Индустрия российских сериалов продолжает удивлять! «Слово пацана» в интернете уже не обсудил, наверное, только ленивый. Но наш автор Антон Андреев копнул глубже. И попробовал ответить на главный вопрос — стоит ли считать такое кино опасным для подростков. Приглашаем вас ознакомиться с его рецензией и присоедениться к дискуссии.
Феномен «Слова пацана»
Не первый год крепнет российская индустрия сериалов. Были у нас тру-крайм “Фишер” и “Метод” (тут берем первый сезон). Были ужасы “Пищеблок” и своеобразный ответ “Реальным упырям” - “Вампиры средней полосы”. Не могли российские авторы обойти вниманием и пацанскую романтику. Например, “Мир. Дружба. Жвачка” сразу завоевал своего зрителя. Но ни один сериал не создал такой волны, как вышедший совсем недавно: “Слово пацана. Кровь на асфальте”.
Про сериал
Этот сериал цепляет. Речь не о его художественных достоинствах, хотя не будем скрывать, Жора Крыжовников уже достаточно набил руку и освоил ремесло. Хорошая картинка, интересные эффекты, правда с ними слегка перебарщивают, великолепная музыка от АИГЕЛ. Радостно наблюдать, как растут просмотры к клипу “Пыяла”. В последний раз группа притягивала столько внимания после показа сериала “Топи”, где саунд был полность их авторства. Но никто и не сомневался, что Жора Крыжовников умеет снимать клипы.
Главный герой очень убедительно преобразуется из утонченного пианиста в бескомпромиссного уличного пацана. Актер подобран великолепно. Он отлично справляется с обоими амплуа. В прошлый раз подобное преображение разворачивалось в сериале “Однажды ночью”, где прилежный студент преобразился в свирепого заключенного.
Сериал жесток. Без шуток. Но события разворачиваются постепенно. От мальчишеских конфликтов и проблем к посвящению в команду. От подростковых драк стенка на стенку - к погружению в потусторонний бандитский мир. И это еще интереснее.
Ты уже было начинаешь верить, что даже приобщение к опасному движению, это всего лишь небольшие коррективы в жизни. Главный герой погружается в среду, где есть ценность слова, где своего не оставят в беде, где придерживаются понятных человеческих установок. Но на поверку оказывается, что правила - интересная штука. В одних случаях они работают безукоризненно, а вот в других, становятся крайне гибкими. Все зависит от положения конкретного индивида в иерархии и его навыков в софистике.
Еще одна сильная сторона сериала - аутентичность. События “Слова” разворачиваются внутри Казани времен расцвета дворовых команд. Более-менее сведущий зритель легко узнает бренды: “Тяп-Ляп”, “Хади Такташ”, “Жилка”. Сложная внутренняя иерархия и этикет группировок воссозданы с опорой на фактический первоисточник сериала - книгу Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х ».
И так же, как участие в команде притягивало в позднем СССР сотни ребят, история “казанского феномена” приковала к мониторам миллионы их сверстников в современности.
Казанский феномен
31 августа 1978 года несколько десятков человек с обрезами и арматурой волной прокатились по улицам Казани, забивая прохожих. Итог - десятки раненых и двое убитых. Так заявила о себе на весь Союз группировка “Тяп-ляп”.
Сегодня новости о подростковой преступности смотрятся буднично. Но для советских медиа, это было вновинку. Ранее проблему отчасти не замечали, отчасти замалчивали. Но после инцидента 31 августа, вопрос молодежных группировок более нельзя было игнорировать. В стройную социальную структуру советского общества пришлось включить новый, абсолютно неведомый ранее элемент. И понять причину его появления.
Милиция и идеологи перекладывали ответственность друг на друга. Появилась теория о создании группировок спецслужбами, с целью дискредитации милиции. Налет 31 августа, якобы, был спланирован КГБ. В тот период Андропов конфликтовал с министром внутренних дел Николаем Щелоковым. Версия, конечно, любопытная, но она может объяснить только один конкретный эксцесс. Никак не первопричину “казанского феномена”.
Бесполезно искать в причинах материальную составляющую. Казанские дворовые команды, в отличии банд Лос-Анджелеса тех же лет или российских ОПГ 90-х, не имели надежной “кормовой базы”, в виде торговли наркотиками, рэкета и тому подобного. Обычно в криминал идут за заработком. Казанские подростки сами готовы были платить взносы, чтобы оставаться в группировке! Да, они грабили или собирали дань с цеховиков, занимались угонами и кражами, но все это было не целью существования группировок, а сопутствующим фактором уличной жизни. У всех теневых торговцев со всей Казани не нашлось бы денег, чтобы обеспечить постоянным доходом десятки дворовых команд. Скорее деятельность цеховиков и группировок являются диагнозами единой болезни, нежели причиной и следствием.
Вероятнее всего причины “казанского феномена” лежат в точке пересечения экономических и социальных отношений. В послевоенный период в Татарстане начался промышленный бум. С 1950 по 1970-е на территории республики появилось около 3 тысяч новых объектов. Под нужды экономики создавалась инфраструктура - строились новый дороги, районы, целые города. Например, застройка микрорайона “Теплоконтроль” - вотчины “Тяп-ляп”, началась в 1950-е. Переселялись огромные массы людей из сельской местности. К потере прежних социальных связей и обновлению жизненного уклада не так просто приспособиться. Вчерашние селяне и сегодняшние пролетарии начали заново выстраивать свой быт. Криминогенная обстановка в окраинных рабочих районах всегда оставляет желать лучшего - это часть мировой урбанистической традиции.
Ранее “казанскому феномену” не позволили бы сформироваться. Советское общество находилось в куда более жестких условиях. Трудно представить, что группировки решили бы поделить Казань в 37-м годы. Вскоре пришло бы делить друг с другом тюремные камеры, да и то недолго. С другой стороны, значительно лучше функционировали институты социализации и просвещения, социалистическая идеология имела куда большее влияние на граждан. Преступность, разумеется, была, но имела вполне материальные причины.
С 60-х уровень жизни советского гражданина растет, напряженность в обществе падает, но начинают буксовать социальные лифты. Стали ощутимы признаки грядущего кризиса. Если в обществе меняется восприятие идеологии, то меняется и мораль. Люди находят более природосообразный способ существования.
Потому сам факт появления подростковых группировок в Казани, не был чем-то исключительным. В своей полу автобиографической книге “Подросток Савенко” Эдуард Лимонов вспоминает харьковское отрочество конца 50-х. Многое узнаваемо. Молодежные группировки; особо тяжкие преступления, совершаемые детьми; конфликт поколений; разочарование в окружающей действительности:
«Салтовские ребята из своей собственной реальной жизни отлично знают, что работать на заводах и фабриках скучно, что люди там работают только потому, что им нужны деньги, чтобы жить, а всякий нормальный человек, если может, или совсем не работает и ворует, или работает, как Саня Красный, мясником».
Разница между харьковской шпаной и казанскими пацанами в том, что улицы Татарстана породили неведомую ранее для подростковой преступности организацию и дисциплину. Дворовые команды Казани скорее походили на армию. Нечто схожее будет чуть позже у “люберов”. Но все эти явления - последствия одних и тех же деструктивных процессов.
Вскоре, как итог затяжного кризиса, начнется Перестройка. СССР развалится, все государственные богатства вышвырнут на рынок. Пацаны изойдут с улиц и займутся организованной преступностью. В Москве и Санкт-Петербурге бренд: ”Казанские”, был широко известен и внушал понятные эмоции. Как и в случае с люберами, команды из Татарстана утратят идентичность и растворятся в общей, для всего СНГ, бандитской субкультуре.
Последствия
2 января в Иркутске ударом ножа был убит 15-летний подросток. Подозреваемых вскоре задержали. В СМИ появились заголовки вроде: “Из-за фильма «Слово пацана» в России убили 15-летнего мальчика, заявила депутат Останина”. Детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец призывает к запрету сериала. Не имея достаточной информации о произошедшем, трудно судить, как все произошло и что конкретно явилось мотивацией нападавших. Могло ли их подтолкнуть “слово”? Ну да, могло.
Было вполне ожидаемо, что сериал окажет невообразимое воздействие на неподготовленные подростковые умы. Когда вышел “Romper Stomper”, все стали бонами. После “Бригады” каждый юноша с коряво побритой головой и подростковыми усами, превратился в бандита. «Green Street Hooligans» преобразил всех в фанатов, а “Околофутбола” закружила в водовороте тех, кто родился после премьеры “Зеленой улицы”.
Но если отмотать время на день, когда сериал еще не вышел, и почитать криминальные сводки, можно заметить - подростки все так же калечат друг-друга, нападают на взрослых, устраивают массовые драки, даже совершают убийства. Задолго до съемок сериала, в РФ была признана экстремистской организацией АУЕ. Возник инцидент с ЧВК “Редан”.
Человек - биосоциальное существо. Для подростка, это еще актуальнее. Когда бурлят гормоны, а окружающий мир огромен и непознаваем, нужно найти свою опору. И в этом - основная суть сериала. Сознательно или нет, режиссер обратил внимание на главную причину подростковой преступности. И она проста - на подростков всем плевать.
Автор статьи довольно долгое время успел проработать в обычной общеобразовательной школе. И, что поразительно, большинству подростков от взрослых хочется лишь одного. Чтобы их выслушали. Не душили мудрыми советами, не высказывали претензии, не навязывали свой образ жизни. Ты можешь стать учителем года, если потратишь пару минут на то, что выслушаешь небольшой рассказ о тяжелой подростковой жизни. Чуть позже, они, быть может, начнут тебя слушать. Не выполнять команды, в этом как раз нет ничего сложного, а именно слушать. Но, знаете, это долго. И трудно. И, прямо скажем, не у всех получается.
Разумеется, после выхода сериала, пошла реакция. Школьники озадачились поисками “пацанов” и “чушпанов” в своих рядах. Дети, которым школа предлагает не структурированную и откровенно фальшивую “Юнармию” ( а дети очень тонко чувствуют фальшь), которым родители предлагают фразу: “Ты одет, обут, сыт, что еще нужно?”, ищут, вокруг чего можно построить свой маленький мирок. И, если нет иных альтернатив, то сплачивающим фактором выступит насилие. Это очень грустно и негуманно, но это правда.
Сейчас сериал пытаются запретить. Пусть. Если “запрещающие” еще не поняли, то любые их запреты только подогревают интерес к продукту. “Слово пацана” склоняет к криминалу - редкий пример, когда обвинение почти справедливо. Но вот только криминал распространяется лишь там, где создана благоприятная среда. И если вы хотите решить проблему подростковой преступность, не принципиально новым подходом к вопросам образования, воспитания и социализации, а запрещением сериалов… Ну что ж, удачи! Как много вам еще предстоит запрещать.