Оперные театры и литературные факультеты отказываются от произведений Чайковского и Достоевского. Некоммерческая организация по исследованию космоса стерла имя Юрия Гагарина. Это все часть антироссийского безумия военного времени, которое удивительно провинциально и глупо смотрится.

Юрий Гагарин, советский космонавт, был первым человеком, побывавшим в космосе. Поскольку Гагарина нет в живых уже более полувека, ужасающее вторжение Владимира Путина в Украину — не его вина. Тем не менее, Гагарина из-за этого «закэнселили»: Space Foundation, американская некоммерческая организация, проводит в его честь ежегодный сбор средств под названием «Ночь Юрия». Но в этом году он был переименован в «Праздник космоса», изменение, которое, как объяснила организация, было внесено «в свете недавних событий в мире». 

Гагарин — не единственный россиянин, которого за последние шесть недель посмертно исключили из мировой культуры. Оркестры двух ирландских университетов исключили из своих репертуаров произведения русских композиторов. Театры в Швейцарии и Польше отказались от опер Петра Ильича Чайковского (несмотря на его украинское происхождение) и Модеста Мусоргского соответственно. Кардиффский филармонический оркестр отменил запланированный на середину марта концерт Чайковского, заявив, что он «в данный момент неуместен» (видите ли, «запланированное исполнение увертюры «1812 год» звучит под звуки пушек и прославляет националистический момент в русской истории»). Один университет в Италии отменил курс о творчестве Федора Достоевского, «чтобы избежать каких-либо разногласий… особенно во время сильной напряженности», хотя позже, после широкой международной реакции, администрация учебного заведения всё же отменила это решение.

Из других новостей: крупный испанский оперный театр Real отменил выступления артистов балета из Большого театра, и многие другие учреждения делают то же самое. Более тридцати спортивных федераций отстранили российских спортсменов от соревнований.

Некоторые российские исполнители столкнулись с возмездием со стороны западных художественных организаций за то, что они не придерживались правильной политической линии, подход, который почти наверняка был бы воспринят как тоталитарный, если бы его взяли на вооружение российские или китайские организации. Валерий Гергиев был уволен с поста главного дирижера Мюнхенской филармонии за отказ осудить путинское вторжение. В конце февраля он должен был дирижировать оркестром Венской филармонии в Карнеги-холле, но и эти выступления были отменены по той же причине. Из программы был исключен и российский пианист Денис Мацуев. Концерты другого российского пианиста, Александра Малофеева, были отменены в Канаде после того, как отказался выступить против войны — несмотря на то, что он не поддерживал действия властей РФ, и заявлял о необходимости «остановить кровь». Русской сопрано Анне Нетребко запретили петь в Метрополитен-опера в Нью-Йорке за то, что она не осудила Путина (хотя она осудила российскую спецоперацию на своей странице в одной из запрещенных нынче соцсетей). На той неделе Метрополитен объявил, что больше не будет нанимать артистов, поддерживающих Путина. Генеральный директор Метрополитен-опера Питер Гелб признал, что «отмена» Нетребко — большая художественная потеря: «Анна — одна из величайших певиц в истории Метрополитена», но также заявил, что с трудом представляет сценарий, при котором она вернется в Метрополитен.

Здесь есть некоторые нюансы. Возможно, дистанцирование от Большого театра, который полностью финансируется российским правительством, или от дирижера Гергиева, близкого к Путину, не такой преступный идиотизм, как увольнения аполитичных русских пианистов или вымарывание из истории Юрия Гагарина. Но надо понимать, что в России искусство в значительной степени финансируется государством, а инакомыслие не допускается, поэтому все подобные действия глобальных институтов, по большому счету, эффективно наказывают художников только за то, что они русские.

Путин много говорит о том, что Запад «отменяет» российскую культуру, сравнивая это то с сжиганием книг в нацистской Германии, а то и с попытками «отменить» автора «Гарри Поттера» Джоан Роулинг за её реакционные взгляды по отношению к трансгендерным людям. Понятно, что аналогии с нацизмом – это всегда натягивание совы на глобус, и этот случай вовсе не исключение, а параллель с Роулинг — жуткий правый «собачий свисток» со стороны Путина. Однако, его тезис о том, что российская культура подвергается иррациональным нападкам не так безобиден.

Фанатизм ненавистников России, по большому счету, играет Путину на руку. Увольняя артистов, не имеющих никакого отношения к конфликту, Запад рискует оттолкнуть от себя простых россиян, которые в противном случае могли бы выступить против действий Путина. Бессмысленная и предвзятая «отмена» артистов также рискует разжечь во всем мире незаслуженную симпатию к путинскому национальному нарративу о виктимизации, особенно на больших участках земного шара, где люди не верят западному нарративу о вторжении на Украину (согласно некоторым исследованиям, это почти везде, кроме США и Европы). Официальный рейтинг Путина в России сейчас очень высок, и подобная ерунда со стороны Запада только укрепляет его. 

В 2003 году в США произошел всплеск ненависти правых по отношению к Франции, не поддержавшей вторжение в Ирак. Но на практике это выглядело абсурдно и безобидно: некоторые рестораны переименовали картофель-фри в «фридом-фри» («картошку свободы») и убрали «французскую заправку» из салат-баров. Но отмена картофеля фри и французской заправки мало того, что ограничивалась лишь барами, управляемыми безумными консерваторами, так ещё и не имела ничего общего с реальной французской культурой. А вдобавок была (совершенно правильно) высмеяна либеральным комиком Джоном Стюартом. 

Теперь те же самые люди, которые раньше смотрели, как Джон Стюарт высмеивает «картошку свободы», ведут войну с русской культурой — куда более глупую и провинциальную войну. 

И некоторые детали этого нападения на русскую культуру выглядят весьма тревожно. Всем этим руководят не консерваторы и даже не бесхитростные рефлекторные американские патриоты (эти люди поют национальный гимн и восторженно болеют за российских хоккеистов, играющих за их любимые команды НХЛ). Стремление отвергнуть русскую культуру исходит от самых либеральных и культурных слоев нашего общества, от предполагаемых космополитов.

Самое ужасное в войне то, что люди гибнут, как правило, бессмысленно. Но война также подрывает ту глобальную культуру, которая укрепляет человеческую солидарность, объединяя людей через границы. Мы не можем позволить себе потерять это общее восхищение великими человеческими достижениями — в космосе, музыке, танцах или спорте. Даже редакторы консервативной New York Post недавно с ностальгией отметили, что даже «в разгар холодной войны Россия и Америка говорили на одном языке музыки… Искусство всегда необходимо для жизни человека, но культурный обмен становится еще более важным во времена политической напряженности».

Если уж New York Post осуждает националистический фанатизм и призывает защитить человеческую солидарность, интернационализм и высокую культуру — дело дрянь. Но ещё хуже то, что либеральные элиты, в своем воинственном безумии, начали разорять всё, что они, якобы, ценят.

Оригинал статьи: https://www.jacobinmag.com/2022/04/russian-culture-cancellation-gagarin-dostoevsky-music-opera-putin-ukraine