Для капитализма государственные границы никогда не играли существенной роли. При необходимости государства объединялись или разделялись, лишь бы это было выгодно капиталистам. Так, господа из Лондона разделили Индию на мусульманское и буддийско-индуистское государства, в том же веке американские господа разделили Югославию на три разных государства. Как только Китай встал на капиталистический путь, англосаксы вернули Гонг Конг в состав Поднебесной, хоть и выторговав там чистый капитализм на пятьдесят лет. Во всех случаях применялась банальная и примитивная схема «разделяй и властвуй»: пакистанцы ненавидят индусов, украинцы ненавидят русских и т.д. Ненависть на государственном уровне чаще всего разжигают по двум признакам: религиозному и национальному.

Двадцать пять лет в сознании украинцев взращивали националистическую ненависть к русским. Масс медиа восхваляли каждого украинского борца за независимость (и не важно, что тот союзничал с фашистами), учебники пестрили рассказами об «оккупации» и «геноциде», и государство всячески подавляло признаки русской культуры и русского языка (вопреки говорящему на нем большой части населения). Сейчас мы видим итоги такой промывки мозгов: гражданская война под боком РФ и реальная ненависть между двумя народами.

А теперь представим, что есть другая страна, где тоже двадцать пять лет промывали мозги о русской оккупации, прибавили к этому колонизацию, снимали фильмы про помощников нацистов (главное-то, что они были за независимость) да и не обошлись без голодомора-геноцида. Это государство – Казахстан. Хоть и само правительство ведет дружелюбную политику к Российской Федерации, но казахстанское правительство также не понимает, что творится на пропагандистском фронте. Если в РФ принято всячески охаивать своё советское прошлое, лить помои на героев Великой войны, а потом обижаться, что главу государства не позвали на годовщину освобождения Освенцима, то в Республике Казахстан шизофрения закрутилась в ещё более витиеватом узоре. На фоне Таможенных и Евразийских Союзов, на фоне регулярных встреч Назарбаева и Путина в школах постоянно повторяют про русскую оккупацию, про то, как ужасна была жизнь в составе Российской Империи и в Советском Союзе. В историографии активно идет процесс создания из советского периода этакой «черной дыры», в которой не было ничего хорошего, а было только истребление национальной интеллигенции и репрессии (но если в РФ во всём виноваты коммунисты, то тут намекают, что во всем виноваты русские). Также как и любой антисоветизм, казахстанский национализм граничит с русофобией.

Сейчас Казахстан держится более-менее за счет вменяемых цен на нефть и сильном тактическом таланте Назарбаева. Он умело лавируют между ностальгирующими стариками и националистической молодежью. То заявит, чтобы русских не обижали, то заявит о переименовании страны в угоду националистам. Но мы – коммунисты – проигрываем. Проигрывает вместе с нами и Россия. Националистические настроения охватывают молодежь. Не исключено, что через десять лет Казахстан будет выглядеть как Китай в двадцатые годы: националистическое правительство Чан Кайши с радикальной программой против горстки подпольщиков-коммунистов Мао.

Сейчас же многочисленные западные фонды поддерживают “научные” работы про голодомор и русскую оккупацию, а изгнанные олигархи не жалеют денег на подпитку казахстанской оппозиции (большей частью либеральной). В социальных сетях большей частью националисты сконцентрировались в группах с невинными названиями, вроде «История Казахстана» или «Казахская Орда».

В своем национализме эти диванные нацисты (зовущие себя национал-патриотами) ещё более смешны, чем их братья-украинцы. Например, они требуют, чтобы русскоязычное население перестало употреблять слово «казах», а стало говорить строго «қазақ» (как это принято в казахском языке). При этом нацпаты не могут внятно ответить, почему они не ратуют, за то, чтобы полтора миллиарда китайцев стали говорить «қазақ» вместо «хасаке» или почему мы называем их китайцами, а не «чжунгочжэнями» - как называют себя китайцы. Поэтому если вы наткнулись на то, что собеседник вместо «казах» пишет «казак», скорее всего, спорить с ним бесполезно – этот человек болен националистической шизофренией.

Недавно Путин сделал искренний комплимент главе Казахстана, сказав, что Назарбаев из ничего создал государство. Комплимент был сделан в аккурат перед празднованием 550-летия казахской государственности и тут же был подхвачен казахскими националистами, вот, дескать, посмотрите, русские вас за людей никогда не считали. Нам неизвестно ни одного подобного заявления у Ленина или Сталина. Таким образом становится понятно, что ни Путин, ни Назарбаев не разбираются в национальном вопросе так тонко, как разбирались марксисты первой половины двадцатого века.

Марксисту понятна суть национализма: капиталисты разделяют, чтобы властвовать. Отделяют российский рабочий класс от казахстанского, русских от казахов, разделяют северных и южных казахов, разделяют столичных и провинциальных. Западные капиталисты стараются разделять целые государства, изолировать их от соседей.

Мы, казахи, стали забывать, как вместе с русским и ста двадцатью пятью другими народами активно развивались и росли. Мы стали забывать, как воевали рука об руку против фашистского неприятеля. Мы стали забывать, как росли заводы, обеспечивавшие достойную жизнь всем пятнадцати республикам. Мы стали забывать, какие замечательные, душевные фильмы снимались в Казахской Советской Социалистической Республике. Мы стали забывать, сколько замечательных книг, ставших классикой казахской литературы, были написаны при союзе с русскими. Да, были свои неприятности, были столкновения, были ссоры, обиды. Но они теряются на фоне величайшего расцвета в промышленности и культуре.

И казахи, и русские, и украинцы жили одинаково хорошо или одинаково плохо. Не жировала Воронежская область, в то время как голодал северный Казахстан в период индустриализации. Не отдыхали в Лондоне русские воины, когда казахстанцы совершали военные чудеса под Москвой. Сейчас же астанинские и московские оккупанты посылают своих детей за границу, развлекаются в фешенебельных ресторанах и выкупают себе футбольные клубы, в то время как жанаозенские и кузбасские шахтеры работают в поте лица, в то время как врачи и учителя всей страны обречены на полуголодное существование.

Это понятно коммунисту, это понятно мыслящему человеку. Но это остается непонятным большей части казахстанской молодежи, больной националистической шизофренией. Им кажется, что стоит отречься от всего русского, стоит стать частью западного (или турецкого, или мусульманского мира), как Казахстан станет великой страной. Вкупе с нарастающими экономическими противоречиями у страны сейчас несколько вариантов развития. Либо она пройдёт сквозь череду политических передряг и смену одних олигархов у власти на других - подобно тому, как это происходило и происходит на Украине, а националистическая молодежь станет авангардом таких социальных потрясений. Либо прежние "первые лица" всё-таки удержатся на своих постах (в этом случае казахстанская пропаганда должна совершить крутой поворот), тогда капиталистический застой продлится ещё несколько десятилетий. Но и этот путь ведёт в никуда.Третья альтернатива - это радикальный антикапиталистический путь. И хотя сейчас этот путь наименее вероятен, он является единственным способным наконец привести Казахстан к благополучию.