О книге В. Катаева «Белеет парус одинокий»
- Вот я смотрю вокруг, товарищи, и думаю
про нашу воду и землю. Солнышко светит.
В море до черта всякой рыбы. На полях
до черта пшеницы. <…>
Живи – не хочу. Кажется, на всех хватает.
Кажется, все люди свободно могут быть довольные и счастливые.
Так что вы думаете? Нет! <…>
Как же это так получается? Могу вам на это ответить:
очень просто.
Опыт, полученный в образах, с самого юного возраста воспитывает понимание добра и зла, справедливости и чести, самоотверженности и смелости. Иногда же этот опыт может ничего и не дать. Часто поколения можно определить по тем книгам, которые читались в детстве. Сегодня, например, бунтующую молодежь можно скорее причислить к поколению «Гарри Поттера» со всей его иррациональностью, а также величием волшебника просто по факту рождения, ведь слава о нем распространилась вследствие не сознательного подвига, а некоего стечения обстоятельств, не зависящего от главного героя книги. Была в дореволюционной России такая писательница, как Лидия Чарская. Основными чертами её детских книг являлись ярко выраженный инфантилизм героев с их «благонравным гимназическим воспитанием», падение без причины в обморок романтически настроенных барышень, любовь к казакам и офицерам, чинопочитание и набожность. Сегодня эти книги ежегодно переиздаются, активно популяризируются, но с обязательной пометкой, что за мещанско-сентиментальный характер повествования в советский период работы выпускницы Павловского женского института не публиковалась. Оно и понятно. Злобные большевики не понимали утонченного мира тепличных героинь Чарской.
В новой советской детской литературе дети обрели ту полноту включенности в реальный мир, которая наделила их возможностью видеть то, что не видят взрослые, понимать происходящее каким-то особым, глубоко природным чувством, которое порой вернее всякого фактического знания взрослых людей. С детьми «не заигрывают», их не боятся погрузить в несправедливый мир опасных приключений и борьбы, трудного морального выбора, тяжелой работы. Именно такая традиция детской и юношеской литературы, начатая Максимом Горьким и Владимиром Маяковским, стала неотъемлемой частью воспитания удивительных поколений советских людей. Стоит вспомнить книги, такие как «Три толстяка» Юрия Олеши, «Два капитана» Вениамина Каверина, «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого и множество других замечательных произведений.
Есть еще одна книга – повесть «Белеет парус одинокий». Её автор – Валентин Петрович Катаев, классик советской литературы, представлявший южно-русское ее направление, представителями которого являются Исаак Бабель, Илья Ильф и Евгений Петров (младший брат В.Катаева), Юрий Олеша, Константин Паустовский и другие. Южнорусская школа или юго-западная, по словам Виктора Шкловского, должна была «иметь очень большое влияние на следующий сюжетный период советской литературы». Повесть Валентина Катаева «Белеет парус одинокий» вышла в 1936 г. в журнале «Красная новь» и незамедлительно в том же году была напечатана отдельной книгой. Позже именно эта повесть станет первой частью эпопеи «Волны Черного моря», представляющей тетралогию с идеей преемственности революционных традиций.
«Белеет парус одинокий» Катаева имеет отчасти биографическую основу. Так в чертах семьи одного из главных героев узнаются сами братья Катаевы и их отец, преподаватель средних учебных заведений Одессы. Так что события, происходящие в книге, в первую очередь показаны глазами ребенка. Именно Катаев стал писать о важнейших для становления страны событиях, – от революции 1905 до Великой Отечественной войны, – глазами самых юных участников.
Семья Катаевых – слева Валентин Катаев, справа его брат Евгений Петров
Сюжет повести «Белеет парус одинокий» разворачивается на фоне революционных событий в 1905 году в Одессе. Весной в городе целый месяц длится «всеобщая стачка», впоследствии переросшая в настоящее вооруженное сопротивление; в мае формируется для оказания влияния на забастовочное движение «Соединенная комиссия», состоявшая из большевистского «Одесского комитета РСДРП» и меньшевистской «Одесской группы РСДРП»; происходит восстание на броненосце «Потемкин», который присоединяется к восставшему крейсеру «Очаков»; по всему югу России вспыхивают еврейские погромы, устроенные националистами; происходят уличные вооруженные столкновения пролетариата с казачьими частями, призванными в Одессу для подавления рабочего движения. И пусть эти события не привели к кардинальным переменам, однако заложили несокрушимую основу дальнейшего дела революции. Именно в этом историческом ландшафте мы знакомимся с двумя мальчиками, героями повести Катаева – Петей Бачей, сыном интеллигента, сочувствующего революционному движению, и «уличным мальчишкой», сиротой Гавриком Черноиваненко. Как мы увидим дальше, Петя и Гаврик не только друзья, но и авантюристы, и будущие революционеры в одном лице, они и предвестник того иного будущего, когда узами настоящего товарищества могут быть соединены босяк и интеллигент.
Судьба ли, случай ли вовлекают двух друзей в опасное приключение по спасению мятежного матроса Родиона Жукова с восставшего броненосца, а также содействие революционному подполью, – но именно так увлекательное приключение двух мальчишек оборачивается настоящей революционной борьбой. В мир детских шалостей и уютного быта Одессы так естественно, но так жестоко врываются исторические события. А море, загадочно хранящее тайну, все время вторит всему, что происходит, будто оно само стало на сторону мятежного броненосца «Потемкин».
Не знающий реальной нужды Петя конечно еще полон детских иллюзий, обусловленных в том числе положением его семьи, позволяющим юному сорванцу оставаться наивным ребенком. Но детское естественное любопытство Пети Бачей отнюдь не отгораживает его от происходящего, а скорее только толкает его к реальности. Интересны рассуждения героя в момент, когда этот «розовый» мир начинает рушиться:
«В этот вечер Пете открылось много такого, о чем он раньше не подозревал. Раньше существовали понятия, до такой степени общеизвестные и непреложные, что о них никогда даже и не приходилось думать. Например - Россия. Было всегда совершенно ясно и непреложно, что Россия - самая лучшая, самая сильная и самая красивая страна в мире. Иначе как можно было бы объяснить, что они живут в России?
Затем папа. Папа - самый умный, самый добрый, самый мужественный и образованный человек на свете.
Затем царь. О царе нечего и говорить. Царь - это царь. Самый мудрый, самый могущественный, самый богатый. Иначе чем можно было бы объяснить, что Россия принадлежит именно ему, а не какому-нибудь другому царю или королю, например французскому?
Ну и, конечно, бог, о котором уже совсем нечего говорить, - все понятно.
И вдруг что же оказалось? Оказалось, что Россия - несчастная, что, кроме папы, есть еще какие-то самые лучшие люди, которые гниют на каторгах, что царь - дурак и пьяница, да еще и битый бамбуковой палкой по голове.
Кроме того, министры - бездарные, генералы - бездарные, и, оказывается, не
Россия побила Японию, в чем не было до сих пор ни малейших сомнений, а как раз Япония - Россию.
И самое главное - что об этом говорили папа и тетя. Впрочем, кое о чем уже догадывался и сам Петя.
В участке сидели приличные, трезвые люди, даже такой замечательный старик, как дедушка Гаврика, которого, кроме того, еще и били. Матрос прыгнул с парохода. Солдаты остановили дилижанс. В порту стояли часовые. Горела эстакада. С броненосца стреляли по городу.
Нет, было совершенно ясно, что жизнь - вовсе не такая веселая, приятная, беззаботная вещь, какой казалась еще совсем-совсем недавно».
Совсем обратным миру Пети нам открывается жизнь его товарища Гаврика. На берегу моря в плохонькой хибарке живет Гаврик со своим старым дедом-рыбаком. Рыболовство – единственный способ для них заработать на хлеб. Эти двое будто сошли со страниц повести «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя. В отличие от беззаботности Пети, у Гаврика была совсем иная жизнь: «Несмотря на свои девять с половиной лет, Гаврик в иных случаях жизни действительно разбирался лучше, чем многие взрослые. Да и не мудрено. Мальчик с самых ранних лет жил среди рыбаков, а одесские рыбаки, в сущности, мало чем отличались от матросов, кочегаров, рабочих из доков, портовых грузчиков, той самой нищей и самой вольнолюбивой части городского населения».
Но тем не менее, Гаврик остается всё же ребенком, что только острее подчеркивает, с одной стороны – конфликт между мирами двух героев, а с другой – невозможность существования одного без другого. Многие забывают, что именно союз прогрессивной интеллигенции и пролетариата был залогом успеха большевиков в долгосрочной перспективе: социалистическую революцию поддержали такие деятели науки и культуры с громкими именами, как К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, К.Э. Циолковский, М. Горький, А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.М. Эйзенштейн, Е.Б. Вахтангов, К.С. Станиславский и многие другие, кто впоследствии формировали новые смыслы. Большевики в повести представлены широкими мазками катаевского слога: это и дядя Гаврика, и революционеры, участвовавшие в уличных боях и которым дети тайком носили патроны, и авантюрного вида моряк, член РСДРП(б), и беглый матрос с «Потемкина». Образ взбунтовавшегося броненосца – один из столпов одесского революционного мифа, увековеченного Сергеем Эйзенштейном.
Эти ребята встречают революцию с чистым сердцем и искренне становятся ее сторонниками, пусть они и не всегда точно понимают, что именно происходит на их глазах, что из себя вообще представляет революция, не знают «революционной теории». Однако мотивы людей, которые принимают активное участие в «движении», Пете и Гаврику понятны. Ощущение несправедливости у детей развито феноменально, а желание укрывать тех, кого преследуют и помогать тем, кого унижают – естественно. Дети не обременены жизненным опытом, а поэтому чаще обращают внимание на то, что для взрослых не представляет особого интереса. В них больше жизни, любви и проницательности, тем более в этот переломный для страны момент, который в будущем четко разграничит их жизнь на «до» и «после».
Валентин Катаев как бы говорит всем нам – будьте открыты всему новому, пронесите это через всю жизнь, с таким же жаром, как вы любите эти бескрайние черноморские дали, обжигающий пятки песок, бесконечно высокие акации и пыльные улицы, залитые солнцем. Эту любовь к Одессе и её жителям. И конечно же глубокое понимание несправедливости того, что там происходило, да и будем честными – происходит и сейчас, как и везде на осколках некогда огромной страны. Одесса – это тоже город трех революций, как и Ленинград. Это город заново родивший русскую литературу, давший ей новое дыхание. Город, который потом по праву станет Героем. А Петя и Гаврик – типичные одесские мальчики, которые в будущем станут на защиту Социалистического Отечества.
Мальчишек, подобных Пете и Гаврику, можно встретить и по сей день в любом городе мира. В Одессе же есть памятник Пете и Гаврику – союзу интеллигенции и трудового народа, страстным любителям приключений, которые готовы перевернуть мир, чтобы добиться справедливости. Тонкие детские фигуры детей, как на качели, балансируют на шаре, только в отличие от всем известной «Девочки на шаре» Пабло Пикассо, их там двое: они символизируют два стержня русской революции. Не будь одного – упадет другой.
Памятник Пете и Гаврику в Одессе
Но для того, чтобы пришло осознание этой взаимозависимости, этой тонкой диалектической грани, еще многое предстоит открыть, пережить, испытать миллионам девушек и юношей. «Белеет парус одинокий» – замечательная книга. Её хочется перечитывать снова и снова. А сегодня особенно. Мир, в котором капитализм жестоко убивает детство, делая из ребенка идеального потребителя, а не активного участника жизни, нуждается в таких книгах. Мир, в котором прекрасный город у Черного моря снова в осаде, в нем сжигают людей, преследуют несогласных, снова нуждается в таких героях. Мир, в котором миллионы людей голодают, пока сытые с жиру бесятся, нуждается в воспитании отнюдь не сентиментальных барышень. Мир, в котором эксплуатация приняла настолько изощренные формы, приходиться искать настолько же изощренные способы борьбы и сопротивления.
Давайте своим детям хорошие книги и читайте их сами.
Читайте «Белеет парус одинокий» Валентина Катаева. Это надо читать! Это до сих пор про всех нас.