Джордж Оруэлл еще в далёком 49-ом году описал Большого брата, денно и нощно следящего за нами. А в 2013-ом оказалось, что предсказания великого писателя уже сбылись. Открыл нам глаза на мрачную реальность бывший сотрудник АНБ Эдвард Сноуден. За это он получил признание от общественности и уголовное преследование от власть имущих. Документальная лента «Citizenfour. Правда Сноудена», рассказывающая о раскрытии шокирующих фактов, в начале этого года отхватила Оскар и, наконец, добралась до России. Своим мнением о картине, о деятельности Сноудена и о представленных им фактах делится с нами Алёна Глазкова.
«Правда Сноудена»: обзор фильма.
Забудьте про Бондов и Борнов, современное кино предлагает нам полюбить новый тип шпионов. Это, например, сыгранные любимцем русскоязычной публики Бенедиктом Кембербетчем Джулиан Ассанж и Алан Тьюринг. Но самым ярким представителем героев "нового типа" стал Эдвард Сноуден в документальном фильме 2014 года "Citizenfour. Правда Сноудена”. Такой шпион побеждает врагов не оружием и хорошей физической формой, а разумом и хакерскими способностями. Угроза в его жизни не материализуется, поскольку драки и перестрелки существуют только в виде новостей или остаются за кадром. Основной героический поступок - обнародование тайной информации.
Конечно, назвать вышеперечисленных людей в полном смысле слова шпионами не получается. Только Сноуден был официально обвинен в шпионаже правительством США.
Есть и еще одно важное отличие его истории от остальных. В фильме журналистки Лоры Пойтрас он недвусмысленно формулирует, с чем именно и почему борется. Итак, зачем старший сотрудник разведывательного управления и обладатель доступа "приват" (то есть любого уровня) к документом Агентства Национальной Безопасности, вопреки хорошей зарплате делает секретную информацию достоянием общественности?
"Основная причина - это власть государства, противодействующая праву людей противостоять этой власти" - объясняет Эдвард - " Я каждый день получаю деньги за совершенствование методов, призванных усилить могущество правительства. А значит, сделать его несменяемым. И вскоре, чтобы противостоять ему, придется стать самым изощренным техническим специалистом всех времен. Даже не знаю, насколько должен быть одарен человек, который сможет "воевать" со всеми ведомствами - одаренным и посредственными людям, инструментами и возможностями, что есть у них".
То есть, сисадмином движет вовсе не личная обида, не праведный гнев избирателя, которому обещали "неприкосновенность частной жизни", не паранойя консерватора перед новыми технологиями и вовсе не абстрактная либеральная философия "Америка - свободная страна". По сути Сноуден иными словами пересказывает марксистский тезис о государстве как аппарате подавления и контроля правящими классами над классами подчинёнными. Когда получив в своё распоряжение сверхновые технологии, госаппарат лишь усиливает своё репрессивное действие, парализуя общество. И программист пытается своими небольшими силами противостоять этому страшному процессу.
За 114 минут нам показывают обнаруженное Сноуденом "настоящее лицо" капитализма США. Лицемерие властей - президента Барака Обамы, сенаторов, руководства АНБ - утверждающих, что они не будут “записывать” частную жизнь американцев. Жадность предпринимателей - руководителей телекоммуникационных компаний и провайдеров страны,международных корпораций, банков - позволивших спецслужбам за "кругленькую сумму" получить доступ ко всем разговорам и сообщениям клиентов, всем метаданным с электронных карточек. И, конечно, сговор власти и бизнеса против населения. Вывод режиссера очевиден: способные на такое люди едва ли будут следить за кем-то с "благородными" целями.
Но слежка идет, причем не только за американцами. Так среди переданных журналистам документов есть и подтверждение того, что АНБ следит за главами и правительствами 122 государств(!). Естественно “недоверие” к партнерам вызвало ряд дипломатических скандалов. Больше остальных возмущались наиболее “демократичные” государства - Германия и Франция. Видимо, им также есть, что скрывать от своих избирателей. Тут хочется вспомнить невозможную сегодня “отмену тайной дипломатии”, декларированную большевиками в “Декрете о мире” от 26 октября 1917 года. Ни от кого из современных “демократов” вы не услышите подобного добровольного отказа решать свои дела в кулуарах и действовать в обход общественного мнения.
После просмотра данного документального фильма можно долго клеймить госаппарат США, но в РФ дела обстоят не многим лучше. В нашей стране тоже процветает тайная дипломатия и власти не скрывают заинтересованности в установке постоянной слежки за населением. Администрация президента РФ 16 июля объявила тендер на проведение научного исследования на тему осуществления государственного контроля за интернетом. Не раз в средствах массовой информации обсуждали как оперативно-разведывательные органы используют систему "СОРМ" и ее аналоги. Что касается телефонных разговоров, то еще в августе 2005 премьер Михаил Фрадков подписал постановление правительства №538, согласно которому операторы должны собирать метаданные абонентов и хранить в течение трех лет – с постоянным круглосуточным доступом для сотрудников ФСБ. И хотя, с точки зрения экспертов, полноценную слежку российским спецслужбам вести проблематично, интернет-пользователи отлично помнят, как телефонные разговоры оппозиции уже неоднократно "сливали" в сеть. К проблеме всеобщего контроля подключаются и другие структуры, частные компании. Недавно Фонд социального страхования заявил,что будет проверять, действительно ли ты находишься на больничном. А в Нижнем Новгороде изобрели браслет, фиксирующий любое твое действие на рабочем месте и его продуктивность.
Можно ли сопротивляться, когда вселенная Оруэлла воплощается в жизнь? Да, можно, - считает Пойтрас. Ведь у любого шифра есть "ключ". И "ключ", предложенный Сноуденом универсален: если знаешь кто твой враг и каким оружием он обладает, умеешь тщательно планировать любой акт сопротивления, нашел честных и отважных людей, готовых рисковать вместе с тобой самым дорогим - ты "взломаешь" все, что угодно. И вдохновишь своим примером более робких и слабых идти за тобой.
Говорить о художественной ценности этого фильма особо нечего. Похоже, "Оскар" вручили только за содержание. Лента порядком затянута, наполнена непонятными кадрами различных городов и зданий, мало связанных с повествованием, лишними диалогами об одном и том же и другими недостатками, способными выгнать рядового зрителя из кинозала в первый же час. Качество игры актеров никакое, поскольку в документальном фильме она и не подразумевается впринципе.
Но жутко мне от нового "документального триллера" все же стало. Потому что кино закончилось, а зрители так и остались под присмотром зловещих камер капитализма, в стране, где правда будет скрыта и зашифрована от них, а система работать исключительно на благо заказчиков шифра.