Подходит время Первомая — и во многих регионах уже вовсю идут приготовления к шествиям и митингам. Только мало кто задумывается о том, что день солидарности и борьбы трудящихся за свои права давно лишён не только борьбы и солидарности, но и самих трудящихся. О том, как маёвки стали ритуальными мероприятиями и что делать в этой ситуации — читайте в статье Андрея Рудого.
Почему я не пойду на Первомай
Вы когда-нибудь пробовали вызывать дождь с помощью плясок вокруг костра? Или, быть может, пытались побороть эпидемию гриппа, окропляя город с вертолёта святой водой? Если вы ответили на любой из этих вопросов утвердительно, то ваш поход на Первомайскую демонстрацию станет вполне логичным шагом. Можете прекращать читать эту статью и начинать готовить транспаранты. Для остальных же у меня есть несколько мыслей.
Если не все, то многие помнят, что история Первомая ведёт своё начало от трагических событий 1886 года в Чикаго. 1 мая анархисты США и Канады, а также связанные с ними профсоюзы, начали ряд забастовок и манифестаций по крупным населённым пунктам, требуя 8-часового рабочего дня. 4-го числа в третьем по значимости городе Соединённых Штатов акция протеста закончилась терактом и последующим расстрелом митингующих полицией. В память об этих событиях конгрессом II Интернационала было принято решение сделать 1 мая международным днём солидарности трудящихся и проводить в этот день демонстрации с социальными требованиями.
Жертвы бунта на площади Хеймаркет в Чикаго
И действительно – во многих странах Первомай с тех пор был сопряжён с забастовками, манифестациями, столкновениями с «блюстителями закона» и т.д. Правда, в СССР по вполне объективным причинам он со временем сделался данью традиции, отделившись от изначального значения. Миллионы людей по всей стране Советов ходили как на прогулку на шествия с красивыми красными транспарантами, но впоследствии тихонько пережидали в своих квартирках и распад СССР, и расстрел Белого дома, и антисоциальные реформы новой власти.
Что же представляют собой маёвки в России сегодня – когда трудовые права почти повсеместно нарушаются, проводятся антисоциальные реформы, а постаревшее свиное рыло капиталистической системы год от года становится всё более омерзительным? Мы видим либо клоунаду под лозунгами «Мир, труд, Путин!» от «карманных» жёлтых профсоюзов ФНПР и прокремлёвских организаций, либо унылые шествия КПРФ под разговоры о дешёвой колбасе времён СССР, либо бодренькие, но бестолковые мероприятия внесистемных левых. И поскольку душенька моя более всего скорбит о последних (к коим и сам я отношусь), то именно об их Первомаях дальше и пойдёт речь.
Первомай в ФНПР-стиле
Участвовал ли я сам в подобных мероприятиях? Да, и довольно активно. Скажу большее – в 2012-2013 гг., когда ещё ощущался эффект «болотного» подъёма и притока новых людей, это действо имело хоть небольшой, но смысл. Хотя, нищета акционизма была понятна уже тогда. Но то, что в прошлом году «Вестник бури» активно агитировал выходить на Первомай, сегодня я считаю ошибкой.
Посудите сами. 1 мая – день солидарности и борьбы трудящихся. Без присутствия организованных наёмных работников, выдвигающих конкретные требования власть имущим, весь смысл мероприятия пропадает, а действо превращается в ритуал. Среди всех городов России разве что Калуга может похвастаться наличием серьёзного рабочего движения. В других же регионах – даже там, где есть отдельные ячейки независимых профсоюзов – возможность проведения реальной, а не бутафорской маёвки, стремится к нулю. Несколько десятков или даже сотен левых активистов, конечно, могут выйти на улицу и покричать слово «Революция!», но сей шаг ни на йоту не приблизит низвержение капиталистического строя. Власти без проблем дадут стайке студентов и маргиналов пошагать по улице и удовлетворённо разойтись по домам. В этом смысле мне вспоминается, как на «профилактической беседе» после одного задержания сотрудники «центра Э» говорили: «У вас, левых, есть 2 дня в году – это 1 мая и 7 ноября. Выходите, стойте, говорите – мы вам даже мешать не будем». У властей и «правоохранительных органов» давно сложилось представление о внутренней пустоте сегодняшнего Первомая. Забавно, что этого представления нет у многих левых.
"Танцуют все!"
Кто-то скажет, что такого рода ритуальные шествия помогают в агитации и привлечении нового актива. Но, чёрт возьми, псевдоПервомаи подобного формата уже полтора-два десятка лет проходят из года в год – а где неуклонно растущая и развивающаяся армия активистов? Давно уже пора усвоить урок Сергея Удальцова, который хотел сколотить силу на акционизме. В 2012-м он водил марши в десятки или даже сотни тысяч человек, а в 2014-м я присутствовал на заседании по его делу – и в зале было меньше десяти человек аудитории. Не создавая прочные структуры, связанные с рабочим движением, любой левый или окололевый лидер остаётся «голым королём».
Ах, пардон, есть же одна партия, лидеры которой заверяют, что за ними стоят триллионы идеологически верных пролетариев! Только вот жаль, что все эти пролетарии существуют лишь в воспалённых умах отдельных эпигонов Ленина/Троцкого.
Значит ли всё вышенаписанное, что Первомай как явление нужно отправить на свалку истории, отказаться от богатой традиции, «забыть свои корни, не помнить, что есть вещи на порядок выше»? Разумеется, нет. Но и пыжиться, стараясь соответствовать образам 1917-го или 1968-го года, не имея соответствующих возможностей, нет смысла. Прежде чем выходить на ринг, нужны серьёзные профессиональные тренировки. Поэтому наиболее логичными были бы первомайские мероприятия, которые реально способствовали бы процессу организации трудящихся.
Я бы мог посоветовать вариант проведения усиленной агитации на проходных заводов и фабрик в предпраздничные дни, если бы не одно «но». По всей стране наберётся лишь несколько десятков левых активистов, которые реально владеют навыками профсоюзного органайзинга. Для них такой вариант, пожалуй, подойдёт. Всем остальным неплохо было бы провести обучающие семинары подобного рода с привлечением единичных существующих специалистов. Это было бы куда полезней пустой беготни по улицам с красными флагами.
Калужская школа органайзинга
Однако многим «профессиональным революционерам» нравится оставаться в зоне комфорта. Проще согласовать акцию или даже выйти на несогласованную и «завинтиться», чем начать заниматься реальной оргработой. Проще лелеять собственную «исключительность», чем находить пути для убеждения людей. И, конечно же, проще строчить идеологически верные многостраничные полотна, чем пробовать применить принципы марксизма на практике.
Пока нет организованного рабочего движения, Первомай останется тем посмешищем, коим он сегодня и является. Но и организовать это движение смогут не маргиналы, не бомжеобразные фрики, не закомплексованные псевдоинтеллектуалы и не безбашенные субкультурщики. Для этого нужны здравомыслящие и специально обученные кадры. Либо вы занимаетесь их подготовкой, либо продолжаете плясать вокруг костра, призывая бурю мировой революции.