Всегда приятно пересматривать классический фильм Джона Карпентера 1988-го года «Чужие среди нас», веселый научно-фантастический триллер, который бросает вызов неравенству неолиберальной эпохи и предлагает хрестоматийное изображение капиталистической идеологии.

Хэллоуин – это время года, когда каждый хороший социалист смотрит фильм «Чужие среди нас». Культовая классика о политически пробуждающих людей солнцезащитных очках, обнажающих чудовищность наших властителей и жестокое инопланетное общество, которое они создали... Это никогда не надоедает, даже при повторных просмотрах.

Несмотря на то, что при выходе картины на экраны она не имела успеха у публики, «Чужие среди нас» — один из самых почитаемых фильмов Джона Карпентера из-за его необычайной дальновидности в изображении последствий рейгановской революции, катастрофически ошеломившей американское общество, начиная с 1980-х годов. Что касается восторженной переоценки фильма, Карпентер говорит: «С годами то, о чем я кричал и вопил по поводу экономики, стало до боли ясно для многих людей… Восьмидесятые никогда не заканчивались, и они действительно с нами сегодня».

Фильм весьма наглядно показывает всю тщательность промывания мозгов в эпоху Рейгана. Есть сцена, в которой инопланетный эксперт по телевидению заявляет, что сейчас «утро в Америке» — это, кстати, лозунг президентской кампании, который Рейган использовал в 1980 году, и это вклинивается между пресной и настойчивой коммерческой рекламой, представляющей потребительское безумие 1980-х, когда всех призывали набирать побольше кредитов, жить не по средствам и поклоняться богатству.

Телевизор рассказывает всем, что дела идут хорошо, и единственная проблема — это «пессимизм» меньшинства фанатиков. Между тем, как показывает фильм, сталелитейные заводы и фабрики закрываются, безработица растет — а с ней и число бездомных. Тем временем расширяются и полицейские силы — чтобы совершать набеги на лагеря бездомных и подавлять политический протест.

Американский постер к фильму

Удивительно то, что Карпентер так прямо заявил об этом в 1988 году, когда заканчивался двухлетний президентский срок Рейгана, и тот передавал эстафетную палочку своему вице-президенту Джорджу Бушу-старшему, чтобы сохранить в стране разрушительное господство правых. Признавая, что его фильм, вероятно, не мог стать ничем, кроме жеста гнева, Карпентер, тем не менее, пошел на это: «К концу 80-х годов я решил, что с меня достаточно, и что я должен сделать заявление, такое глупое и банальное, как есть. Но я сделал его, и это «Чужие среди нас», — сказал он Los Angeles Times в 2013 году. «Мне просто нравится, что это показало средний палец Рейгану, когда никто другой этого не сделал бы».

Упускаем суть

Безумно злит чтение недавних интервью и размышлений о «Чужих среди нас» с их неоднократными попытками изобразить фильм как всеобъемлющее повествование о любом, кто думает что «знает всю правду о мире» и пытается убедить других в этом. Так интерпретируют фильм самые разные источники, от Коммунистической партии США до адептов QAnon. Это мнение сохраняется даже после возмутительной попытки со стороны безумных правых антисемитов заявить права на фильм. Комментарии на имиджбордах, такие как «Это, безусловно, лучший фильм в поддержку белых», вдохновили Карпентера на то, чтобы внести ясность в этом вопросе в своем Твиттере: «Чужие среди нас» — о яппи и безудержном капитализме. Это не имеет ничего общего с еврейским контролем над миром, что является клеветой и ложью».

Тем не менее, люди пишут размышления, которые обеспечивают странное, чрезмерно обобщенное прикрытие для таких утверждений, например, это умышленно тупое бормотание о морали истории:

В «Чужих среди нас» многие из самых преданных зрителей фильма совершают ошибку, глядя вовне в поисках монстров, которых мы чувствуем, но не всегда можем увидеть. Это то, что делает фильм, как и все теории заговора, утешительной фантазией; все, что разрушает нашу жизнь, находится где-то там, даже если я один из немногих, кто это осознает. Но монстр не всегда где-то рядом, преследуя нас, как Майкл Майерс. Иногда он здесь.

При этом игнорируется тот факт, что, даже если вам удастся убить своего чудовищного внутреннего капиталиста, все еще есть эти контролирующие правительство плутократы, внешние и чертовски настоящие. Они высасывают все возможные ресурсы, опустошая планету, из-за чего вам и вашим близким становится все труднее позволить себе жилье, образование, здравоохранение и другие предметы первой необходимости. Это не какая-то ошибка восприятия и уж точно не утешительная фантазия. Это действительно происходит.

Карпентер недвусмысленно говорит о своем отношении к своему фильму по отношению к современному состоянию мира, как он выразился накануне избрания Дональда Трампа на пост президента в 2016 году:

Я создал «Чужих среди нас» еще в 1988 году, и ничего не изменилось! Все осталось по-прежнему. Рейганомика продолжает процветать… Проблема в безудержном капитализме. Его здесь все почитают и обожают. Ну, не все, но многие. Это невероятно, и мне страшно. Я просто боюсь будущего.

Приподнимая завесу

В «Чужих среди нас» есть сюжетный момент, согласно которому любой, кто выступает против или даже просто правильно понимает ситуацию, разворачивающуюся в Америке, объявляется коммунистом. Что, разумеется, дает безграничные возможности для преследований. Полиция проводит жесткие облавы на подозреваемых красных, и именно
в ходе одной из них запрещенные солнцезащитные очки (о них — чуть ниже) впервые попадают в руки главному герою. Занятно, но уточняется, что в полицию набираются в основном люди, а не инопланетяне — люди, преклоняющиеся перед властью, стремящиеся попасть в команду победителей и ищущие козлов отпущения для наказания.

Меметичный кадр с очками из фильма

Любое осознание происходящего расценивается как огромная угроза инопланетным захватчикам, которые сообщают ​​властям по своим передатчикам в часах: «Здесь человек, который видит

В основном фильм известен замечательным устройством: специальными солнцезащитными очками, которые будучи надетыми позволяют владельцу воспринимать реальность, которую большинство не может видеть. Это суровая антиутопия, управляемая инопланетянами-колонизаторами, которые идеологически подавляют землян сообщениями на уровне подсознания. Практически каждая поверхность покрыта такими сообщениями, как «ПОДЧИНЯЙСЯ», «ПОТРЕБЛЯЙ», «ЖЕНИСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ», «НЕ УСОМНИСЬ ВО ВЛАСТИ» и «СПИ».

Но что обычно не отмечается в сюжете фильма, так это то, что главный герой фильма, Джон Нада, может «видеть» в значительной степени еще до того, как он берет в руки солнцезащитные очки.

Нада — рабочий, потерявший работу в Денвере после десяти лет работы на одном месте. Впервые мы видим его выходящим из-за проходящего поезда в грязных и покрытых граффити трущобах Лос-Анджелеса, когда начинаются вступительные титры. Он идет вперед упрямым, неторопливым шагом человека, который шел очень долго, неся все свое имущество в рюкзаке, очевидно, привыкший к суровой городской жизни и не боящийся ее. Несмотря на трудные времена, он все еще держится за свое традиционное патриотическое мышление, достаточное, чтобы произнести серьезную речь перед полностью разочарованным строителем Фрэнком Армитажем (Кит Дэвид) о том, что несмотря ни на что, он убежден, что если он будет усердно работать, возможности откроются. Потому что он «верит в Америку».

Тем не менее, по-своему, Нада, вероятно, является материалом для восстания из-за трех основных факторов. Во-первых, он безродный и непривязанный, без семейных уз или детей, что делало бы его контролируемым. Это отличает его от Армитажа, которому «не нужны никакие неприятности» и который неоднократно упоминает своих жену и детей в Детройте как причину, по которой он сосредоточен на том, чтобы сохранить свою с трудом заработанную работу на стройке, несмотря ни на что.

Во-вторых, Нада — это возврат к образу рабочего из прошлой эпохи, физически закаленного тяжелым опытом, обладающего большим трудовым стажем и уверенного в том, что он всегда найдет себе работу — до того, как недавние события вынудили его жить в нищете. Вдобавок, склонного быть непримиримым и бесстрашным. Выбор звезды мирового рестлинга «Роуди» Родди Пайпера на роль Нады был гениальным ходом. Карпентер когда-то был большим поклонником рестлинга и увидел способ снять малобюджетный боевик в 80-х, где преобладал этот киножанр, используя Пайпера в качестве необычного героического персонажа — одновременно неукротимого, но при этом печального и одинокого. И, по словам Карпентера, «[Он] был бы правдоподобен как рабочий человек, как парень из синих воротничков… У Родди шрамы на лице. Он выглядит, как будто он прошел через всё это».

Сам Пайпер действительно прошел нелегкий путь, сбежав из своей неблагополучной семьи после ссоры с отцом-полицейским. С раннего подросткового возраста он жил один, часто — где придётся. Его раненый, но дерзкий дух заметен в его глазах и в его осторожном одиночном способе передвижения по враждебному миру.

И третий фактор: опасная привычка Нады-одиночки в своих странствиях подмечать самые мелкие детали мира, в котором он живет. Заметив некоторые странные вещи, он даже берет бинокль, чтобы получше их рассмотреть.

Так он замечает, что «Африканская методистская церковь» рядом с лагерем для бездомных, где остановились он и Армитаж, работает странно, проводя чрезвычайно серьезные собрания в четыре утра. Он проводит дальнейшее расследование и обнаруживает, что пение гимна, льющееся из здания, является магнитофонной записью, а внутри находится лаборатория.

Увидеть — поверить?

Это великолепный посыл Карпентера, скрытый в фильме на самом виду: вам нужны люди, у которых есть время и свобода мысли, чтобы наблюдать за тем, что происходит вокруг них, и задумываться об этом, прежде чем вы сможете получить политическую поддержку. Это заставляет вас понять, как хорошо поживают наши нынешние повелители — практически все, кто могут противостоять нынешней системе находятся в полном изнеможении от тяжелого труда, которым они занимаются просто чтобы выживать.

Как показывает остальная часть фильма, попытка убедить людей в ужасной истине, которые они не могут — или, скорее, не хотят — увидеть своими глазами, — это затяжная тяжелая битва, которая в большинстве случаев терпит неудачу. Прямо как у Эптона Синклера: «трудно заставить человека понять что-то, если ему платят зарплату именно за то, чтобы он этого не понимал».

Изображение пропаганды из фильма использовалось агитаторами и десятки лет спустя (автором знаменитых постеров с Баракой Обамой во время его предвыборной кампании)

И Карпентер тоже иллюстрирует это в мрачной комической манере, поскольку Нада делает несколько попыток рассказать людям, что он знает о мире, в котором они живут, но его гонят и высмеивают, а потом и вызывают полицию. Он попадает в перестрелку с копами, и становится беглецом.

Наконец, его последняя попытка создать товарища по восприятию приводит к эпической битве с единственным его другом. Он пытается заставить Армитажа, просто посмотреть сквозь солнцезащитные очки. Последующая шестиминутная сцена драки, которая, впрочем, кажется намного длиннее, намеренно переходит черту дикого абсурда, когда они бьют, толкают, пинают и бьют друг друга до бессознательного состояния.. Наконец, Наде приходится использовать последние остатки сил, чтобы физически надеть очки на глаза Армитажа.

Как резюмировал Карпентер идею солнцезащитных очков, ему нужен был прямой и осязаемый способ представить политическое пробуждение: «Я пытался представить себя в глазах революционеров. Как мы можем пробудить людей к миру, в котором они находятся?»

Антиутопическое видение Карпентера заканчивается безрадостно: оба главных героя, Нада и Армитаж, погибают, всё же сумев уничтожить передатчик инопланетян, мешающий человеческому восприятию. Инопланетяне повсюду тут же разоблачаются перед людьми — тем теперь не нужны солнцезащитные очки, чтобы узнать их, как на телеэкранах, так и наяву. Это типичная весёлая концовка в стиле Карпентера.

Конечно, сиквел «Чужих среди нас» может решить вопрос о том, действительно ли видение будет означать веру для большей части человечества. Отказ признать то, что может показаться абсолютно доказанным фактом даже после того, как он был продемонстрирован настолько тщательно, насколько это возможно, занимает центральное место в недавней мрачной комической сатире «Не смотрите наверх».

А в сиквеле может быть многое. Например, массовый отказ признать пришельцев инопланетянами — серия аргументов, набирающих силу у общественности, что, да, они могут быть инопланетянами, колонизирующими, истребляющими и извлекающими все ресурсы с Земли, но они также создают рабочие места… Или большое движение с лозунгами в духе «Я лично приветствую наших инопланетных повелителей»… Как вы видите, возможностей множество. Может быть, Карпентера, который намекал, что он может выйти из отставки, удастся убедить снять «Чужие среди нас 2».

Оригинал