Научно-технические прорывы последних десятилетий повлияли не только на наш быт, но и на характер труда. Между тем, философы-материалисты уже давно предрекали такой поворот событий, ими был введен даже специальный термин — «всеобщий труд», который займёт доминирующее место в пострыночной экономике. Что это такое, и какие ростки этого явления можно наблюдать в сегодняшнем мире? Читайте в статье Виктории Гриценко.
Всеобщий труд. 10 вопросов к философу
В последнее время для описания современной формы труда в социальной науке широко используются термины «научный труд», «всеобщий труд» и даже «нематериальный труд». Откуда они взялись и что на самом деле обозначают?
Понятие «всеобщий труд» первым использовал К. Маркс в 3-ем томе «Капитала» и в «Экономических рукописях 1857 – 1859 гг.» (так называемый первоначальный вариант «Капитала» или Grundrisse). Маркс обозначил им третью, высшую ступень развития труда в истории человечества, по отношению к предшествующим – ручному и машинному. В качестве синонимов этого понятия он предложил термины «научный труд» и «автоматизированный труд», что как раз-таки и вызвало последующую путаницу и многочисленные дискуссии. Например, трактуя «научный труд» сугубо как интеллектуальный, М. Лаззарато (представитель итальянского «автономного» или «автономистского» марксизма) ввёл в социальные исследования категорию «нематериального труда».
Но ведь это переворачивает с ног на голову материалистическое понимание истории?!
Да, и именно поэтому за концепцию «нематериального труда» уцепились многие теоретики, далёкие от марксизма, и ещё более – от интересов рабочего класса. Сам Маркс подчёркивал, что всеобщий труд – это «предметно творческая, материально воплощённая наука», т.е. наука прикладная. Всеобщий труд научен не потому, что им занимаются кабинетные учёные, а потому, что материальное производство, в котором он используется, не может ограничиваться лишь человеческим опытом и нуждается в научных знаниях как инженеров, проектирующих автоматизированные производственные системы, так и самих рабочих, которые трудятся на высоко сложных станках. Маркс даже ввёл ещё одно понятие – «всеобщий интеллект» – чтобы с его помощью противопоставить изменения в интеллектуальной жизни общества изменениям в материальном производстве.
А какие примеры ты можешь привести, чтобы мы точно поняли, о каком труде идёт речь?
Самые первые примеры всеобщего труда мы опять-таки находим у Маркса. Они связаны с зарождением автоматизации производства. Так, уже в середине XIX века использовали аппарат, автоматически останавливающий прядильную машину, когда обрывается хотя бы одна нить, и автоматический выключатель, останавливающий паровой ткацкий станок, когда заканчивается нить. К современным видам всеобщего труда можно отнести работу на станке с числовым программным управлением, использование компьютерных технологий в производстве различных материальных продуктов, распечатку домов, мостов и протезов на 3D-принтерах и многое, многое другое. Фактически всё, что сегодня принято называть NBICS-технологиями, задействует именно всеобщий труд.
Протез руки, распечатанный на 3D-принтере Makerbot
Но NBICS-технологии объединяют совершенно различные отрасли производства, что же между ними общего?
Общих черт предостаточно. Во-первых, говоря о всеобщем труде, мы имеем в виду труд, направленный на создание сложного материального продукта на сложном материальном оборудовании. Во-вторых, этот труд вовлекает в производственный процесс такие гигантские по своим масштабам силы природы, которые неподвластны ограниченным физическим силам человека. С помощью автоматизированных средств производства человек управляет высокими температурами (плавки металлов, например), атомной энергией, громадными базами данных, самообучающимися компьютерными нейросетями… В-третьих, это непосредственно общественный труд: над производством компьютерной программы могут одновременно трудиться специалисты со всего мира – и в то же время, продукты такого труда в высшей степени индивидуальны: как бионические протезы или подобранная компьютером согласно вашим показателям программа коррекции фигуры.
Выходит, всеобщий труд сегодня связан с компьютерами?
Да, но не всякое использование компьютера можно назвать всеобщим трудом. Когда мы скачиваем фильм или слушаем песню – мы участвуем не в производстве, а в потреблении. Когда печатаем текст – занимаемся интеллектуальным трудом, а когда пытаемся планировать производство – в дело вступает всеобщий интеллект.
Расскажи о нём поподробнее.
Маркс связывал всеобщий интеллект с двумя важнейшими сферами общественного сознания: наукой (уже как собственно интеллектуальной деятельностью) и планированием общественного хозяйства. По поводу последнего в современном марксизме постоянно ведутся дискуссии, но общее содержание, с которым согласно большинство учёных, можно резюмировать так: 1) компьютерные сети выступают технологической основой общественного планирования; 2) планирование вводится, прежде всего, в сферы фискальной и денежно-кредитной политики, затем в сферы производства и потребления, начиная со стратегических; 3) превращение рынка товаров и услуг в «социализированный», то есть полностью прозрачный, возможно лишь в условиях широкой самоорганизации коллективов производителей и потребителей; 4) коллективный контроль над информацией является основой демократического централизма.
«Вестник Бури» уже публиковал статью, посвящённую ОГАС и Киберсину. Выходит, эти системы – часть всеобщего интеллекта?
Они не просто часть, а его основа. И нет сомнений, что если капитализм не уничтожит человечество, и мы придём к светлому социалистическому будущему, рабочий класс воспроизведёт опыт их создания и развития на более высокой технологической основе.
Рауль Эспехо на реконструированном кресле операционной комнаты проекта Киберсин
Если всеобщий труд и всеобщий интеллект связаны с социализмом, почему мы говорим о настоящем времени?
Всякая новая форма труда и соответствующая ей система отношений зарождаются «в недрах старого общества». Именно в силу противоречия новых производительных сил и тормозящих их развитие старых господствующих производственных отношений общество каждый раз переходит на новую ступень развития: от феодализма к капитализму, например. Мы сегодня являемся свидетелями нового назревающего взрыва, причём, по-видимому, наиболее серьёзного за всю историю человечества.
Почему – наиболее серьёзного?
Потому что всеобщий труд и связанные с ним производительные силы на порядок сложнее предшествующего типа труда. Машинный труд можно было развивать в условиях частной собственности и стремления к материальному богатству как важнейшей цели. Всеобщий труд имеет принципиально иную природу. Он развивается тем быстрее и успешнее, чем больше людей вовлекает, и чем более высокие и гуманные цели ставит. Производительность компьютеров, объединённых в систему распределённых вычислений (к примеру, для проведения исследований, связанных с раком и другими тяжёлыми заболеваниями) сегодня сравнима с производительностью суперкомпьютеров. Да и сами суперкомпьютеры уже сегодня выступают инструментом решения общественных и фундаментальных научных проблем, никак не связанных с частной собственностью и прибылью. Японский KComputer занимается исследованиями цунами, прогнозированием и расчётами наиболее быстрых и успешных вариантов эвакуации. Китайский Tianhe-2 обрабатывает данные с Большого адронного коллайдера.
Кстати, все наиболее мощные суперкомпьютеры работают на Linux. Это случайность?
Это своего рода подтверждение того, что частная собственность (и т.н. проприетарное программное обеспечение) принципиально не соответствуют всеобщему труду, скорее тормозят, чем обеспечивают его развитие. Тормозят его и бесконечные законы об авторском праве, и разнообразные патенты и лицензии, без нарушения которых в современном мире написать программу сложнее Hello, world! не представляется возможным. С одной стороны, соблюдение законов частной собственности зачастую выступает единственным вариантом, если человек хочет спокойно жить и работать в условиях капитализма. Но с другой стороны – рано или поздно сам характер труда приводит его к пониманию ограниченности этих законов и противоречия между всеобщим трудом и капитализмом.
И к борьбе за социализм?
Фактически, да. Обобществление собственности на информацию и высокие технологии должно стать решающим шагом в этом направлении. Однако, капитал уже сейчас использует возможности всеобщего труда для подавления революционной активности масс: тут можно вспомнить как беспилотники, так и зомбоящики. И я не возьмусь предсказывать, кто выиграет эту грандиозную историческую битву, хотя всеми силами стремлюсь способствовать победе всеобщего труда над капиталом.