В прокате вот уже две недели идёт научно-фантастический фильм «Марсианин». Это на редкость достойное произведение кинематографа, снятое по одноимённому роману программиста и начинающего писателя Энди Уира, заслуженно привлекло большое внимание. Для тех, кто фильм уже посмотрел, успел обдумать и хочет обсудить, а также для тех кто ещё не смотрел – обзор Дмитрия Винокурова.
Марсианин. Старая добрая научная фантастика
Признаюсь, я очень люблю научную фантастику. Зачитываюсь Ефремовым и Стругацкими, с восхищением смотрю «Star Trek» и многие другие фильмы, являюсь большим поклонником творческого проекта «СССР 2061». Хорошая и по-настоящему научная фантастика расширяет горизонты возможного, показывает будущее, к которому хочется стремиться и до которого хочется дожить.
При всём этом большую часть фантастики, претендующей на звание «научной», мне даже смотреть не хочется. Полки книжных магазинов и экраны кинотеатров заполнены примитивными поделками, показывающими «мир будущего» так, будто всё в основном осталось по-старому: всё также воюют, грабят и убивают, только летать стали быстрее, стрелять мощнее, да ещё злые инопланетяне «понаехали». «Традиции всех мёртвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых», писал классик. Мне такие произведения смотреть и читать противно даже не столько потому что картина там рисуется негативная (в то время как негатива и вокруг более чем), а потому что именно научной фантастикой они, по-моему, совершенно не являются. Развитие человечества на протяжении всей истории имеет совершенно явный поступательный характер, социальный прогресс идёт примерно «в ногу» с техническим. И тот автор, который не видит этого или не способен экстраполировать эту тенденцию вперёд, просто изливает свои по сути застрявшие в настоящем мысли, завернув их в футуристическую обёртку, чтобы завлечь зрителя. Граждане писатели, не надо грязными руками лапать светлое будущее. Хотите показать грязь? Покопайтесь в личных делах политиков и олигархов, откройте народу то, на чём держится их богатство и власть, пользы будет больше. В реальном мире «сценарии» поэпичнее и пожёстче чем в книгах бывают.
А вот «Марсианин» меня откровенно порадовал.
Каков рецепт хорошей научной фантастики? Смешать в правильных пропорциях новые научные открытия, дающие человеку знания о ранее неподвластных ему силах природы, и технические достижения, использующие эти открытия или выводящие на новый уровень известные ранее. Добавить яркие образы героев, разбавленные описанием коренных изменений общества, сделавшими его действительно «обществом будущего». Щедро присыпать всё это картинами открытого космоса, диковинной техники и далёких миров. «Пропитать» получившийся продукт захватывающей сюжетной линией.
«Марсианин» описывает весьма близкое будущее и замешан на проверенных научных теориях и практических решениях. Это и минус, и плюс одновременно. Да, фильм не поразит обывателя warp-двигателями, телепортацией или путешествиями через «кротовые норы» (впрочем, кого нынче этим удивишь?). Скафандры – не ефремовские «second skin» из «Часа Быка», а вполне обычные. Ракетоносители – на вид не отличаются от современных, а марсоходы – вполне привычные зрителям онлайн-трансляций Curiosity (разве что побольше чуток и с кабиной). Искусственная гравитация на космическом корабле – вот разве что одна действительно футуристическая технология из заметных. Показанное будущее ближе, чем в подавляющем большинстве научной фантастики, до него буквально можно дотянуться рукой. Может, даже и термин «фантастика» здесь не очень уместен в силу практически полной реалистичности и достижимости. Это своего рода прогноз на пару десятилетий, а не на сотни лет. Однако, такой сегмент НФ как раз очень нужен для того, чтобы построить мостик от «сейчас» до «прекрасное далёко». В этом его плюс. Даже самый безнадёжный скептик вряд ли усомнится в правдоподобности если не всего описанного в фильме, то уж большей части точно. Такие фильмы, как более резвые товарищи в походе, забегают раньше тебя на вершину, и бодро кричат оттуда: «Здесь такой классный вид открывается, айда скорей!». Они и близко к тебе, так что не чувствуешь безграничной пропасти (как у людей, не вылезающих из города, но «лайкающих» фотографии покоривших Эверест), и впереди тебя, так что ты стремишься вперёд.
Основной акцент фильма сделан на личном опыте, переживаниях и достижениях главного героя фильма, астронавта исследовательской экспедиции Ares III Марка Уотни, а также его коллег по экспедиции и с Земли. Эмоциональная составляющая фильма очень сильна. Так давайте окунёмся в мёртвый песчаный мир Марса и постараемся прочувствовать всё то, что испытал герой фильма, а также посмотрим, каково было оставшимся на нашей планете.
Представьте, вы с коллегами высадились на Марс, развернули лагерь, начали свою работу. Сильнейшая песчаная буря вынуждает экспедицию срочно эвакуироваться, но из-за несчастного случая вы отбились от основной группы и остались один. Один на целой планете. Очнулись, заметённый песком, посреди Ацидалийской равнины, без связи, в десятках миллионов километров от Земли, кислород на нуле, датчики скафандра отчаянно пищат, бок пробит антенной. Вас считают мёртвым. Отчаяние, безысходность, остаётся только молиться? Нет, если на вооружении есть наука и остатки оборудования экспедиции. Своего рода «Наука выживать» в космосе, Лес Страуд, думаю, был бы доволен таким развитием его эпопеи.
На космическом корабле «Гермес», взявшем курс прочь от Марса, 4 астронавта печально смотрят на пустующее место рядом с ними. На Земле торжественные похороны и пафосные речи.
Главный герой фильма – Марк – ставит себе задачу прожить до следующей экспедиции Ares IV, планирующейся через несколько лет. И как космическая программа строится на стыке передовых открытий самых разных областей науки и техники, так и профессия космонавта даёт человеку самую разностороннюю подготовку. Для выживания главный герой успешно (а иногда и нет) использует теоретические знания и практические навыки в ботанике, физике, химии, программировании, географии и других дисциплинах. Однако не обходится и без «божьей помощи» в виде деревянного крестика, найденного в оставленных экспедицией вещах. Постругав его на мелкие щепки, Марк получает огонь для самодельной установки по производству воды.
На Земле в это время, изучив спутниковые снимки, узнают о том, что мёртвый Уотни оказывается живее всех живых, и спешно придумывают, как его спасти.
Отдельного упоминания заслуживает реализм повествования и внимание бытовым деталям. Полёты в космос сейчас и в обозримом будущем – это не романтика, это тяжелейший труд. И бывает труд не самый «чистый». Ради выживания главному герою самому себе приходится доставать обломок антенны из пробитого живота, зашивать рану. Мешать дерьмо, чтобы удобрить мёртвую марсианскую почву и суметь хоть что-то вырастить. Использовать в качестве печки для марсохода контейнер с распадающимся радиоактивным изотопом. Переделывать оборудование под свои нужды с помощью «отвёртки, скотча и какой-то матери». Воды мало, надо добыть. Еды мало, надо вырастить. Нужных материалов нет, надо изобрести замену. Строго рассчитать своё потребление на оставшиеся дни. Спасение затягивается? Пересчитать. На диете, говорите, сидеть тяжело, пару килограмм сбросить – подвиг? Скажите это Марку.
Создатели фильма не прибегают к каким-то чудесным магическим вещам, нет обилия выдуманных эффектов, чтобы зачаровать зрителя. Этим фильм чем-то напомнил мультипликационный многосерийный «ΠΛΑΝΗΤΕΣ». Есть в «Марсианине», конечно, спорные моменты с точки зрения достоверности (например, песчаная буря такой силы и ещё ряд событий), но их доля пренебрежимо мала.
Чем успешнее проходит выживание на Марсе, тем больше уверенности Марка в своих силах. Он осваивается на планете и даже близок к тому чтобы чувствовать себя хозяином ситуации, особенно после получения поддержки с Земли. Несколько аварий не убивают в нём уверенность в победе. Лёгкий юмор, ироничное отношение к себе и к происходящему – надёжные спутники человека в критической ситуации, они позволяют не сойти с ума и выйти даже из тяжёлого стресса.
Если в начале фильма основное внимание уделяется марсианскому герою, то после начала спасательной операции всё больше показывается то, что происходит на Земле и на «Гермесе», хотя про Марка, конечно, же никто не забывает и все его новые подвиги освещаются.
В земных событиях основное время занимают диалоги. И пусть это не отпугивает жаждущего экшна зрителя. Диалоги стоят того. Полный спектр эмоций, от чувства невосполнимой утраты или напряжённости в работе до искренней радости от чудесного спасения, отлично сыгран актёрами. Типажи героев отлично коррелируют с действительностью, и здесь снова не упрекнуть фильм в неправдоподобности. Директор пресс-службы NASA Энни Монтроуз думает как бы получше сказать насколько всё плохо на самом деле. Директор NASA Тедди Сандерс пытается пройти по скользкой дорожке между всеми возможными рисками, минимизировав их. Руководитель программы Винсент Капур из кожи вон лезет, чтобы программу продолжить, даже потеряв людей. Шон Бин, играющий директора управления полётами NASA Митча Хендерсона, будто не отошёл ещё от прошлого образа Эддарда Старка и из благородных соображений делает весьма рискованные ходы. Директор JPL Брюс Энджи – настоящий инженер, на его работу приятно смотреть, в кратчайшие сроки со своей командой проделывает титаническую сложнейшую работу. Молодой астродинамик Рич Пернел прекрасен своей непосредственностью – «Простите, как Вас зовут?» – «Тедди… Я директор NASA…» – «Ах да» и продолжает «на пальцах» показывать придуманный им манёвр для «Гермеса». Командир экспедиции, рыжеволосая Мелисса Льюис, искренне переживает, что оставила Марка, как настоящий руководитель берёт ответственность за это на себя, всячески старается предупредить и защитить команду от угроз, а в конце фильма идёт на осознанный риск и демонстрирует подлинный пример предельно трезвого расчёта и вместе с тем недюжинной смелости. И вся команда Ареса III, едина в своём всепреодолевающем стремлении спасти потерянного товарища любой ценой.
Однако было бы неправильно остановиться лишь на абстрактном рассмотрении фильма, вне конкретно-исторического контекста. Если взглянуть на описанное земное общество, хоть оно и было показано очень бегло, то мы видим что Соединённые Штаты играют как и сейчас ведущую роль в освоении космоса. Китай стоит с ними примерно наравне и даже в экстренной ситуации оказывает помощь, когда американская техника дала сбой. России в фильме места не оказалось, что неудивительно.
Всё более активное освоение других планет вполне соответствует сегодняшним планам NASA и американских корпораций. Даже Google вкладывает десятки миллионов долларов в это, что уж говорить про более традиционных игроков в этой области. Один лишь гелий-3 стоит того чтобы серьёзно задуматься о плотной работе по лунной программе.
Герои «Марсианина» бесспорно заслуживают восхищения и подражания. Но кому достанутся плоды работы подобных им космонавтов? Ведь фильм поднимает тему не просто освоения Марса, он про освоение космоса вообще. Если сложившаяся на Земле общественно-экономическая система продолжит своё существования, вслед за исследователями в ближний космос пойдёт бизнес, и основная выгода от тех новых ресурсов, которые могут быть получены, всё так же окажется в руках отдельных лиц. Легче ли миллионам голодающих и страдающих от болезней, бедности, бесправия на Земле от того что бравые американцы бороздят просторы космоса? Впрочем, есть у этих миллионов людей и общее с героями фильма – их может спасти только наука и смелые коллективные действия по вытаскиванию себя «из этого дерьма».
«Марсианин», если взять его в отрыве от происходящего на Земле за пределами сюжета, бесспорно является одой просвещённому и разносторонне развитому человеку. Сделана вполне хорошая попытка показать образ человека будущего. Человека, свободного от суеверий, грамотного не только в основной своей специальности, но и в других, уверенного в себе. Человека, умеющего работать в команде и понимающего, что коллективными действиями и руководствуясь объективным знанием о мире можно горы свернуть. Это не винтик в машине, скорее, привод, дающий движение всем составным частям системы. Да, он не бог, и без плодов науки и техники, огромного количества труда миллиардов людей построивших фундамент для полётов в космос, поддержки команды с Земли был бы никто. Но всё вместе, слаженно действуя, человечество способно подняться на уровень выдуманных им богов. И нет предела прогрессу. Но не менее важно то, в чьих интересах служит прогресс.