Очередная мощная волна клерикализации общественной жизни захлёстывает Россию. Поднимают её не только власти и представители господствующих в умах верующих традиционных конфессий, но и всевозможные мутные деятели, пытающиеся сколотить себе социальный капитал на различных запретительных инициативах.

Например, в последние дни 2016 года группа красноярских психиатров обратилась в общественный совет при Красноярской митрополии РПЦ с рекомендацией запретить празднование Хеллоуина в российских общеобразовательных учреждениях.  Подобные новости регулярно появляются в сети Интернет на поверхности российского информационного потока, сопровождаясь десятками и сотнями поддерживающих комментариев и создавая иллюзию чуть ли не тотального «одобрямс» данных инициатив российским народом. С другой стороны, либеральные медиа проводят прямо противоположную тенденцию, то выставляя творцов очередной дикой идеи фриками, то открыто или завуалированно третируя «мужичьё», голос которого они считают не заслуживающим внимания. Основная часть россиян нерукопожатна для либералов, ведь машинным маслом или угольной пылью рабочих рук так не хочется пачкать свою ладонь, а то, может, и рукав пиджака от Армани.

Между тем, мало кто пытается здраво оценить действительное отношение наших соотечественников к религии. В этой заметке я коснусь только одного аспекта данной проблемы — географического.

Безымянный8

Ещё четыре года назад прославившаяся недавно разоблачением двух третей православных россиян как догматических католиков исследовательская служба «Среда» представила публике результат масштабного исследования мировоззренческих предпочтений россиян — «Атлас религий и национальностей России». Этот интересный документ с той поры успели обсудить и прокомментировать различные издания от «Российской газеты» и «Аргументов недели» до официальных изданий РПЦ МП и газеток националистов. Основные дискуссии шли о количестве верующих, а также православных и мусульман в частности. Немногие, однако, обратили внимание на выявленный исследованием важный момент — Россия в целом и общем разделилась на консервативный Запад и вольнодумный Восток.

Это означает, что за некоторыми объяснимыми исключениями при движении от Урала на запад Вы погружаетесь в мир нарастающего господства двух основных российских конфессий — православия и ислама. Но при движении от Урала на восток, за исключением нескольких традиционно языческих и буддийских регионов, вы всё больше будете продвигаться в мир атеизма и агностицизма, пока не доберётесь до Приморского края — самой вольнодумной территории, где 35% населения являются атеистами (почти в три раза больше среднего показателя по стране).

Проще говоря, если мы отбросим национальные республики и возьмём для сравнения только регионы с преобладанием русской национальности, то увидим, что государствообразующая по терминологии традиционалистов нация прямо у нас на глазах постепенно мировоззренчески раскалывается по линии Уральских гор.

1331

Проанализируем такие данные, как верхние и нижние десятки регионов в рейтингах распространённости того или иного мировоззрения. Перед тем, как мы станем анализировать данные, напомню, что на Дальнем Востоке всего 9 субъектов, а в Сибири — 12, то есть вместе Восток России дает 21 регион из 85.

В числе 10 самых православных регионов России нет ни одного дальневосточного и сибирского. В числе 10 наименее православных мы находим 5 таких регионов: 2 дальневосточных и 3 сибирских. Если мы уберём из этого рейтинга национальные республики, окажется, что все наименее православные регионы находятся восточнее Урала.

Интересно и то, что в рейтинге по наличию альтернативных РПЦ православных верующих Урал, Сибирь и Дальний Восток дают 6 из 10 самых «альтернативных» регионов, при этом на каждый из упомянутых федеральных округов приходится по 2 таких региона.

В верхних десятках мусульманских рейтингов мы не находим ни одного дальневосточного региона и лишь один сибирский — Республику Алтай, где такой результат даёт смешение традиционных исламских этнических групп (уйгуров и других) и мигрантов-мусульман. К слову, Республика Алтай является и лидером российского индуизма. Так что религиозная обстановка в ней не может считаться типичной даже для национальных республик.

Характерны в качестве иллюстрации мировоззренческого раскола рейтинги регионов по наличию внеконфессиональных христиан (в т.ч. сектантов) и внерелигиозных верующих.

В рейтинге регионов с наивысшими показателями внеконфессионального христианства территория восточнее Урала дает только 3 из 10 регионов. В рейтинге регионов, лидирующих по показателю внерелигиозных верующих, Восток даёт 4 из 10 регионов.

pagans-65

Наконец, самый показательный рейтинг — рейтинг атеистических регионов. В верхнем дециле из 10 регионов восемь расположены восточнее Урала, из них 6 находятся на Дальнем Востоке, то есть в общероссийскую лидирующую десятку входят две трети дальневосточных территорий. Следует также учесть, что в числе двух западных регионов данного рейтинга присутствует испытывающая наиболее сильное влияние безбожной Европы и нетипичная для российского запада Калининградская область.

По такому показателю как «хочу верить в Бога» в верхнем дециле нет ни одного восточного региона тогда как в нижнем их присутствует пять. В десятке регионов с наибольшей значимостью религии для опрошенных нет ни одного восточного региона, а в противоположной десятке их 6. Справедливости ради надо сказать, что на Востоке не меньше, чем на Западе верят в приметы и часто встречаются с «необяснимым». А в Приморском крае среди широких масс населения фактически функционирует неформальный культ тигра и, в меньшей степени, леопарда. Приезжему во Владивостоке бросается в глаза огромное количество разнообразных изображений тигра на городских улицах и в квартирах жителей. Новости о тех или иных событиях из жизни тигров неизбежно лидируют в местных новостях. Обереги в виде фигурок тигра массово присутствуют в автомобилях (часто рядом с иконами) и в виде брелоков для ключей. День Тигра — самый массовый городской праздник с чертами карнавала, превышающий по количеству участников в разы любые крестные ходы. В этот день на улицах Владивостока десятки тысяч взрослых и детей с помощью масок, одежды и раскраски отождествляют себя с тигром и леопардом. Скорее всего, этот языческий элемент в российских условиях как раз скорее свидетельствует об антирелигиозности и нисколько не противоречит атеистическим умонастроениям значительной части горожан.

4owhx9zey3w

 Итак, вышеуказанные данные свидетельствуют о достаточно чётком делении преимущественно населенных русскими и близкими им этносами регионов России на консервативный Запад и вольнодумный Восток. Особняком стоят национальные республики, хотя и их затронула волна восточного атеизма. В списке самых вольнодумных регионов мы находим Республику Саха (ЕАО не в счет).

Хотя в целом и общем верующих везде больше, чем атеистов, на западе России господствуют традиционные конфессии и религиозность в целом гораздо больше чем на востоке. В таком регионе как Приморский край число атеистов превышает число представителей любой из конфессий, не исключая православия. Причём в крупных городских центрах доля атеистов и агностиков достигает 50% и выше. Косвенно об этом свидетельствуют данные об отказе городских родителей от выбора «Основ православной культуры», несмотря на административный нажим. Так, во Владивостоке около 60% родителей выбирают «светскую этику».

Данные о мировоззренческом расколе интересно сравнить и с некоторыми моментами политического деления страны. Востоку помимо более широкого распространения атеизма присуще и более явное отторжение существующей политической системы. Возможно, основами обоих явлений служат свойственные менталитету сибиряков и дальневосточников более критическое отношение к социальной реальности, независимый взгляд на вещи и как следствие более настороженная реакция на транслируемые как Кремлем, так и его "либеральными" оппонентами, идеологические посылы. Этот вопрос требует специального подробного исследования, но уже сейчас обратим внимание на нижеследующие факты.

190207.p

Среди десяти регионов с наибольшей явкой на последних думских выборах мы находим лишь один восточный регион — Кемеровскую область. А среди десятки регионов с наименьшей явкой восточных регионов шесть. Причём другие три восточных региона буквально застыли на пороге нижнего дециля.

В числе десяти самых голосующих за партию власти регионов только два восточных — всё та же Кемеровская область и Тува. В десяти наименее голосующих за ЕР регионов лишь четыре восточных, что, однако, неудивительно, с учётом отмеченного выше голосования ногами.

Так как используемое исследование службы «Среда» проведено в 2012 году, то полезно сравнить его результаты с данными президентских выборов 2012 года, а именно с голосованием за Путина и Прохорова. Из восточных регионов в число десяти самых верных нацлидеру вошли всё те же Тыва и Кемеровская область. В числе десяти оппозиционных регионов оказались три восточных региона и ещё три застыли на пороге дециля. По низшим показателям явки Восток дал 4 региона из 10.

Десять регионов с самой высокой долей популярности либерального кандидата Прохорова имеют в своем составе лишь один восточный регион — Томскую область. Точно такой же результат мы наблюдаем в верхнем дециле партии «Яблоко» на думских выборах 2016 года.

Восток России меньше поддерживает и Путина и либералов, чем Запад. Несомненно, он также более безразличен к официальной политике вообще.

original_1390133349259

Эти объективные показатели выявляют перед нами весьма важную тенденцию — Запад и Восток России всё больше отгораживаются друг от друга мировоззренчески и политически. Третий путь развивается в национальных республиках, но и они до известной степени затрагиваются происходящим расколом.

Тем, кто поспешит углядеть на Востоке дополнительные перспективы для пропаганды социализма, следует учесть, что на Востоке коммунистические движения слабее, чем на Западе. Попытка представить Восток уже сейчас неким новым прогрессивным центром борьбы пока что глубоко ошибочна и, тем более, недопустима была бы линия на некое противопоставление трудящихся Востока трудящимся Запада. Мы можем констатировать лишь факт: в то время как на Западе России укрепляет свои позиции консерватизм, на Востоке всё более развивается свободомыслие и формируется, прежде всего в крупных городах, значительное атеистическое меньшинство, имеющее тенденцию стать большинством. Это меньшинство менее зависимо от либерализма, чем атеистическое меньшинство Запада. Этот факт следует учитывать в работе. Солнце для трудящихся всей России на этот раз может начать свой подъём на Востоке, но встанет ли оно именно тут, покажет лишь время.