Месяц назад состоялась премьера сериала, которого, наверно, ждали очень многие геймеры: речь, конечно же, об экранизации культовой игры Fallout, четвертую часть которой как-то уже обозревали на страницах Вестника Бури. И если Fallout 4, как говорится, «не зашел» многим фанатам предыдущих частей игры, то сериал, вероятно, понравится не только геймерам, но и тем, кто вообще в игру не играл.Дело в том, что сериал действительно хорош. Актёры отлично подобраны, шикарно воссоздана атмосфера – напомню, что действие Fallout происходит в альтернативной и ретрофутуристичной постапокалиптической реальности. Условно, можно назвать этот стиль «атомпанком», и во многом он похож на будущее, каким его представляли в 1950-х годах: автомобили на ядерных двигателях, лазерное и плазменное оружие, ламповые компьютеры и всё тому подобное. Помимо этого, учитывая пост-ядерную реальность, обычными вещами в мире игры были безнадега, ультранасилие и чёрный юмор.

В сериале всего этого хватает с лихвой – особенно учитывая, что действие там, благодаря флешбэкам некоторых героев, происходит как в «настоящем», после ядерной войны, так и в довоенном прошлом. На этом хотелось бы остановиться поподробнее. Внимательный зритель без труда найдёт здесь уйму занятных отсылок. Простых, связанных с какими-нибудь известными предметами из игр, и не совсем очевидных – например, афиша кинофильма «Мужчина и его собака». Это, несомненно, дань уважения новелле Харлана Эллисона «Парень и его собака» и одноименному фильму 1975 года, в своё время ставшему важным источником вдохновения для создателей самой первой игры серии Fallout. Даже один из главных героев, присутствующий в обеих временных линиях, в довоенной своей ипостаси явно частично списан с Джона Уэйна или Хамфри Богарта.

Кадо из фильма "Парень и его пёс"

«Довоенный» антураж вообще выдержан идеально – одежда людей, автомобили, здания, всё выполнено в стиле особенного «фоллаутовского» ретрофутуризма, который сложно с чем-то спутать. Впрочем, авторы сериала пошли ещё дальше, добавив в атмосферу довоенных «безоблачных американских 50-х» один очень немаловажный момент – Маккартизм. Конечно, реальность альтернативная, на дворе 2077 год и никакого сенатора Маккарти там нет, но вот «Красная угроза» – вполне реальна. По крайней мере, правящие круги упорно навязывают обществу страх перед ужасными коммунистами, а то, в свою очередь – занимается «охотой на ведьм».

Штаб-квартира Волт-Тек в сериале

Послевоенный мир в сериале также с одной стороны сделан очень в духе игры, но с другой – гораздо более глубокий и психологичный. Абсолютно положительных, «сказочных» героев тут, пожалуй, и нет – разве что одна из главных героинь, но и то, тут, скорее, сказывается её воспитание в тепличных условиях в одном из «Убежищ». Для жителей Пустоши она – наивная дурочка, верящая в какие-то совершенно чуждые им идеалы, радикально отличающиеся от «умри сегодня ты, а завтра я». Остальные персонажи либо просто живут в мире, где никакой надежды на будущее практически нет – и ведут себя соответствующим образом, либо состоят в каких-нибудь фракциях, зачастую, пытающихся изменить мир.

Обилие этих самых фракций – лишний повод рассматривать сериал и как сатиру на окружающую нас действительность. Взять ту же «охоту на ведьм» со сторону ультраправых в довоенных США, которую мы можем наблюдать прямо сейчас – впрочем, не только в «буржуазных демократиях», но и в «менее реакционных» странах. Многие, возможно, помнят, что рефреном всех частей игры была заглавная фраза: «Война. Война никогда не меняется»: даже спустя столетия после разрушительного ядерного апокалипсиса, люди продолжают убивать друг друга в борьбе за власть, ресурсы, религиозные или политические догматы и т.п. Антивоенный мотив в полной мере присутствует и в сериале, выражаясь в постоянных столкновениях фракций, даже, вроде бы, борющихся за лучший мир – уничтожая при этом друг друга, и всех, кто случайно попадает под руку.

Воздушный флот Братства Стали в сериале

Впрочем, к антиавторитарным фракциям создатели сериала, очевидно, относятся более благосклонно. А вот, скажем, «Братство Стали», традиционно бывшее в играх в общем-то «положительной» организацией (хоть и не без изъянов), показано тут какой-то разложившейся тоталитарной милитаристской сектой. Впрочем, и они лучше, чем… капиталисты. Занятно, но создатели сериала решили «рассказать» и о причинах войны. И вот здесь проявилось очень интересное расхождение с классическим сюжетом игры. Либо, может быть, расширение, учитывая, что сериал официально признан «каноном». Спойлерить не буду, но, внезапно, оказалось, что в начале войны виноваты вовсе не «красные», и даже не «борьба за ресурсы». Скажу только, что некоторые западные обзорщики в итоге и вовсе назвали сериал «коммунистическим месседжем» и «левацкой пропагандой», и вовсе не из-за геев/афроамериканцев в кадре, традиционно задевающих чувства малолетних правых геймеров.

Карта из первой игры Fallout, включая местонахождение Шэйди Сэндс

Конечно, отъявленные фанаты серии найдут некоторые несостыковки – например, касательно общей временной шкалы серии игр, и судьбы города Шэйди Сэндс в сериале. Но это не особенно важно, и может иметь вполне логичное объяснение. В общем-то, сериал, несмотря на его соответствие канону (некоторые сцены создателям пришлось вырезать по просьбе создателей игры, собирающихся использовать их в Fallout 5), вполне можно считать самостоятельным произведением, действие которого происходит в мире Fallout. И, на мой взгляд, смотреть его стоит, и вовсе не только поклонникам серии – рейтинг IMDb в 8,5 баллов выглядит вполне оправданно.