или нет; сейчас, позже или никогда.

kakie-bivaut-protivozachatochnie-tabletki-672cp

Но аборт —  не средство контрацепции и не способ планирования семьи. И тем более не фундаментальное право. Аборт — это медицинская процедура, экстренный способ прерывания беременности, которая уже наступила [зачастую — в результате безответственного отношения к репродуктивной системе человека]. Способы избавления от нежелательной беременности, как и инфантицид, существовали всегда, с тех пор как появился человек, и с тех пор, как у человека возникла потребность регулировать своё воспроизводство [люди — не кролики, и не могут бездумно плодиться от каждого зачатия]. Вне зависимости от того, запрещена процедура какими-либо нормами или нет. Но современные технологии позволяют контролировать процесс воспроизводства, не прибегая или прибегая к аборту в крайне редких случаях.

Профилактика возможной проблемы всегда проще и эффективнее, чем решение уже наступившей. Эта простая истина почему-то недоступна для осмысления большинству людей, считающих себя прогрессивными. Конечно, механически транслировать чужие мысли, превратившиеся за прошедшее столетие в догмат, намного проще, чем предложить альтернативу. Поэтому вопрос пропаганды контрацепции повисает где-то между противостоянием сторонников запрета абортов и его противников.

Пролайферы в качестве альтернативы предлагают рожать, а прочойсеры — иметь возможность сделать аборт. В качестве козыря последние используют феерический аргумент про рост «криминальных» абортов и женской смертности в результате них, отсылая нас к опыту репродуктивного насилия в СССР 1936-1955 гг.

Давайте разберёмся для начала, что такое «криминальный» аборт? Это аборт, сделанный в нарушение установленных законом норм. В Польше —  прерывание беременности по любым причинам, кроме трех обозначенных. В России — изгнание плода, совершенное на сроке более 12 недель. Может, для кого-то это опять же новость, но у нас в стране такая процедура является административным правонарушением и карается штрафом для граждан и должностных лиц (т.е. и для женщины, и для врача). В Польше за производство нелегальных абортов уголовному преследованию подвергают врачей и посредников. В СССР за «криминальный» аборт также существовала уголовная ответственность для всех причастных. Таким образом, «криминальный» аборт — это юридическое понятие, сводящееся к факту прерывания беременности в ситуации, когда прерывание беременности ограничено или запрещено законом. То есть, вы понимаете, да, что «криминальное», нелегальное, подпольное прерывание беременности — это не обязательно антисанитарные условия, вешалка, луковица и шаман с бубном? Сто лет назад и легальный аборт, произведённый в условиях операционной профессиональным гинекологом, легко мог привести к осложнениям, последующим нарушениям репродуктивной функции и даже смерти.

x8xhulnxf3e

Графики рождаемости по данным Eurostat. Оранжевый - Польша, синий - Россия

Вернёмся в Польшу. За более чем 20-летнюю историю принятия закона о запрете абортов по собственному желанию, никаких особенных изменений ни в плане роста рождаемости, ни в плане увеличения смертности женщин от «криминальных» абортов, если верить статистике, не произошло. Рождаемость (как и смертность, что вполне ожидаемо) связана с социально-экономическим уровнем благополучия населения страны, а не с запретом/разрешением абортов.

И можно с уверенностью предположить, что вопрос о запрете абортов поднимается обычно не с целью повысить рождаемость, хотя оба лагеря (сторонники запрета и противники) ловко жонглируют этим популистским аргументом, каждый в своих целях. Такие дискуссии конечно же имеют под собой веские экономические основания. В обществе, построенном на товарно-денежных отношениях, за деньги продается абсолютно все. Особенно выгодно продавать то, что неизбежно пользуется высоким спросом. Сексом люди занимались, занимаются и будут заниматься всегда. От секса, если не предпринять необходимых мер, часто заводятся дети. [В ситуации со случайным сексом, к слову, дети — это самое безобидное, что может завестись…] Поэтому вопрос контрацепции — это вопрос планирования и контроля репродуктивной функции, которым должны озаботиться в первую очередь сторонники прочойса. И не тихо там себе в уголочке озаботиться, а так же громко и организованно, как поддерживают аборты. Культура контрацепции — это очень важная часть репродуктивной культуры, не менее важная, чем доступные аборты [если не более].

Конечно, контрацепция стоит денег. Но и аборт тоже стоит денег. Даже сейчас, когда его формально не запретили, в системе ОМС доступен не полный спектр способов, прерывающих беременность. Используемые на ранних сроках и считающиеся наименее травматичными медикаментозный аборт, вакуумная аспирация — эти удовольствия доступны только пациенткам частных клиник. В поликлиниках по ОМС женщинам по-прежнему предлагают старое доброе выскабливание, имеющее массу противопоказаний, осложнений и других неприятных последствий, от бесплодия до сепсиса и летального исхода. Да-да, то самое выскабливание, которое использовали и 100 лет назад.

9097348c-a3e8-487a-b09f-375e7118907d_w987_r1_s

Понятно, почему Мизулина так настойчиво предлагает вывести аборты из системы ОМС и ввести контроль за оборотом лекарственных средств, предназначенных для прерывания беременности. Они там посчитали, что выскабливаются в России в год всего 740 тысяч, а через частные клиники проходят по 5-8 миллионов женщин. То есть, получается, что бесплатный аборт как-то не особо пользуется популярностью. И теперь говорят: мы не запретим прерывать беременность, мы просто будем продавать эту процедуру за деньги. Сами. Теперь у вас и в поликлинике по месту жительства будет выбор — выскабливаться или таблеточку выпить, за определённую плату. Привет, госмонополия! Что совершенно естественно в логике рынка, если государство стремится занять на нём самое выгодное положение и повысить свои прибыли. Если контрацепция стоит денег, и растить ребенка тоже стоит денег (намного больших конечно, но не суть), то почему аборты должны быть бесплатными? Или почему на них должны зарабатывать только частные фирмочки?

С экономической точки зрения, пока наше общество не вышло за пределы товарно-денежных отношений, для самих женщин наименьшим злом является контрацепция, как ни крути. Планирование воспроизводства человека — это будущее человечества. И этому необходимо учиться, через запрет или нет. Подбирать для себя, договариваться с партнёром, обсуждать этот вопрос. И если нет полного взаимопонимания и доверия в отношениях, то лучше заняться онанизмом, чем жить с перспективой нежелательной беременности.

Чтобы там ни говорили апологеты абортов, но, с точки зрения эмоционального здоровья, аборт — это психологическая травма для женщины в большинстве случаев, даже если он не осознается как травма. Кроме того, сейчас уже есть основания полагать, что различные заболевания женской репродуктивной системы (в частности такие, как миома, например) могут быть связаны с нереализованной беременностью. Всякие рекламные истории из серии «я сделала аборт, и посмотрите, как я теперь счастлива» — просто за гранью. А что, женщины, которые не делали абортов, несчастны? Аборт — это неотъемлемый атрибут успешности и удовлетворенности жизнью? [«Я продаю Гербалайф/Орифлейм/Амвэй, посмотрите, какой я классный»].

gore

Мне известны случаи, когда женщина регулярно беременеет и регулярно делает аборты. Моё тело — моё дело, ага. Ну классно же, а почему нет. Рожать не хочу, предохраняться тоже. Зачем, если можно просто сделать аборт?! Но давайте не будем эмоциональную и поведенческую патологию рассматривать как норму и репрезентировать это на всю популяцию.

Эмбрион — не человек, а аборт — не убийство, да. Но посмотрим на вещи объективно: человек — единственное животное, которое осознаёт, что из этого мог бы получиться человек. И методичное уничтожение в себе потенциального человека — не что иное как внутренняя, глубоко укорененная, интериоризованная мизогиния (или даже мизантропия) в самой дикой её форме. Как селф-харминг. Я даже не могу себе представить, как сегодня надо себя не любить, чтобы тыкать в свою собственную матку проволочной вешалкой… [я естественно понятия не имею, как оно там все делается подручными средствами и, сказать по правде, не хочу знать. До сих пор перед глазами заспиртованная матка с пророщенной луковицей из сериала «Казус Кукоцкого», а прошло уже лет 10 с тех пор, как я его посмотрела…] «Назло вахтёру отморожу уши, назло кондуктору куплю билет, пойду пешком». Детский сад, вторая группа. Пора взрослеть, дорогие товарищи. А не бороться за право самоистязаться.

Я знаю также массу женщин, которые сделали когда-то аборт и сейчас вполне успешны. На тот момент это было правильным решением по многим социальным причинам. Но они до сих пор жалеют об этом, и всё время думают, а что, а если бы… сейчас ему/ей было бы N лет… и т.д. Нет, не о том жалеют, что сделали аборт. А о том, что забеременели не вовремя. О том, что своевременно не позаботились о средствах предохранения от нежелательной беременности, и были вынуждены пойти на этот радикальный шаг. И о том, что этот эпизод никак нельзя стереть ни из памяти, ни из своей истории жизни. К сожалению, нет никакой статистики за сколько-нибудь длительный период о том, сколько женщин делали аборты хотя бы раз в своей жизни. Но можно предположить, что из живущих ныне поколений наших пра- и родителей — это была каждая первая, из наших ровесников — каждая вторая. Хочется надеяться, что в поколениях наших детей и внуков будут всё реже и реже встречаться женщины, использующие аборт в качестве средства контроля своей репродуктивной функции, несущие эту травму в себе сквозь года своей жизни.

А пока самая прогрессивная часть человечества активно выступает за доступные аборты как основной фактор женского благополучия в современном обществе, я призываю вас предохраняться от нежелательной беременности и от сопутствующих физиологических и психологических травм. Забота о себе, о своём теле, о своём эмоциональном благополучии, ответственное отношение к своей жизни — это фундаментальное право каждого человека. И его реализация не зависит ни от запретов, ни от разрешений кого-то сверху. Она зависит только от нас самих. Если мы хотим построить другое общество, справедливое, гуманное, то без ответственного отношения к самому себе никак не обойтись.