Савве Морозову повезло родиться представителем московской купеческой династии. Династия была молодой - в своей семье он стал первым, кто получил приличное образование: учился на физико-математическом факультете Московского университета, занимался химией в Кембридже. От учёных занятий оторван родителем, назначившим его директором-распорядителем Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко», что в Орехово-Зуеве. Интересны обстоятельства назначения: случилось оно сразу после знаменитой морозовской стачки и было призвано успокоить рабочих - уж больно крут был Тимофей Саввич, особенно обижал многочисленными штрафами. Запомним это и продолжим рассказ о Савве Тимофеевче.

Человеком Морозова считали культурно развитым, большим театралом. В театре-то и началось его знакомство с большевиками. С 1899 года он принимает самое живое участие в работе молодого Московского Художественного театра. Там знакомится с обворожительной актрисой Марией Фёдоровной Андреевой и немедленно влюбляется в неё. Она же в это самое время начинает сотрудничать с социал-демократами, особенно преуспевая в изыскивании финансовых средств на дело партии, за что впоследствии В.И. Ленин даст ей партийную кличку “Товарищ Феномен”.

Андреева и Горький

Своими новыми увлечениями Мария Фёдоровна делится с Морозовым. Тогда же в театре он встречает Максима Горького, который становится его другом. Много позже смерти Морозова Горький напишет очерк “Савва Морозов” - образ купца в нём будет выполнен преимущественно красным.

Морозов давал (через Андрееву и Горького) деньги на издание партийной газеты “Искра”. Он также нанимал на фабрику деятелей революционного движения. Наиболее известен случай трудоустройства Леонида Борисовича Красина - одного из лидеров РСДРП. Его взяли на должность заведующего электростанцией. Тот предпринял попытку установить более тесные и постоянные финансовые отношения между большевиками и Морозовым. По-видимому, ему это удалось - пик денежной помощи Морозова партии пришёлся на 1902-1904 года. С лета 1904 года его взносы “на революцию” приобретают регулярный характер, о чём вскоре становится известно Департаменту полиции.

Он помогал большевикам не только деньгами. Укрывал у себя дома, а затем в имении “Горки” находящегося в розыске революционера Н.Э. Баумана. В другой раз перевозил шрифт для подпольной типографии в Иваново-Вознесенск. Однако редкость подобных случаев говорит о том, что большевики не злоупотребляли полезным знакомством для конспиративных целей - Морозов должен был служить общему делу в основном финансами.

Полюбопытствуем, о каких суммах идёт речь. После смерти Морозова благодаря газетчикам разнеслись слухи о миллионах, отданных промышленником на организацию революции. Современные скрупулёзные исследователи Т. П. Морозова и И. В. Поткина в монографии, посвященной нашему герою, приходят к выводу о том, что расходы на партию большевиков не превышали обычных морозовских расходов на благотворительность - по этой статье ежегодно уходило у них от 21 до 31 тысячи рублей. По свидетельству Горького, 24 тысячи в год Савва Тимофеевич давал на издание “Искры” - возможно, цифра немного завышена, ведь были у него и другие стипендиаты.

На вопрос, зачем Морозову было помогать большевикам, есть пара уморительных ответов. Первый - литературный, предложенный Горьким и развитый внуком Саввы Тимофеевича, полным его тёзкой С.Т. Морозовым в повести “Дед умер молодым”. Делать это Савву Морозова заставляли по их мнению “социальная прозорливость” и “гражданская совесть”. Был ли знаком с этими химерами сам Савва Тимофеевич? Может быть - да, но понимал их не в том же смысле, что советские литераторы.

Другой превосходный ответ предлагает нам современный биограф С.Т. Морозова Анна Федорец (автор книги о Морозове в серии ЖЗЛ). По её мнению, Морозов финансировал большевиков, будучи опьянён чувством к М.Ф. Андреевой, а когда чувство иссякло - иссякла и его щедрость к партийным товарищам. Что ж, дай боже всем нам такой любви, чтобы на протяжении многих лет не отдавать себе отчёта в своих действиях, абсолютно неосознанно предавая интересы и семьи своей и социального слоя.

Трудно разгадать сердечные тайны Саввы Морозова; и всё же от влюблённости он не перестал быть крупнейшим русским промышленником. Так зачем же помогал большевикам? Причин тому несколько.

Морозов на строительстве МХАТа

Сперва опишем общую для многих российских предпринимателей того времени. Исключительно верноподданнические взгляды своих дедов они перестали исповедовать, когда с лёгкой руки министра С.Ю. Витте Россию наполнил иностранный капитал в невиданных доселе количествах. В начале XX века в купеческой среде является “мода” на либерализм. Возникают проекты по ограничению самодержавия, введению конституции и представительства, дабы иметь законные рычаги влияния на политику. А поскольку процесс убеждения правящих кругов в необходимости дарования конституционных свобод много эффективнее на фоне куда более радикальных требований вооруженного народа, купцы нашли нужным  помочь организаторам народных масс.

Подобные общественно-политические взгляды высказал и сам Савва Морозов. Находясь под впечатлением от событий Кровавого воскресенья он написал докладную записку «О причинах забастовочного движения. Требования введения демократических свобод». Красной нитью в ней проходит мысль вполне в духе предпринимательского сословия: промышленники сами сумеют разрешить социальный конфликт, как только будет изменено фабричное и общегражданское законодательство. Савва Морозов считал, что российская промышленность будет процветать лишь тогда, когда будут выполнены пять политических требований: всеобщее равенство перед законом, неприкосновенность личности и имущества каждого гражданина, свобода слова и печати, всеобщее обязательное школьное обучение, представительство всех классов при создании новых законов и утверждении государственного бюджета.     

Теперь обратимся к личным причинам Саввы Тимофеевича (помимо страстной влюблённости). Вспомним об обстоятельствах его прихода на должность директора-распрядителя и поймём, что предотвращением проявлений недовольства рабочих своей фабрики он с самого начала был озабочен особенно. Много делал он для улучшения быта тружеников, заведуя делами санитарного совета и квартирного отдела своей фабрики. Но ведь когда те, кто поднимает рабочих на стачки, приходятся друзьями – оно как-то спокойнее.

Отношение его к рабочим было отношением рачительного хозяина, понимавшего, что от сытых, согретых, здоровых и обученных работников фабриканту больше пользы, чем от неприкаянной голытьбы. В записке «О причинах забастовочного движения» рабочему вопросу уделено ключевое внимание. Право на экономическую забастовку за рабочими Морозов признавал (если без порчи фабричного имущества), при этом отдельно оговаривая необходимость защиты работников, не пожелавших присоединиться к бастующим. А вот политические стачки он считал явлением противоестественным, свидетельствующем о глубинных проблемах всего общества, и симпатий к существующим политическим организациям рабочих не выказывал. Вот такая социал-демократия по-морозовски.  

Осталось разобраться с ролью большевиков в его гибели. 13 мая 1905 года в Каннах Савва Морозов скончался от выстрела в сердце. Рядом с ним была найдена записка: “В моей смерти прошу никого не вините”. Французской полицией случившееся было признано самоубийством.

Литературная версия сводится к тому, что Морозов, оказавшись “чужим среди своих” был затравлен семьёй и ближайшим окружением. Богемные друзья разнесли слух:  в семье Савву Морозова запугивают тем, что признают безумным за симпатии к большевикам, недееспособным и уже отстранили его от дел. Не о том свидетельствует журнал заседаний правления Товарищества Никольской мануфактуры, где факт отстранения не зафиксирован, а также то, что на собрании пайщиков мануфактуры 17 марта 1905 г. Савва Тимофеевич был переизбран на свою должность.

Версия убийства Морозова большевиками – легенда родственников-эмигрантов. Впервые прозвучала она из уст внучатой племянницы С.Т. Морозова в 1990 г. и была записана на плёнку американским историком. Якобы жена Морозова Зинаида Григорьевна, когда прибежала на выстрел, увидела в окно убегавшего преступника. Иными документальными свидетельствами эта версия не подкрепляется, но вряд ли кто-нибудь удивится тому, что она господствует в российской массовой культуре.  Её придерживается автор биографии Морозова в серии ЖЗЛ, Эдвард Родзинский и создатели сериала 2007 г. “Савва Морозов”, где убийцу - Л.Б. Красина - играет аж Дмитрий Нагиев.

Л.Б. Красин

Официальная версия царских властей, основывавшаяся на секретном донесении в Департамент полиции, не рисовала большевиков столь кровожадными. По ней С.В. Морозов был доведён до самоубийства шантажом большевиков, начавшемся после его попытки прекратить финансирование их партии. Вполне возможно, что таковая попытка и впрямь имела место, ведь ей была причина. В феврале-марте 1905 г. Никольскую мануфактуру охватила стачка, по завершении которой РСДРП обратилась к орехово-зуевским рабочим с призывом вооружаться для борьбы с царём и капиталистом-эксплуататором. Последовала ссора Морозова с Горьким, однако когда Морозов уехал в Канны, к нему “по поручению Горького приезжал один из московских революционеров, а также революционер из Женевы”. Они-то мол по версии полиции и шантажировали Морозова, на которого это сильно подействовало, ведь к тому моменту он уже был в состоянии депрессии (зафиксированном документально сопровождавшим его врачом).    

После смерти Морозова большевики получили наибольшую сумму из его денег единовременно - 60 тысяч рублей направила на нужды партии М.Ф. Андреева, обналичив средства по страховому полису на предъявителя, который Морозов передал ей ещё в 1904 году. То есть большевикам смерть купца выгоду принесла, но вот было ли состояние аффекта, в котором Морозов решил покончить с собой, вызвано их злобным шантажом – вопрос далёкий от разрешения.

Итак, масштабы как материальной помощи, так и поддержки большевистских идей Саввой Морозовым сильно преувеличены советской художественной литературой. Убеждённый социал-демократ вряд ли стал бы ратовать на уровне Комитета министров, куда он собирался подать свою докладную записку, об улучшении существующего государственного строя. Нет оснований считать его марксистом, презревшим интересы своего класса и вставшим на сторону пролетариата. Нет оснований считать его и недалёкой жертвой коварной большевички-обольстительницы - купец-миллионщик вообще плохо подходит на роль жертвы.    

Постскриптум зададимся вопросом: стоит ли сегодня левому движению ждать новых Морозовых, Рябушинских и Мамонтовых? Однозначно - нет, нынешние дельцы спонсируют совсем другую оппозицию, не ставящую под сомнение их право наживы.

Да и не слишком нужна нам их помощь. Мы пойдём другим путём.  

 

Литература:

 

  1. Морозова Т.А., Поткина И.В. Савва Морозов. - М., 1998.
  2. Поткина И.В. Социальная политика Морозовых: Никольская мануфактура (60-е гг. XIX - начало XX вв.): http://www.hist.msu.ru/Labour/Article/potkina.htm?iframe=true&width=900&height=450
  3. Поткина И.В. Трагическая смерть С.Т. Морозова: версии и факты (версия самоубийства): http://www.bogorodsk-noginsk.ru/arhiv/chteniya97/6.html
  4. Федорец, А.И. Савва Морозов. - М.: Молодая гвардия, 2013: http://readli.net/savva-morozov-2/
  5. Максим Горький Савва Морозов: http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/vospominaniya/savva-morozov.htm
  6. Морозов С.Т. Дед умер молодым: https://coollib.com/b/328112/read