Будущее наступает: вскоре люди смогут генетически модифицировать собственные организмы, придумают полноценный ИИ, замедлят старение. Но сделает ли всё это общество более справедливым? Ответ на этот непростой вопрос, который в последнее время столь остро встал перед человечеством, нашёл и изложил Генрих Александров в своей рецензии на киберпанковый комикс «Трансметрополитен».
Трансметрополитен: будущее, до которого не нужно доживать
«Свобода умирает тогда, когда она не нужна» (с) Хантер Томпсон
У многих людей есть предубеждение по отношению к комиксам, как к «несерьезному» продукту массовой культуры. Конечно, нельзя сравнивать комиксы с книгами. Но стоит ли вообще это делать? Во-первых, они совершенно отдельный вид искусства. Во-вторых, как и в случае с книгами, есть плохие комиксы (и их больше), но встречаются и настоящие жемчужины. Об одной из таких я и хочу рассказать (без спойлеров, насколько это возможно).
«Трансметрополитэн» – это по-настоящему отличная, и даже культовая (в узких кругах) графическая новелла Уоррена Эллиса и Дэрика Робертсона. Главный герой – Спайдер Иерусалим, гонзо-журналист, наркоман, алкоголик и выдающийся писатель XXIII века, пытающийся изменить мир к лучшему, хотя и несколько специфичными методами. А менять здесь нужно очень многое. Упоротый наркотой и алкоголем, с неизменной сигаретой, торчащей изо рта, Иерусалим делает то, что умеет лучше всего – говорит правду. Сюжетных линий множество, основная из них – президентские выборы. Здесь соревнуются старый президент – собирательный образ «республиканца-государственника» – и кандидат от оппозиции, поначалу кажущийся спасителем страны, но быстро (и не без помощи Спайдера) раскрывающий в себе черты демонического сенатора Грега Стилсона из кинговской «Мёртвой зоны». «Всё что я могу сделать – рассказать правду, заставить власть работать, заставить нужных людей решить проблемы» – заявляет Спайдер, и ради этой цели не останавливается ни перед законом, ни перед моральными препятствиями. Следить за развитием сюжета очень интересно, так как на страницах комикса разворачивается полноценный политический детектив, щедро приправленный социальной проблематикой.
Отдельного внимания заслуживает место действия – либертарианский рай под названием Город. Скорее всего, когда-то он назывался Нью-Йорком, хотя на это почти ничто не указывает. Да и вообще, Город – это Город. Очевидно только то, что он находится в Америке и является гигантским культурным, торговым и промышленным центром. Сама Америка, да и весь остальной свет, упоминаются в комиксе редко – в основном, когда речь идёт об угнетённых жителях стран Третьего мира или жертвах бесконечных войн, сотрясающих Азию (XXIII век – не самое спокойной время). Но в Городе никому нет дела до этого, он живёт своей собственной жизнью. Надо сказать, что создатели очень серьёзно подошли к вопросу создания атмосферы. Почти в каждой главе есть страницы, посвящённые различным зарисовкам из жизни Города. Он огромен, разнообразен, в нём живут миллионы людей. Чем-то Город напоминает города из киберпанковых произведений Уильяма Гибсона, чем-то – Тетрахиду из «Цивилизации статуса» Роберта Шекли (вообще, я полагаю, что любители научной фантастики найдут на страницах «Трансметрополитэна» огромное количество отсылок к хорошо знакомым им произведениям). Технологии ушли далеко вперёд, трансгуманизм превратился в моду, генная модификация и киберимплантанты стали доступными для широких масс, которые тут же начали отращивать себе животные конечности, обрастать гидравлическими мышцами, или даже превращаться в мыслящие колонии нанороботов. У каждого более-менее обеспеченного гражданина дома стоит «мэйкер» - устройство, способное создавать предметы практически из воздуха (а точнее, из атомов) – что-то, вроде усовершенствованного 3D-принтера.
Однако, бедных людей гораздо больше. В Городе наблюдается сильнейшая социальная поляризация, пусть это редко приводит к конфликтам: наиболее бедные жители заняты, в основном, выживанием на улицах, а если уж что-то и заставляет их организоваться, то полиция тут как тут с дубинками, щитами, пулемётами и танками. Вдобавок, мозги людей усиленно промываются самой окружающей их действительностью: гипертрофированным обществом потребления, способным удовлетворить самые разнообразные запросы – были бы деньги. Отведать клонированной человечины? Пожалуйста. Вырастить себе крылья? Легко. Сотни видов легальных и нелегальных наркотиков, вплоть до музыкальных (примерно как семута в «Дюне» Фрэнка Герберта) или даже галлюциногенов для вышеупомянутых автоматов-мэйкеров (да, наркотики для ИИ). Те, кто победнее – выжигают себе мозги тысячами развлекательных телеканалов или ударяются в религию, что очень легко, ведь каждые несколько часов в Городе провозглашается новый культ. Молодёжь массово вливается в различные субкультуры. Как абсолютно новые, вроде каких-нибудь «трансиентов», модифицирующих своё тело с помощью генного материала пришельцев, так и совсем старые, но немножко преобразившиеся (например, на улицах Города можно встретить нацистов, выбирающих свои жертвы с помощью генетических сканеров). Власти очень мало вмешиваются в этот бардак. Политики только грызутся друг с другом, а полиция больше обеспокоена редкими проявлениями гражданской сознательности среди населения, чем преступлениями.
Посреди всего этого безумия находится журналист Спайдер Иерусалим. Он ненавидит Город, но пытается помочь его жителям по мере своих возможностей (а они у него достаточно большие). Он вскрывает проблемы общества, ходит по самым грязным трущобам и пишет в своей колонке о вещах, которые принято «не замечать». О детях из бедных семей, попадающих в детдома и занимающихся проституцией. О сумасшедших, брошенных на произвол судьбы «благодаря» государственной программе «Забота об обществе». О людях из прошлого, замороженных ещё в ХХ веке и возвращённых к жизни в XXIII с помощью криогенных технологий, но так и не сумевших приспособиться к будущему. Спайдер ненавидит правительство, ненавидит полицейских – за их бездействие. Временами он ненавидит и общество – за пассивность и зашоренность: «Городская верхушка и копы вы*бываются, как хотят, а вы сидите смирно. Большая шишка – в своём праве. Пи*дюк-вахтёр с пропускного пункта, вышибала в ближайшем баре, охранник в больнице, шарящий по твоим карманам, газеты и новостные каналы, безбожно лгущие тебе на каждом шагу».
В целом, можно сказать, что «Трансметрополитэн» – острая и язвительная сатира на современный мир, которую стоит прочитать каждому. Какие-то явления из нашей действительности там облачены в метафору (например, жители «резерваций» в Городе весьма напоминают дауншифтеров, а трансиенты – явный стёб над худшими сторонами ЛГБТ-движения). Какие-то – гиперболизированы (продажность и беспринципность политиканов и полиции). Многие персонажи обладают реальными и узнаваемыми историческими прототипы. К примеру, сам главный герой списан с Хантера Томпсона – основателя жанра гонзо-журналистики, бунтаря и писателя. Президент по прозвищу «Зверь» напоминает Ричарда Никсона, а президент Каллахан в своей речи прямо цитирует Дж. Буша-младшего: «должны быть пределы свободе».
Можно разглядеть здесь и предостережение – «светлое завтра» не может наступить исключительно благодаря развитию технологий. Без социальной справедливости, без уничтожения эксплуатации человека и природы, каким бы не был уровень технологического развития, всё останется по-прежнему, только обёртка будет более красивой. Но, вместе с тем – лучший мир возможен. И только от нас самих зависит, не превратится ли наше будущее в антиутопию.