Человек лишь плоть от плоти той экономической системы, парадигмы и культуры, в которой он находится. Я рос в той же реальности, что и всё поколение конца 80-х. Переживания, отражённые на лицах взрослых после очередного просмотра новостей, мне были непонятны. Мой разум занимали другие, важные на тот момент для меня мысли. Помню, в бесконечные вечера на кухне громкие споры взрослых, порой даже слезы матери или бабушки после них. Детский ум был не способен охватить весь масштаб драмы, развернувшейся тогда на моих глазах. Я как ребенок войны играл с гильзами на руинах города, и мне было весело. Только играли мы на руинах целой страны.

Последующие тяжелые годы, безработица, долгие командировки отца, работа матери по ночам мне казались обычным делом. Да это и понятно,  другой жизни никто не показывал и сравнить было не с чем. Вместо школьной формы все носили турецкие джинсы с базара, вместо пионерских песен смеялись над анекдотами про «новых русских», не понимая кто они, и слушали, как старшие ребята играют блатные песни, которые стали часто крутить на ТВ. Откуда ребёнку было знать про «солнцевких» и «ореховских», которые были в каждом уголке страны? У ребёнка в кармане хранились порошковый инвайт, сникерсы и марсы, жвачка турбо, имелись наклейки на дневник и тетрадки с машинками, тамагочи и куча фишек, а мир казался прекрасным. Слёзы взрослых по мне были глупостью, ведь в мире столько «прикольного» из рекламы. С начала моей сознательной жизни шла война в Чечне и Дагестане, и казалось, она велась всегда, но только в телевизоре, поэтому выглядела лишь боевиком,  из тех, что дети с таким упоением смотрели в тайне от родителей. Пока однажды в моём Нальчике не появилось огромное количество беженцев, а спустя еще 10 лет война пришла и в Нальчик.

Это позже, а пока я бегал на недострой дома культуры, который простоит еще 20 лет, играть в прятки. Лазил за яблоками в государственный сад,  который в своё время обеспечивал сырьем комбинат по производству варенья и сока, а ныне снесен для строительства элитного жилья и бизнес-центра. И всё шло своим чередом. Битва за моё сознание новая власть и новый режим выиграли почти в сухую чуть больше чем на 20 лет вперед.

К социализму и левым идеям я пришёл относительно недавно. Однажды наслушавшись «говорящих голов» в телевизоре просто устал от непонимания, о чём же они спорят. При чём тут путч 90-х? Что такое приватизация на самом деле: благо или массовое воровство, что было до неё? Ельцин и Горби — герои нашего времени или предатели? Эти и многие другие вопросы, признаться, никогда раньше мою голову не посещали. Непонятно, в каком сне пребывал мой разум. Пусть я не жил толком в СССР, мозг словно утратил способность анализировать, что происходит сейчас и что происходило последние 25 лет.


57b701561c62b_2

Горлопаны в телевидении на «неудобные» вопросы о коррупции, преступности, приватизации, войне говорили: «это очень сложный вопрос», и я всё искал очень сложные ответы, не понимая, что истина лежит на поверхности. За всю свою жизнь ребёнок не задавал себе этих вопросов, а при малейших попытках найти объяснение запутывался в бесконечном лабиринте плюрализма мнений. Легче всего было отмахнуться и притвориться, мол, меня это не касается. Но мой инженерный ум заточен только на получение объективной информации. А ещё не покидало ощущение, что на все вопросы должны быть простые ответы.

Потому я полез в первоисточники, как когда-то крепко научили в институте. Для начала задался вопросом, что такое социализм, при котором мы жили в СССР, и что такое коммунизм, к которому стремились наши предки? За какую идею свергли временное правительство и за что пошли добровольцами 5 миллионов человек в РККА? Какая ценность в тех словах и идеях, за которые оба моих прадеда пошли добровольцами в Великую Отечественную? Как редко люди примерно моего поколения или чуть старше задают себе эти вопросы! Что мы вообще об этом знаем? Можно не быть коммунистом или социалистом, считаться их ярым критиком, но иметь хотя бы общее представление об этом просто необходимо. Или вот другой взгляд. Почти всё советское так или иначе связанное с социализмом старательно обливается помоями, замалчивается или скрывается. Неужели запретный плод не сладок, и не хочется понять, что же это за идеи такие? О чём они говорят, к чему призывают? Раз они так ужасны и отвратительны, может тем более стоит почитать про них, чтобы защититься от этого зла в будущем? Едва ли достаточно посмотреть фильмы «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли», прочитать «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына и решить, что про социализм/коммунизм всё понятно.

kaganovleonid_yakutiagulag

В итоге спустя почти 25 лет сознание почти не изменилось. Есть смартфоны и гаджеты с кучей приложений, интернет с бесконечным количеством сериалов, игр и фильмов, вместо фишек и тамагочи с тетрисами. Всё те же джинсы из Турции или Китая, всё те же Путин (Ельцин, только беспредел теперь узаконен), Чубайс, Жириновский и Зюганов в телевизоре как и 25 лет назад. Раз так было тогда и есть сейчас, значит это нормально и так надо. Привычная реальность оберегает нас от переживаний самого далёкого детства, а значит сомневаться в неправильности происходящего нет смысла. И, как следствие, сомневаться в постоянных рассказах, начиная со школьной скамьи, что за 70 лет истории СССР нет ничего святого и хорошего с 1917 года по 1991. Только ГУЛАГ, красный террор, расстрел императора, раскулачивание, сталинские репрессии, заградотряды в войне, чёрные воронки, судебные тройки и т.д. На мой взгляд, такими примитивными страшилками пугают детей. А мы как были детьми, выросшими на тех руинах, так ими и остались. Любые перемены вызывают панический ужас. Любые идеи о смене власти непременно вызывают в голове ужасы репрессий. При мысли об отмене частной собственности мозг рисует картину чёрного воронка в твоём дворе, из которого выходят люди в чёрных кожаных плаще, галифе, высоких сапогах и в фуражках. У каждого на поясе наган. И вот они врываются к тебе в квартиру и начинают забирать твой тостер, приставку, айфон, угоняют твою машину. Примерно так думал и я почти всю сознательную жизнь. А чего можно ожидать иного, если со школы мне рассказывали только об этом? В кино были только такие образы, как и в книгах, газетах и передачах на ТВ.

Сейчас к власти постепенно приходят дети 90-х. Они идут в политику, в образование, в армию и в органы безопасности. И приносят с собой то самое постперестроечное мышление, те же ценности, ту же идею потребления сладостей и кока-колы, игр и красивых картинок в кино. Отсюда и икона Николая второго в «бессмертном полку», и стыдливо завешенный мавзолей, к подножию которого бросали штандарты поверженной нацисткой Германии, и бюджетные деньги на фильмы Михалкова, и таблички Маннергейму и Колчаку. Всё это напоминает детские обереги из мягких игрушек от злых чудовищ из шкафа. По сути — всего лишь детские суеверия. Всё, что идет в противоречие со всем советским, спасёт и защитит от него. Может, поэтому было некоторое удивление по поводу того, что снесли ларьки в центре Москвы и Санкт-Петербурга. Они находились там всю нашу жизнь. Мы, те самые дети, которые никогда не видели красоты площадей и памятников архитектуры, выросли среди ларьков и базаров. Может, поэтому, несмотря на пенсионную реформу, ЕГЭ, повышении тарифов за митинги, оскорбление чувств верующих, законе о капитальном ремонте, появления курортного сбора и многого другого люди идут и снова голосуют за Единую Россию. Она была всегда, сколько мы себя помним, а значит это естественный ход вещей.

kmo_120232_05046_1_t218

Но весь это шум в голове начал стихать, когда я стал выяснять, что такое социализм. Не доверять постоянному гулу ненависти с экранов, а залезать в Википедию, чтобы узнать, кто такой Маркс вообще и что такое «марксизм».  О чём нам говорит исторический материализм. Все споры о русском мире, о царизме, о капитализме, об особом пути, о национализме любой масти — обо всём утихли в моем воспалённом детском сознании. Всё становится просто и понятно. Посмотришь через призму исторического материализма на происходящее, и пазл наконец-то складывается. Меня покорила идея, заключённая в простых словах, не требующая комментариев: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Понимание, что такое «базис» и «надстройка» тоже дает совсем иную картину мира. Причём уже в самом начале изучения вопроса, что такое социализм. Соответственно тут же появляется желание узнать больше. Прочитать труды людей, которые стояли, что называется, у истоков.

Теперь и я вглядываюсь во все глаза в поисках того самого призрака. Призрака коммунизма, который бродит по Европе, да и по миру тоже. И нахожу его. Гуляя по Италии, я видел граффити на стенах с серпом и молотом. Песню «Comandante Che Guevara Hasta Siempre» посмотрело на ютубе 13 миллионов человек, в комментариях люди со всего мира пишут: «viva comandante Che, viva Fidel». Кстати, на похороны самого Фиделя пришло более миллиона жителей Кубы, тогда как на похороны Ельцина едва ли нагнали пять тысяч.

Очень модно рассуждать в блогах и в ток-шоу о том, каким ужасным человеком был Фидель, каким диктатором. Можно пытаться спорить и приводить какую-то нелепую статистику, но редкий человек спросит самих кубинцев, что они думают о команданте Фиделе и почему каждый десятый из них бросил все дела, приехал в столицу и простился со своим вождём. Как и не спросят многое другое, о событиях прошлого или настоящего. О том, как это получается, что подвига 28 панфиловцев никогда не было, и всё это советская пропаганда, однако люди массово сдают деньги на съёмки фильма и в первые выходные проката сборы превышают все затраты? Кто открыл школу и институт, в которых они учились в разрушенной Великой Отечественной войной стране? Построил АЭС, аэропорты и вокзалы, порты? Кто разработал и внедрил строительные и производственные нормы, ГОСТы, которыми пользуемся и по сей день? На каком фундаменте вообще стоит наша страна? И куда всё это девается, почему деградируют экономика, образование, здравоохранение? Кто все эти люди, которым с нашего рождения принадлежат ресурсы, крупные производства, банки и телеканалы нашей страны? Да, мы выросли на руинах другой цивилизации, но когда-нибудь появится же интерес, что было до того, и как всё это выглядело до своего разрушения. Очень сомневаюсь, что вместо памятников некогда могущественной державе стоит возводить “Ельцин-центры”. Если такие вопросы пришли в голову мне, а я лишь плоть от плоти той системы, парадигмы и культуры в которой нахожусь, то значит такие вопросы может задать себе каждый. Значит призрак коммунизма ещё бродит и бродит среди нас.