Фильм Гая Ричи. На шпионскую тему, вновь ставшую суперактуальной. С обилием стереотипов и штампов времён «холодной войны», но с агентом КГБ в одной из главных ролей. Помимо приятного отечественному зрителю «русского колорита» есть в фильме ещё ряд моментов, которые не позволяют нам пройти мимо. Анализирует кинокартину Виктор Алексеев.
Враги поневоле. Рецензия на фильм «Агенты А.Н.К.Л.»
В самый разгар Холодной войны в далеком 1964-ом году на телеэкраны западных стран вышел весьма неожиданный сериал - «Агенты А.Н.К.Л.». В нем показывалось, как бравый советский агент КГБ Илья Курякин совместно с агентом ЦРУ Наполеоном Соло борются с мировым злом, мечтающим о захвате и порабощении мира. После возобновления уже в наши дни противостояния между элитами России и США и нагнетания по обе стороны океана враждебных настроений, в мировой прокат вышел уже полнометражный фильм «Агенты А.Н.К.Л.» с, казалось бы, давно забытой историей. Данный фильм - приквел к тому самому сериалу из давних-давних годов и далёкой-далёкой галактики. Но, по сути, там всё те же Курякин с Соло, которые боролись вместе с мировым злом. В данном случае - с бывшими фашистами, мечтающими о том, чтобы разъ#бать мир ядерным оружием в стиле Скайнета.
Сразу скажем, что в фильме весьма стереотипно передан соцлагерь: советские граждане работают исключительно из страха перед ГУЛАГом, а жители ГДР не хотят возвращаться домой. Но не будем на этом останавливаться. Все эти штампы, более полувека воспроизводящиеся Голливудом, настолько пошлы, несуразны и неизобретательны, что не стоит даже тратить время на их разоблачение. Отметим этот момент и обратимся к более любопытным и важным сторонам фильма.
Противостояние великих империй показано здесь порою в весьма ироничной манере. Так всю гонку вооружений демонстрирует эпизод, когда агенты меряются яйцами приборами для резки проволоки. Увы, сейчас эта тема устарела и своего зрителя шутка уже не найдёт. Все возгласы отечественных ястребов о великом и непобедимом новейшем русском оружие не особо страшны тем же американцам сегодня. По крайней мере, пока сверхновые танки, которыми мы будем шатать весь мир, не перестанут глохнуть во время парадов под взглядом тысяч телекамер. Но, возможно, все эти мантры изначально рассчитаны только на внутреннего слушателя.
Создатели «Агентов А.Н.К.Л.» также придали каждому главному герою соответствующий его стране образ. Ну, как они сегодня себе представляют каждый упомянутый уголок мира. В итоге Наполеон Соло из ЦРУ, сыгранный Генри Кавиллом («Человек из стали», «Тюдоры») - это незнающий неудач мачо мэн с интеллектом на уровне Озимандии из «Хранителей». А Илья Курякин в исполнении Арми Хаммера («Социальная сеть», «Отчаянные домохозяйки») - медведь в человеческом обличии, всегда полагающийся на грубую силу и сметающий всё на своём пути словно Халк. Но надо заметить, что компьютерной игре «Evil Genius» в своё время удалось всё же лучше передать особенности каждой части света через обитающих там суперагентов и суперзлодеев.
Сюжет кажется сначала довольно обычным для таких историй: герои были врагами, их заставили работать вместе, они сдружились, чуть не просрали все полимеры, и наверняка - думает зритель - бобёр побеждает осла в самом конце. Но ближе к концу кинца возникает интересный эпизод.
Вдруг начальники Соло и Курякина одновременно звонят своим подчинённым и говорят, что теперь больше не надо дружить, а следует убить напарника. Сами главы ЦРУ и КГБ не поспешили сойтись в смертельном противостоянии и даже спокойно за спинами своих марионеток договаривались о делах, как полагается серьёзным дядям. Ничего вам не напоминает?
Например, российско-американские отношения в реальной жизни? Политики с обеих сторон нагнетают шовинистические настроения и приказывают своим согражданам ненавидеть другую сторону, а сами жмут друг дружке руки на различных саммитах и договариваются о разделе мира. И хотя данный аспект для России всё же более актуален (в любом новостном выпуске общедоступных телеканалов обязательно напоминают, кого надо ненавидеть, а высшие политические деятели видят американский след во всём плохом, что происходит в стране, начиная с массовых акций протеста и заканчивая лесными пожарами), но и в США истерия консервативных СМИ находит свою аудиторию .К примеру, социальный эксперимент, проведённый недавно в империи зла, показал, что огромное число американцев без зазрения совести готовы подписаться под указом о ядерном уничтожении России. Но отметим, что СМИ и политики, которые откровенно стебутся над подобной риторикой, в Америке тоже весьма популярны и влиятельны.
Или вот другой пример, сразу приходящий в голову после просмотра фильма, где киношную схему можно приложить уже без всяких «но» - российско-украинская мыльная опера. До последних лет, нам говорилось, что украинец и русский - братья навек. А после того, как интересы правящих элит разошлись, мы стали друг для друга бандеровцами и москалями. Государственные пропагандисты не гнушаются ни историческими передергиваниями, ни распространением откровенных фальшивок. А на практике выходит, что не украинские олигархи во главе с Порошенко и русские толстосумы под руководством Святого Владимира отправились убивать друг друга. Нет, они посылают молодых парней, предварительно идеологически промыв им нужным образом мозги. Этаким телефонным звонком из «Агентов». Но не забывают при этом закулисно договариваться, деля сферы влияния. А добры молодцы во славу и во имя интересов Украины и России мочат друг друга в это время.
Герои фильма Гая Ричи, Наполеон и Илья, поставили дружбу выше мифических национальных интересов. Суперагенты не устроили истерику по поводу приказа убить друг друга, не послали на 3 буквы спецслужбы и не отправились восстанавливать дух высокой морали у себя дома. И даже не скрылись от гнева великих империй где-то в лесах Африки. А заставили элиты обоих государств якобы просто со всем этим смириться и продолжить сотрудничество. Таким образом, «Агенты А.Н.К.Л.», как и 50 лет назад, призывают ведущие державы всего лишь не ссориться и бороться вместе с какими-то общими проблемами. Но на практике подобные вещи весьма утопичны. Мы либо являемся марионетками в руках политиканов и бизнесменов, марая руки ради их интересов. Либо шлём их нафиг и становимся самостоятельными игроками в политическом пространстве. И делаем то, что действительно соответствует нашим интересам. А не то, что нам приказывают сверху.
В заключение, обратим внимание на то, что обычно в подобных фильмах девушки достаются самым положительным героям. Здесь - секси гёрла почти досталась нашему Илюхе. «Хоть где-то мы Обаму точно уделали», - довольно может сказать отечественный зритель, еще вчера переживавший о негативном образе русских в западном кинематографе.