В России уже несколько лет наблюдается расцвет «кружкового» движения. Кто они — молодые люди, зачитывающиеся Карлом Марксом или манифестом коммунистической партии? Что толкает их на изучение марксизма? И зачем им эти знания в 21 веке? Максим Лебский решил поделиться с нами своими исследованиями по данной теме, а также порассуждать о том, как можно сделать программы российских кружков более эффективными и полезными.
P.S. Некоторые мысли и выводы автора могут не совпадать с мнением редакции.
Сейчас в России наблюдается расцвет кружкового движения. Сотни молодых людей уселись за чтение классиков марксизма, надеясь найти у них ответы на злободневные вопросы своей жизни: бедность, социальное неравенство, отсутствие жизненных перспектив. Выросло целое поколение людей, не заставших Советский Союз и не помнящих социально-экономическую деградацию и деморализацию 1990-х гг. Старшие поколения россиян (от 40 лет) несут неизгладимый опыт политических поражений и социальной апатии трудящихся прошлых лет. Российская молодежь лишена этого отрицательного опыта и поэтому намного восприимчивее к идеям как левого, так и правого толка.
Разрыв между системой образования и промышленностью в путинскую эпоху проявляется в том, что на рынок труда каждый год выходит значительная масса людей с высшим образованием [1], которая не имеет возможности реализоваться в своей специальности. В течение периода 2001-2014 гг. доля работников с высшим образованием выросла с 23,8 % до 32,2 %. Среди молодежи (от 20 до 29 лет) доля людей с высшим образованием еще выше — 35,6 %; в 2001 г. этот показатель равнялся 20,1 %[2].
В силу необходимости зарабатывать на жизнь люди с высшим образованием массово уходят в сферу услуг, торговли, низкоквалифицированного труда. Согласно исследованию профессора НИУ ВШЭ Варшавской Е.А.: «Каждый четвертый выпускник вуза выполняет работу, не требующую высшего образования. Почти 30% занятых с высшим образованием отрицают наличие связи между работой и полученной профессией»[3]. По результатам выборочного наблюдения трудоустройства выпускников за 2016 г., 55 % опрошенных выпускников заявили, что не смогли устроиться на первую работу по специальности по причине отсутствия вакансий, и лишь 18 % отказались работать по специальности из-за маленькой зарплаты[4]. Это говорит о том, рабочих мест для такого количества выпускников ВУЗов в принципе не существует в российской экономике. Российское образование и экономика полностью дисбалансированы.
В России удельный вес взрослого населения, имеющего высшее образование, в общей его численности сравним с показателями стран первого мира на 2016 г.: Россия (30,2 %), Великобритания (35,7 %), Германия (27,7 %), США (35 %), Швеция (31,2 %) Франция (20,2 %)[5]. Однако по экономическим показателям Россия деградирует и приближается к капиталистической периферии[6].
Разрыв между образовательным статусом и занимаемым рабочим местом не может не осознаваться частью современной российской молодежи. Если в 1990-е гг. и до начала 2000-х гг. активно шел процесс классообразования, в ходе которого была возможность подняться из «грязи в князи», то сегодня социальные лифты в России практически не работают. Вы еще можете при сильном желании подняться с этажа нищеты на этаж бедности, но возможность стать «средним классом» для большинства выпускников ВУЗов отсутствует в условиях деградирующего полупериферийного капитализма.
Неолиберальная экономическая политика властей непосредственным образом сказывается и на положении многочисленного слоя высококвалифицированных специалистов, занятого в сфере медицины и образования. Массовое сокращение провинциальных больниц и школ под лозунгом “объединения” выталкивает из занимаемой социальной ниши массу россиян, превращая их в “лишних людей” уже не в молодом, а в зрелом возрасте. Пенсионная реформа оставит на рынке труда несколько миллионов людей, которые должны были уйти на пенсию. Политика Путина и “Единой России” усиливает экономический кризис и конкуренцию на рынке труда, что способствует переходу людей с высшим образованием в сферу низкоквалифицированного труда.
Одним из самых распространённых образов русской классической литературы был «лишний человек» — образованный дворянин, не способный реализовать себя в социальных условиях дореволюционной России. Но типаж «лишнего человека» был распространен не только на почве дворянства, но и в среде разночинцев. Именно разночинцы как промежуточный социальный слой дали большую часть кадров для народнических организаций.
Сегодня в России мы наблюдаем возрождение явления «лишних людей», но в совершенно новых социально-экономических условиях — полупериферийный капитализм, возникший на осколках суперэтатизма. Российский капитализм объективно не нуждается в таком количестве людей с высшим образованием, но образовательная система по ряду причин (инерция советского принципа «дать детям престижное высшее образование», полный упадок среднего профессионального образования) штампует бесчисленное количество юристов, экономистов и менеджеров.
Безусловно, уровень образования в высшей школе сильно упал по сравнению с советским временем, но тем не менее для получения государственной аккредитации большинству ВУЗов нужно поддерживать минимальную планку качества образования. В связи со всем вышесказанным совершенно неудивительно, что средний возраст участника протестных акции в России сильно снизился. Это показали как протесты на Болотной площади 2011-2013 гг., так и движение А. Навального в последующие годы.
«Лишние люди» не являются полноценными субъектами межклассового противостояния, но они составляют кадровую базу многочисленных левых организаций России. За последние годы стремительный рост левых и окололевых каналов на YouTube способствовал легитимизации марксизма в рамках интернета. Красные блогеры, набирающие сотни тысяч просмотров, ответили на тот социальный запрос, который формировался «лишними людьми».
В условиях полной дискредитации КПРФ и ослабления старых коммунистических партий (РКРП), неудивительно, что большая часть кружков имеет внепартийный характер. Однако упадок коснулся не всех традиционных левых партий. Например, РРП Сергея Бийца пережила второе рождение, поглотив значительную часть левых активистов новой волны.
Если посмотреть списки литературы, изучаемой в разных кружках, то они, как правило, очень схожи между собой — книги Маркса, Энгельса, Ленина, Троцкого (для «троцкистов»), Сталина (для «сталинистов»). Реже в списке литературы встречаются книги Гегеля, Ильенкова, Лифшица, Лукача или других философов.
Мне приходилось вести занятия марксистского кружка в 2012-2013 гг., поэтому на основе собственного опыта учебы и посещения других кружков хотелось бы выделить несколько характерных ошибок ведения марксистского кружка:
У кружка нет четко поставленной политической цели.
Очень часто группа людей называет себя марксистским кружком, а на деле мы видим избу-читальню, в которой люди присутствуют ради общего просвещения и обсуждения любимой литературы.
При организации кружка его участники должны поставить политические цели. Глобальная цель марксистского кружка — это подготовка коммуниста способного теоретически анализировать и, в перспективе, помогать трудящимся в их борьбе за свои классовые интересы. Общая цель распадается на ряд конкретных задач в зависимости от уровня кружка.
Один кружок для всех.
В левое движение приходят люди с разным образовательным уровнем и интеллектуальным багажом, поэтому крайне глупо сажать всех за изучение первого тома «Капитала». Нужно ранжировать кружки по задачам и уровню подготовки членов кружка.
Отсутствие дисциплины, отчетности и превращение кружка втусовку.
Учебные собрания превращаются в говорильню и тусовку друзей из общей компании. Однако организация кружка не должна превращаться в формализованное партийное занятие[7].
Отсутствие у кружковцев какой-либо связи с практикой.
Отрыв теории от практики приводит к полной изоляции членов кружка от окружающей политической действительности. Крайне часто это является следствием идеи «коммунисты ничего не могут из-за отсутствия хорошей теории», что является только отчасти верной мыслью. Из данного тезиса у некоторых кружковцев следует вывод — нужно стать просвещенными марксистами, родить из глубины своего духа гениальную идею или совокупность идей и таким образом преобразовать действительность.
Определенным образом, эта концепция напоминает времена французского Просвещения. Просветители напрямую связывали вопросы просвещения с этической сферой : «Все несчастье людей — только в их невежественности; а невежественны они лишь потому, что окружающая их среда препятствует просвещению; люди дурна единственно потому, что разум их еще недостаточно просвещен»[8].
Однако наличие революционного движения напрямую не связано с существованием грамотных теоретиков. Революционное движение возникает в результате развития объективных и субъективных предпосылок. Теоретики могут лишь адекватно осознать ход истории и дать это видение массам, которые, благодаря теории, могут стать сознательными творцами. Без адекватной теории массы также могут быть политически активны, но при этом испытывать иллюзии в отношении собственных действий.
В условиях господства постмодернистских дискурсов, у критически мыслящих людей возникает естественный запрос на цельное, научно-системное мировоззрение. В связи с этим совершенно закономерен особый интерес участников многих кружков к философии. Материалистическая философия нуждается в изучении и развитии в соответствии с уровнем науки сегодняшнего дня, но нужно понимать, что философия представляет собой только часть марксистской теории и нельзя навязывать интересы части всему целому.
Погружение в философию и отрицание необходимости работать с профсоюзами, политическими партиями, экологическим группами приводит к полному отрыву кружков от реалий России 2019 года. Участники кружков превращаются в реконструкторов, пытающихся повторить превратной понятый ими “кружковый этап” развития марксизма 1890-х гг.
Кружки социал-демократов 1890-х гг. в массе своей вели не только теоретические дискуссии (вопрос о рынках), но и налаживали связи с передовыми рабочими на промышленных предприятиях Петербурга и других городов, печатали листовки, участвовали в организации и координации стачек, направляли работу воскресных просветительских школ. После приезда в Петербург в 1893 г. В. Ленин с большим вниманием стал изучать положение местных рабочих. Он составил вопросник (57 вопросов) для рабочих, распространявшийся в рабочих кружках Петербурга[9]. Из этого вопросника видно, что Ленина интересовало буквально все — от питания и гигиены рабочих до конкретных цен в фабричных лавках[10]. В дальнейшем кружки на основе этой информации составляли листовки для каждой фабрики, где происходила стачка.
Как это далеко от деятельности многих нынешних кружков, которые замыкаются сами в себе, гордясь тем, что занимаются «собственным воспроизводством»[11], т.е. кружок ради создания еще одного кружка. Нужен ли таким “марксистам” в принципе современный российский пролетариат или они существуют в безвоздушном пространстве чистой теории — вопрос остается открытым.
Перри Андерсон рассматривал западный марксизм как часть традиции, возникшей в ходе поражения пролетарских революций в развитых странах Европы после Первой мировой войны[12]. Уход в философию под девизом «развития теории» является сегодня следствием поражения и маргинализации левых сил на постсоветском пространстве.
Зацикленность на классических текстах марксизма и их догматическое восприятие.
Марксизм является научным методом познания и преобразования современного общества. Никакой текст нельзя воспринимать на веру как универсальную отмычку к любой политической ситуации. У меня возникает недоумение, когда из диалектики пытаются создать некий тайный философский камень в сфере теории[13]. Обретение этого тайного камня означает познание всех сфер жизни без наличия наработанной эмпирической базы. Диалектику нельзя использовать, заучив раз и навсегда три закона и основные категории, написанные в советском учебнике по диамату. Знание т.н. диалектических законов — это мертвое знание, если забывать о том, что оно выведено на основе многократного обобщения процессов, происходящих в обществе и природе. Именно на основе глубокого специально-научного знания диалектика из общих фраз становится методологией познания. В противном случае вы просто прикрываетесь диалектикой, скрывая собственные поверхностные знания.
Известный физиолог И.П. Павлов писал, что факты для ученого также важны как воздух для полета птицы[14]. Поэтому неслучайно в ходе споров в кружках Ленин ссылался не на диалектические законы, которые сами по себе ничего не доказывают, а проводил обширный эмпирический материал, собранный из статистических сборников. Земская статистика в этом время была для Ленина настольной книгой, а не “Наука логики” Гегеля[15].
Важнейшая задача кружков — изучение капитализма на современном этапе его развития, а не в XIX веке или начале XX века. Поэтому факты и еще раз факты. Участникам кружка среднего уровня стоит сконцентрироваться на изучении современной экономический литературы и статистики. Большого внимания заслуживают теоретики концепции зависимого развития — Франк А. Г., Дус Сантус, Самир Амин и другие.
«Подлинная» коммунистическая партия возникнет на основе объединения различных кружков
Желание некоторых кружковцев повторить успех большевиков в 1917 г. подталкивает их к слепому копированию этапов развития социал-демократического движения России конца XIX века. Но главное отличие современной России от дореволюционной состоит в том, что Российская империя поднималась до позиции капиталистической полупериферии и для нее это было прогрессивное движение вперед, а мы скатились к сырьевой полупериферии из Советского Союза, что стало огромным историческим регрессом. Российский капитализм в постсоветский период пережил период становления в 1990-е гг. и стабилизацию в 2000-х. Сейчас он пытается удержаться в нише полупериферии в условиях обострившегося мирового экономического кризиса и борьбы за передел сфер влияния на Ближнем Востоке, Латинской Америке и постсоветском пространстве.
Политическая система т.н. «управляемой демократии» предполагает не отсутствие легальных политических партий, как это было в Российской империи до Октябрьского манифеста 1905 г., а превращение всех парламентских партий в марионеточные структуры, подчиненные политической линии «Единой России». Небольшие партии, вытесненные из «большой политики», не имеют влиятельных СМИ и малоизвестны в российском обществе. Подобная ситуация и с профсоюзами. Глупо и вредно закрывать на это глаза, полагая, что кружки действуют в чистом поле. Сегодня нам не помогут никакие исторические схемы, так как мы находимся в уникальной исторической ситуации, требующей оригинального марксистского анализа. Исторические примеры социалистического движения в России начала XX (социал-демократы, эсеры) или опыт левых сил в полупериферийных странах (Бразилия, Аргентина) могут служить лишь материалом для размышлений, а не прямым руководством к действию.
Какая организационная форма будет наиболее эффективной для движения пока непонятно. Ни организации, пытающиеся выстроить структуру «партии как авангард класса» (РРП) или «широкую левую» (РСД), ни кружки не добились больших и показательных успехов, позволяющих приводить их организационную форму в качестве примера. Выше перечисленные структуры действуют в условиях политической апатии трудящихся и было бы ошибкой заранее предлагать какую-то одну универсальную форму организации.
На мой взгляд, качественные политические изменения в современном российском государстве будут осуществляться очень пестрым, мозаичным социальным движением, которое будет включать в себя и наименее прогнившую часть старых парламентских партий и несистемные партии, и сторонников Навального, независимые профсоюзы и другие политические субъекты. Всю эту разношерстную массу будут временно объединять левопопулистские лозунги: «Долой олигархов и коррупцию», «Пересмотр итогов приватизации» и т.д. Но уже в ходе быстро обостряющегося кризиса власти будет кристаллизоваться политическая сила, которая станет доминирующей в движении.
Левый фланг этой временной коалиции будут также внутренне раздроблен. Кружки в общем процессе сыграют определенную роль, которую также не стоит абсолютизировать. Из кружков могут выйти подготовленные кадры, которые будут грамотно вести организационную и теоретическую работу, но кружки как мини-структуры не объединятся на собственной основе в партию с широкой социальной базой.
В кружках можно изучить богатое наследие социалистической мысли, научиться анализировать текущие политические события, но сама численность кружковой формы (8-10 человек) предопределяет, что кружковцы не смогут научиться работать с массами. Кружки — это не массовая форма работы. Именно поэтому очень важно использовать опыт людей из профсоюзных, партийных, медийных структур. Только на основе скоординированной деятельности активистов с разным опытом в рамках коалиционной структуры возможна эффективная массовая работа.
Ниже представлена программа для марксистских кружков двух уровней. Безусловно, она не может носить универсальный характер и включать всю марксистскую литературу. Цель программы — определить структуру и парадигму развития кружкового движения. Важно еще раз напомнить, что марксистский кружок не должен организовывать соревнование на лучшее знание цитат и работ классиков, его участники должны овладеть марксистским методом для того, чтобы применять его в актуальной политической борьбе.
Программа марксистского самообразования в кружках
Кружки двух типов: а) начальный; б) средний
Цель кружка начального уровня — дать участникам кружка базовые представления о марксизме в сфере философии, политэкономии, политологии.
Задачи: а) развитие навыков самостоятельного изучения и анализа научной литературы; б) выработка умений по созданию небольших докладов по конкретной проблеме из вышеуказанных сфер знания; в) формирование навыков публичной дискуссии; г) изучение политической ситуации в своем городе/регионе (левые партии, их программа и деятельность). Последний пункт может реализовываться в форме приглашения представителей разных левых организаций, которые на занятии кружка представят свои партии и расскажут об их деятельности.
Цель кружка среднего уровня — формирование у участников кружка целостного и углубленного понимания устройства современной капиталистической системы, с особым упором на изучение российского капитализма.
Задачи: а) подготовка членами кружков развернутых рефератов по отдельным аспектам современной капиталистической системы, которые впоследствии должны превращаться в отдельные статьи и брошюры; б) изучение экономической ситуации в своем городе/регионе с составлением промышленной карты, где были бы выделены наиболее проблемные предприятия; в) определение основных социально-экономических проблем региона и выработка предложений по их решению (экологические проблемы, незаконная застройка скверов и парков и т.д.).
На мой взгляд, само занятие кружка удобнее разбить на две части: 1) теоретическую; 2) практическую[16]. В ходе первой части участники слушают и обсуждают доклад по теме[17], после этого идет рассмотрение практических вопросов: политическая ситуация в городе, наличие стихийных протестов и выступлений граждан, изучение ситуации на промышленных предприятиях города, ВУЗах. Также будет крайне полезным делом, если кружок на постоянной основе наладит взаимодействие с опытными левыми активистами, профсоюзными деятелями, учеными, которыми могли бы передавать свой опыт и знания членам кружка. Кружок должен не замыкаться сам в себе, а активно взаимодействовать с окружающей социальной средой. Только в таком случае мы можем ожидать, что из кружков выйдут люди с широким кругозором и развитыми навыками коммуникации, а не зашоренные догматики.
Литература и список тем для начального кружка
I. Вводная часть
1. Теоретические предпосылки марксизма и его возникновение в 1840-е гг.
2. Пролетариат и буржуазия как два основных класса буржуазного общества.
3. Жизненный путь основоположников марксизма.
а) обязательная литература:
Колганов А.И. Что такое социализм?: Марксистская версия. М: Издательская группа URSS, 2012 // Часть 1. Возникновение социалистических учений
Маркс К., Энгельс Ф. Коммунистический манифест
Энгельс Ф. Принципы коммунизма
Ленин В. Три источника и три составные части марксизма
Ленин В. Карл Маркс
б) дополнительная литература
Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке
Ойзерман Т. Формирование философии марксизма. М., 1974
7. Формирование капитализма и его принципиальные отличия от предшествующих формаций
8. Трудовая теория стоимости
9. Империализм на рубеже XIX-XX вв.
а) обязательная литература
Колганов А.И. Что такое социализм?: Марксистская версия. М: Издательская группа URSS, 2012 // Часть 4. Социально-экономическое учение марксизма. Капитализм - вершина экономической общественной формации
Энгельс Ф. Анти-Дюринг (Отдел второй. Политическая экономия)
Маркс К. К критике политической экономии
Маркс К. Капитал. Первый том. Глава 24
Ленин В. Империализм как высшая стадия капитализма (популярный очерк)
б) дополнительная литература
Каутский К. Экономическое учение Карла Маркса
Курс политической экономии в двух томах под ред. Н. А. Цаголова. М.,1970
Ленин В. Империализм и раскол социализма
Бухарин Н. Мировое хозяйство и капитализм (экономический очерк)
14.Классический авторитаризм XIX в. и фашизм: сходства и принципиальные отличия
15.Диктатура пролетариата
а) обязательная литература
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства
Маркс К. Критика Готской программы
Ленин В. Государство и революция
Колганов А.И. Что такое социализм?: Марксистская версия. М: Издательская группа URSS, 2012 // Часть 5. Глава 21. Выход из революции: революция или реформа?
Колганов А.И. Что такое социализм?: Марксистская версия. М: Издательская группа URSS, 2012 // Часть 7. Глава 35. Фашизм и социализм
б) дополнительная литература
Ленин В. О государстве
Маркс К. Гражданская война во Франции
Ленин В. Пролетарская революция и ренегат Каутский
Тольятти П. Лекции о фашизме. М., 1974
Список художественной литературы рекомендованной для чтения
Горький М. Мать
Войнич Э. Овод
Островский Н. Как закалялась сталь
Гладков Ф. Цемент
Лондон Д. Железная пята
Лондон Д. Мексиканец
Чернышевский Н. Что делать? Из рассказов о новых людях
После прочтения данного списка неизбежно возникнет вопрос: «Где же первый том «Капитала»?». Я сознательно не включил его в список литературы для начального уровня, так как, на мой взгляд, он слишком сложен для начинающих и потребует для себя львиную долю времени, отведенного на занятия. Организаторам кружка нужно выбрать: заниматься только «Капиталом» или начать с более доступной литературы? Я выбрал второе. После завершения цикла обучения в кружке первого уровня, его участники, при условии добросовестного отношения к учебе, могут самостоятельно начать изучать «Капитал» или организовать по нему отдельный курс, если кому-то будет удобнее изучать его коллективно.
Также в программе отсутствует темы, касающиеся исторических вопросов — опыт построения социализма в СССР и странах Варшавского договора, развитие революционных и национально-освободительных движений в странах третьего мира. Для данных тем необходимо составить развернутую программу, выделенную в отдельный курс.
Также стоит упомянуть о практических занятиях в рамках кружка. Они могут чередоваться с занятиями теоретическими. Здесь необходимо отталкиваться от наличия в кружке или, по крайней мере, близ кружка людей с практическими навыками. Возможна организация курсов по написанию статей, съёмкам роликов, ведению информационных ресурсов. Возможно проведение занятий по профсоюзному органайзингу, технологиям общения с людьми и агитации оных, планированию и проведению протестных кампаний и т.д. Важно, чтобы кружковцы параллельно с обучением оттачивали полученные навыки и на деле. В этой связи особый интерес представляет работа Георгия Комарова “Агитация для марксистов”, в которой автор анализирует методы агитационной работы.
Литература и список тем для кружка среднего уровня
I. Теория зависимого развития
Предпосылки формирования теории зависимого развития
Критика теории модернизации
Теоретические концепции основных представителей концепции зависимого развития (Амин С., Дус-Сантус Т., Г. Франк)
а) обязательная литература
Семёнов Ю. Концепции зависимости, или зависимого развития. Глава из книги «Философия истории» (общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М., 2003.
Бузгалин А.В., Колганов А.И. «Империализм как высшая стадия капитализма»: сто лет спустя (об основных этапах эволюции позднего капитализма и специфике его современного состояния) // Вопросы политической экономии. 2015/ № 4.
Фостер Д. Новый империализм глобального финансово-монополистического капитала http://lenincrew.com/new-imperialism/
б) дополнительная литература
Амин С. Американский империализм, Европа и Ближний Восток https://scepsis.net/library/id_168.html
Меньшиков С.М. Анатомия российского капитализма. М., 2004
Бархатов В., Плетнев Д., Арбачаускас В. Природа и эволюция российского капитализма // Вестник ЧелГУ. 2017. №2 (398)
Бекренёв Ю., Угрюмова Ю. Российский капитализм: развитие и перспективы с позиций классической политэкономии // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 4
Гельман В. Логика «капитализма для своих»: Большая Нефть, Большой Бизнес и Большая Политика в России // «Экономика и институты». СПб., 2010
Гражданкин А., Кара-Мурза С. Белая книга России. Строительство, перестройка и реформы: 1950–2013 гг. М., 2015
Дзарасов Р., Новоженов Д.. Крупный бизнес и накопление капитала в современной России. М., 2009
Добреньков В., Исправникова Н. Российская версия «капитализма для своих» : есть ли выход из тупика // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2013. № 3
Дзарасов Р. Кризис капитализма и общественный строй новой России // Полис. Политические исследования. 2011. №4
Кагарлицкий Б. Реставрация в России. М.: УРСС, 2016
Матвеев И. Крупный бизнес в путинской России: старые и новые источники влияния на власть
Паппэ Я. Галухина Я. Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники 1993-2008 гг. М., 2009
Паппэ Я. Российский крупный бизнес как экономический феномен: особенности становления и современного этапа развития // Проблемы прогнозирования. 2002. № 1.
Путин В. Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономики // Россия в окружающем мире: 2000
Соколов А. Кремлевские «инсайдеры». Кто управляет экономикой России. М., 2016
Ханин Г. Экономическая история России в новейшее время: российская экономика в 1992-1998 годы. Новосибирск, 2014
Ссылки
[1] Количество ВУЗов в 1991 г. - 519, 2018 г. - 662
Численность студентов, прием на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры : 2000 г. - 4 млн 741 тыс., 2017 г. - 4 млн 399 тыс.
Образование в цифрах: 2018: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг,Г. Г. Ковалева, Н. В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». –М.: НИУ ВШЭ, 2018. С. 44.
[2] Варшавская Е.Я. Где и кем работают высокообразованные россияне //Демоскоп Weekly. 2017. № 713-714. С.1
[4]Таблица 2.17 - Выпускники образовательных организаций 2010-2015 гг. выпуска, трудоустроившиеся на первую работу, не связанную с полученной профессией (специальностью), по причинам
[10] Н. К. Крупская пишет в своих воспоминаниях : “Владимир Ильич интересовался каждой мелочью, рисовавшей быт, жизнь рабочих, по отдельным черточкам старался охватить жизнь рабочего в целом, найти то, за что можно ухватиться, чтобы лучше подойти к рабочему с революционной пропагандой. Большинство интеллигентов того времени плохо знало рабочих. Приходил интеллигент в кружок и читал рабочим как бы лекцию” // Пролетарский пролог : воспоминания участников революционного движения в Петербурге в 1893-1904 годах / сост. и предисл. Е. Р. Ольховского; Л., 1983. С. 76
[13]Один из примеров: «Человек, не понимающий, что есть стоимость, не понимающий диалектики, как метода познания, не сможет решить проблему дисбаланса хозяйства приведшего к развалу СССР» // Фаткуллин Р. Проблемы и перспективы кружков
[15] Г.Б. Кржижановский писал о Ленине : “…нам, марксистам до педантизма, гораздо более импонировало в нём удивительное умение владеть оружием Маркса и превосходное, прямо-таки поразительное знакомство с экономическим положением страны по первоисточникам статистических сборников. Моя первая встреча с Владимиром Ильичём состоялась на квартире 3. П. Невзоровой при его докладе в нашем кружке на тему «о рынках». В этом докладе Владимир Ильич блеснул перед нами таким богатством иллюстраций статистического характера, что я испытал своего рода неистовое удовольствие, видя, какое грозное оружие даёт марксизм в познании нашей собственной экономики. Некоторые члены нашего кружка были даже до известной степени шокированы этой своеобразной конкретностью подхода к столь теоретическому вопросу, как вопрос о создании рынка для развивающегося капитализма. На материале хозяйственного развития России Владимир Ильич опрокинул все их путаные, искусственные построения о развитии капиталистической экономики” //Пролетарский пролог : воспоминания участников революционного движения в Петербурге в 1893-1904 годах / сост. и предисл. Е. Р. Ольховского; Л., 1983. С.63-64
[16] Н.К. Крупская пишет : “Владимир Ильич читал с рабочими «Капитал» Маркса, объяснял им его, а вторую часть занятий посвящал расспросам рабочих об их работе, условиях труда и показывал им связь их жизни со всей структурой общества, говоря, как, каким путём можно переделать существующий порядок. Увязка теории и практики — вот что было особенностью работы Владимира Ильича в кружках” //Пролетарский пролог : воспоминания участников революционного движения в Петербурге в 1893-1904 годах / сост. и предисл. Е. Р. Ольховского; Л., 1983. С. 76
[17] Здесь стоит привести воспоминания И.В. Бабушкина о том, как вел кружок Ленин : “Кружок составился из 6 человек и 7-го лектора, и начались занятия по политической экономии, по Марксу. Лектор (лектором был В.И.Ленин – прим. Авт) излагал нам эту науку словесно, без всякой тетради, часто стараясь вызвать у нас или возражения, или желание завязать спор, и тогда подзадоривал, заставлял одного доказывать другому справедливость своей точки зрения на данный вопрос. Таким образом, наши лекции носили характер очень живой, интересный, с претензией к навыку стать ораторами; этот способ занятий служил лучшим средством уяснения данного вопроса слушателями. Мы все бывали очень довольны этими лекциями и постоянно восхищались умом нашего лектора, продолжая острить между собою, что от слишком большого ума у него волосы вон лезут. Но эти лекции в то же время приучили нас к самостоятельной работе, к добыванию материалов”. // Новоселов М.. Иван Васильевич Бабушкин (1873-1906). М., 1954