Дискриминация женщин мужчинами давно обсуждается повсеместно, но существует ли в современном мире такое явление, как «дискриминация мужчин»? Автор нашей новой статьи Лидия Трифонова, чтобы ответить на этот вопрос более-менее объективно, лично собирала статистику и мнения россиян разного пола на тему, а потом подвергала их социально-экономическому анализу. Выводы, к которым она пришла, удивят не только сторонниц и сторонников феминистического движения, но и их противников — маскулистов. И, возможно, заставит политизированных россиян задуматься о том, почему тема полового неравенства сегодня волнует столь многих.
Другой слабый пол
В середине июля 2019 года в Рунете возник очередной микроскандал, связанный с вечной темой единства и противоположности двух полов, на которые по счастью или проклятью разделен род человеческий. На сей раз виновником бури в стакане воды стал московский метрополитен. Начальство подземки, вдохновившись по официальной версии статьей Конституции о защите материнства, решило, что любая женщина — будущая мать. Посему, по мнению чиновников, следует на Сокольнической линии заменить традиционный аудиопризыв уступать сидячие места беременным женщинам на предложение уступать их женщинам вообще. Так сказать, признать их беременными авансом. То есть теперь в вагоне метро должно быть, как при известной гигиенической процедуре в туалете: женщинам положено сидеть, а мужчинам стоять.
История широко распространилась в узких кругах, послужив поводом для не слишком успешной интернет-петиции и жарких дебатов в комментариях к многочисленным постам. В виде исключения в этом конфликте на одной стороне оказались феминистки (и феминисты) и защитники (а также защитницы) прав и интересов мужчин. Если первые углядели в ситуации унижение женщин, то вторые объявили требование уступать места женщинам очередным случаем дискриминации мужчин.
Среди левых маскулистское движение в основном рассматривается, как патриархальная реакция на феминизм и связывается с деятельностью правых политических организаций консервативного толка. Такое отношение опирается на вековую традицию борьбы социалистов и коммунистов за обеспечение прав, свобод и интересов трудящихся женщин. Предположение, что современный капитализм может угнетать по половому признаку мужчин, большинством левых активистов и активисток отвергается с порога. В этом смысле позиция «продвинутой» молодой анархистки часто идентична мировоззрению бабушки с портретом Сталина в руках и представлениям голосующей за Путина любительницы мыльных опер, для которой понятие «мужские проблемы» иносказательно обозначает импотенцию.
Подобная мысль не чужда и широким массам российских мужчин, воспринимающих любое проявление социальной слабости в сравнении с женщинами как свидетельство половой несостоятельности. При подготовке этой статьи удалось пообщаться более чем с двумя десятками неполитизированных мужчин-рабочих, и почти все они отказались обсуждать тему правового неравенства полов (в любую сторону), а те немногие, кто согласился, свели разговор в русло моральной деградации современных девушек (бабы — стервы, шлюхи и далее по списку). Типичный российский мужик, чтобы считаться в глазах общества «настоящим мужчиной», должен не только демонстрировать поведение, которое феминизм определяет в качестве патриархального и мачистского, но и обязательно игнорировать любые факторы, ущемляющие его по половому признаку, сводя их на уровень снисхождения к «слабому» женскому полу.
Екатерина Асташина, врач-психиатр
Выражение "Ты ж мужчина" давно приняло манипуляционный характер, это выражение одно из методов психологического давления на мужчин, попытка показать их несостоятельность, слабость, уязвимость - черты, которые согласно патриархальным установкам у "сильного" пола присутствовать вообще не должны.
Вообще, кстати, не часто улавливаете этот двойной стандарт? Как в частности женское общество любит ругать мужчин за их распутность, за то, что они не могут быть верными партнерами:"Все мужики козлы!". Куда здесь деваются все эти "50 признаков настоящего мужчины" из журнала космополитан, где написано, что каждый мужчина это рациональный и богатый воин...и жнец...и швец... Здесь и мужчины и общество попадают в ловушку своих же стереотипов. Это вообще обычная ошибка типирования, когда пытаешься гнать всех под одну гребенку, то в итоге спотыкаешься, потому что мир разный и мужчины в нем тоже разные: один абсолютно нерационален, нежен, плаксив и зарабатывает еле-еле сводя концы с концами, а другой товарищ рационалист и спектр эмоций у него, как у тумбочки, но все они мужчины, а в первую очередь люди, поэтому хочется, чтобы общество отстало от всех и никому не говорило, как нужно себя вести и выглядеть.
Мужскую дискриминацию действительно мало кто замечает. Женщины, как правило, реагируют очень бурно:"А женщин что ли никто не дискриминирует?". Это еще к вопросу о том, что данный вопрос сложно рассматривать однобоко, потому что гендерная система всегда что-то ставит под откос, кто-то в этой системе всегда победитель, а кто-то, увы, жалкая пародия. Поэтому одни начинают топить за своих, как например, волна радикального феминизма, где о равенстве речи и не идет, а мужчина считается априори агрессором, насильником, бестолочью и унижателем.
Анна Карнаева, студентка
Патриархат обернулся для мужчин своей неприятной стороной: женщины в современном мире без осуждения со стороны общества могут быть кем угодно от домохозяйки до бизнес-леди, а от мужчин социум до сих пор требует поддерживать образ "настоящего мужика", в ином случае представитель сильной половины человечества изменит свой социальный статус не в лучшую сторону. Женщины могут заниматься любым хобби, иметь любую ориентацию и любой в рамках приличия облик практически без опасения санкций со стороны окружающих. Женщина может носить мужскую одежду, иметь традиционно "мужскую" профессию и спокойно ходить с подружкой за ручку. Я не говорю, что мужчинам стоит начать краситься и носить платья. Я имею в виду, что женщины добились торжества своих прав не только на бумаге, но даже в консервативно настроенном российском обществе, а мужчины так и не вышли за рамки стереотипов. Настоящий мужчина, по представлению окружающих, должен уже на первых свиданиях платить за двоих, обеспечивать другого работоспособного человека, в одностороннем порядке покупать дорогие подарки и даже уступать место в транспорте незнакомым, абсолютно здоровым людям. Отступление от этой модели поведения повлечёт осуждение и такие ярлыки, как "тряпка", "нищеброд", а также некоторые нетолерантные слова, которые вы наверняка знаете сами.
Существует ли в реальности дискриминация мужчин, или она выдумана горсткой неудачников? Давайте разберемся. Начнем с небольшого экскурса в историю вопроса.
Мизандрия по-древнеримски
Мой собеседник — Александр, 39 лет, выпускник исторического факультета, работает в сельской школе… учителем физкультуры и технологии. Александр живо интересуется маскулизмом. У него имеется собственная теория об отношениях полов в далеком прошлом:
Я не отрицаю, что по формальному праву от первобыта до последних столетий в общем мужчины имели привилегии над женщинами. Вопрос: какие мужчины имели самые большие привилегии? Богатые и знатные. Разве бедняк, например, или раб в Древнем Риме угнетал матрону из патрицианской фамилии? Наоборот, аристократки властвовали над жизнью и смертью мужчин-рабов. А Хатешпсут, Клеопатра, наши Екатерины с Елизаветой? Какой-то мужик в сермяге над ними доминировал? Ерунда, конечно. Они сами посылали на смерть в сражениях тысячи мужчин.
Привилегии у мужчин к женщинам были, спору нет. Только они проявлялись внутри общественных классов. Крестьянин имел власть над женой, а его барин над своей супругой. Барин приходил и безнаказанно насиловал девку в деревне не потому, что он мужского пола, а из-за феодального господства. При встрече с барыней мужик-холоп ей кланялся, а не она ему. Барыня и выпороть его могла за непочтение. Это значит, что главное неравенство шло по линии сословий и классов. Неравенство же полов вторично. По Марксу, кажется, оно еще и производно от классового неравенства. Я согласен, бородач в целом прав по этому вопросу.
Европейская промышленная революция запустила процесс эмансипации женщин, который к началу 21 века юридически уравнял оба пола по крайней мере в развитых странах и серьезно улучшил положение женщин в государствах «третьего мира». Формальное уравнение женщин в правах с мужчинами, однако, не изменило покровительственного и снисходительного отношения к «слабому» полу, а также недостаточно повлияло на их положение в экономике, хотя борьба профсоюзов и левых организаций за воплощение лозунга «равная зарплата за равный труд» серьезно сократила разрыв мужских и женских доходов. При этом традиционное снисхождение приняло вид системы социальной защиты, сопровождаемой законодательно закрепленными льготами и привилегиями. Двадцатое столетие стало веком женского правового доминирования и одновременно веком новых гендерных ограничений, когда под предлогом защиты «семьи, материнства и детства» были введены разнообразные профессиональные и иные ограничения на женскую деятельность. Как это повлияло на положение мужчин?
Александр, 39 лет, историк, учитель физкультуры и труда
Наша страна со времен Ленина в лидерах по позитивной дискриминации в пользу женщин. Логика большевиков мне понятна. Они хотели освободить массу неграмотных религиозных крестьянок, улучшить их положение. Чтобы ликвидировать социальный перекос, требовалось временно перекосить в другую сторону. Отсюда целый ряд совсем не забавных новшеств. Сейчас об этом мало кто вспоминает, но с конца двадцатых для объявления человека отцом достаточно было бездоказательного заявления женщины, а уже мужчине следовало подать в суд и обоснованно доказать, что он тут ни при чем. Предполагалось априорно, что женщина честнее мужчины, не станет врать о своей половой жизни вне брака, ведь это позор для нее. Стало быть, раз призналась, значит, точно не врет. То есть налицо сохранение старорежимных представлений, но они получили интерпретацию в духе женской эмансипации. Эту норму отменили только в 1968 году.
Короче, мужчины теряли юридическую и фактическую власть над женщинами, но сохраняли предрассудки о покровительстве им, трансформировали прежний патронаж в привилегии. Еще хочу отметить, что всевозможные нормы галантности, которые в старину являлись прерогативой светских дам распространили на всех без исключения женщин. В итоге мы получили мужчину без власти над женщиной, и это хорошо, но обязанности у него сохранились и на него много еще дополнительных навесили.
Александр не одинок в своей оценке юридических аспектов гендерного вопроса. Отечественные маскулисты считают, что мужчины в России подвергаются не просто реальной, а законодательно установленной дискриминации. Один из моих наиболее радикальных собеседников даже назвал ее «половым апартеидом». Почти все опрошенные активисты мужского движения называют одни и те же нормы, которые считают ущемляющими права мужчин. Отчетливее других это сформулировал 33-летний предприниматель Алексей:
Сейчас в России имеется больше сотни законов, которые нарушают права мужчин, но не буду перечислять все, скажу лишь про главные и базовые, которые и так всем известны - это призывная армия, различный пенсионный возраст мужчин и женщин, более мягкие наказания для женщин в уголовных преступлениях, дискриминация отцовства, репродуктивные права, ну и наболевшая проблема ЗАГСа и алиментов.
Список впечатляющий. Насколько он соответствует действительности?
Тягло двадцать первого века
До начала 18 века в России существовало такое понятие, как тягло (с ударением на первый слог). Этим символичным словом официально обозначалась система финансовых, натуральных и трудовых повинностей крестьян и посадских людей, в числе которых важное место занимала тяжелая работа на строительстве различных государственных сооружений. Частью тягла являлась и даточная повинность по поставке ратников для войска.
В силу семейного господства мужского пола тягло возлагалось только на совершеннолетних мужчин, за исключением случаев, когда в домохозяйстве оставались одни только женщины. Впрочем, вдовы обычно освобождались от тягла. На практике при необходимости крестьянки привлекались для различных работ, не говоря уже о таких «прелестях» крепостничества, как барщина и служба в дворне. В даточной повинности женщины не участвовали.
Проходили столетия, менялись основные формы эксплуатации, а трудовая и воинская повинности оставались «прерогативой» мужчин. Даже ратифицированная СССР Конвенция Международной организации труда 1929 года о принудительном труде содержала положение на эту тему: если по каким-то причинам принудительный труд все-таки разрешался, то подвергаться ему должны были лишь мужчины. Женщин Конвенция безусловно освобождала от принудительного труда.
Ныне принудительный труд в России официально запрещен, сохранившись лишь в виде уголовного наказания. Таким образом, последним рудиментом тягла остается воинская обязанность. Что о ней думают маскулисты?
Михаил (имя изменено), 47 лет, гражданский сотрудник ВС РФ
По существу ничего почетного в воинской обязанности нет. Обязанность по определению не бывает почетной. Почет, он для добровольцев. А если идешь служить из-под палки, какой тут почет, какая слава? Поэтому армейский почет для офицеров, для контрактников, а на долю призывного мяса остается одна шумиха и пропаганда. Призывника в армии по большому счету не считают человеком, а он и не человек, скотинка серая.
Военное ремесло это грязная кровавая работа. Необходимая работа к сожалению. Все равно, как уборка дерьма, только опаснее в миллион раз. Кто-то должен ее выполнять. Биологически получается, что у людей за агрессию и бой отвечают самцы. Женщинам в армии делать нечего. Я не отрицаю, есть женщины, годные по натуре для войны, но они в меньшинстве ничтожном. Я полностью за то, чтобы мужчина был воином и защитником. Но служба по призыву в современном ее виде только калечит парней. Может стать воином человек, которого используют вместо половой тряпки, фигурально выражаясь? Вопрос риторический.
Так вот, призывная система будущего не имеет. Армия 21 века должна быть компактной и технологичной, а технологии требуют обслуживания профессионалами. Большие армии из мяса — удел слаборазвитых стран. Думаю, руководители государства это прекрасно понимают, но боятся создавать современные вооруженные силы. Ведь для новой армии и командование нужно новое, не чета нынешнему. Обеспеченный и уважаемый обществом профессионал не позволит начальнику вытирать о себя ноги.
Призыв в России это не просто способ комплектования войск, это социальный институт, с матерком выбивающий из мужчины остатки свободного духа, какие не сумела выдавить школа. «Подчиняться» в армейском лексиконе является синонимом слова «унижаться». В армии ломают гражданскую волю и пройти эту инициацию обязаны все мужчины. У нас даже случается, что некуда сунуть будущего солдата, мест нет, для него создают фиктивную временную часть, чтобы он все-таки получил свою порцию тумаков от сержанта.
Так вот, армия без унижений нынешним господам не нужна, они не сумеют ее контролировать. Дедовщина, уставщина и прочие прелести, они же молчаливую санкцию сверху имеют, поэтому и существуют.
Но это все лирика для чатов. По жизни я предпочитаю помалкивать. До пенсии еще далеко, и не поймут меня наши дуболомы.
Действительно, и среди военных и на «гражданке» отношение большинства мужчин к явным противникам призыва отрицательное или безразличное. Считается, что «настоящий мужчина», если и не стремится в армию, то во всяком случае не боится служить в ней. Старое советское представление об армии, как о школе жизни до сих пор еще не отмерло. И оно, как ни странно, имеет под собой основание.
Владимир (имя изменено), 35 лет, психолог силовой структуры (Беларусь)
Армия и правда школа жизни. Какая жизнь, такая и армия. С психологической точки зрения, конечно, служба по призыву приносит большой вред. Предполагается, что она закалит молодого человека в испытаниях, сформирует ему характер. На практике происходит ровно наоборот. Закаляет человека борьба, а призывника служба учит безропотно терпеть издевательства, то есть классически ломает. Если он начнет бороться, это назовут преступлением.
Маскулисты отмечают, что женщины, проходящие военную службу по контракту, имеют перед мужчинами-сослуживцами ряд преимуществ.
Против них практически не совершается преступлений, связанных с их службой в Вооруженных силах. Причем речь идет не только об абсолютных числах (женщин в армии мало), но и о процентах правонарушений против женщин-контрактниц в сравнении с правонарушениями против мужчин-контрактников (и, тем более, призывников). Официальной статистики на этот счет нет, но военнослужащую женщину еще ни разу не находили в воинской части, повешенной на ремне со спермой во рту, тогда как в отношении мужчин подобные случаи происходят регулярно.
К военнослужащим женского пола, проходящим военную службу в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, не применяется дисциплинарный арест. Женщины-контрактницы, добровольно связавшие свою судьбу с армией и воспитывающие ребенка в возрасте до 16 лет, в случае войны демобилизуются, то есть имеют возможность официально уклониться от той самой опасной работы, в ожидании которой столько лет получали жалование от казны. Военнобязанные женщины-матери (например, врачи и медсестры) также могут получить отсрочку от мобилизации на войну.
Фактор призыва влияет на жизнь мужчин и помимо собственно необходимости провести год в тяжком и почти бесплатном труде. За счет воинской обязанности женский пол имеет большую свободу маневра на старте учебы и профессиональной карьеры. Девушки свободно выбирают, когда им начать учебу, когда прервать, когда возобновить, над ними не довлеет военкомат. Здоровые мужчины вынуждены или стартовать на год позже, или сообразовывать вид и продолжительность образования с воинской обязанностью.
Из-за системы воинской обязанности мужчины в отличие от женщин вынуждены проходить принудительные медосмотры и предъявлять работодателю документ с информацией о категории годности по здоровью. Таким образом, разглашается часть врачебной тайны. В том случае, когда медосмотр при приеме на работу не показал проблем у кандидата, работодатель может получить дополнительную информацию из военного билета (медосмотр на призыв в идеале более жесткий) и избавиться от человека, который, например, ограниченно годен, то есть имеет проблемы, не выявленные профосмотром.
Вообще, сфера трудовых отношений скрывает немало подводных камней, разбивающих вдребезги официозную пропаганду о равных возможностях для обоих полов. При этом дискриминация женщин в экономической жизни является предметом широкого общественного обсуждения, а информация об аналогичных явлениях в отношении мужчин маргинализируется, как социологией, так и прессой. Не то, чтобы ее скрывали или даже замалчивали. Нет, об этом пишут, но обычно, как о чем-то забавном и несерьезном.
Ну, действительно, как воспринять серьезно тот факт, что среди секретарей российских судов очень мало мужчин? «Настоящий мужчина» по господствующим в обществе представлениям и не захочет работать «секретуткой». Однако большинство российских судей начинает свою юридическую карьеру в качестве секретаря судебного заседания. Секретарский корпус — основной кадровый источник для назначения мировых и федеральных судей. Две трети судей в Российской Федерации — женщины. Никакой конспирологии, просто гендерные предрассудки уменьшают шансы мужчин-юристов стать судьями.
Презираемая «настоящими мужчинами» канцелярская работа открывает и путь на госслужбу. У пресловутой путинской «вертикали власти» мужская голова, но женское лицо: почти три четверти российских чиновников — женщины.
Общество неравных возможностей (версия маскулистов)
Половозрастное разделение труда в России развито не хуже, чем в первобытном обществе. Есть профессии «студенческие» (например, курьер и промоутер) и «пенсионерские» (сторож, вахтер, гардеробщик, уборщик). Еще более жестко разделяются в сознании людей «мужские» и «женские» занятия. Появление женщины на «мужской» работе в ряде случаев вызывает снисходительные усмешки или подозрения в распущенности. Мужчина, взявшийся за «женскую» работу, считается ущербным и часто подвергается издевательствам.
В 2013 году ФОМ провел исследование, в ходе которого, между прочим, выяснилось, что 68% мужчин и 60% женщин поддерживают законодательные запреты на определенные профессии для женщин. 67% мужчин и 61% женщин уверены: есть чисто «мужские» профессии. Среди последних наиболее «мужским» люди считают труд водителя, шахтера и строителя. 59% мужчин и 56% женщин указали на существование чисто «женских» профессий. Среди них лидируют в представлении россиян педагогические и медицинские, особенно должность воспитателя детского сада.
Если женщины довольно успешно ведут борьбу, как с официальными запретами на профессии, так и с предрассудками (согласно тому же исследованию ФОМ женщины в 4 раза чаще занимаются «не своим» делом, чем мужчины), то мужчины на этом фронте капитулируют без боя, причем это касается и занятий, которые не считаются обществом «позорными» для них (например, кадровое дело и бухгалтерия). Программы стимулирования занятости женщин в «мужских» профессиях (к которым почему-то относят и отечественную науку, где женщины составляют 43% сотрудников, 41% кандидатов наук и 25% докторов наук) в России существуют и на различных уровнях поддерживаются государством. Ни одной программы по стимулированию занятости мужчин в «женских» профессиях нет не только у нас, но и на гендерно озабоченном Западе.
Упомянутый выше опрос выявил еще одну любопытную деталь: не только 12% женщин, но и 7% мужчин считают, что подвергались на работе половой дискриминации. Эти данные несомненно занижены хотя бы уже потому, что 3% опрошенных не смогли определиться, а 13% отказались отвечать (в том числе 17% женщин и 8% мужчин).
Традиционно «мужским» считается самый тяжелый и опасный труд. Мужчины чаще гибнут на работе, чаще получают производственные травмы и заболевания. Если в целом женщин среди российских инвалидов больше (6,9 млн. против 5,2 млн. мужчин), то в числе «производственных» инвалидов мужчины составляют три четверти.
В обществе распространен миф, будто высокий травматизм у работников-мужчин связан с повальным пьянством. Однако, статистика Роструда — отнюдь не самой благосклонной к работникам организации — неумолима: за период с 2014 по 2017 год только 3,38% смертей на производстве были связаны с алкогольным или иным опьянением.
Что заставляет мужчин рисковать жизнью и пахать на износ? Главная причина — необходимость содержать семью. Несмотря на десятилетия советской власти с ее культом женщины-работницы, в российском обществе бытует традиционное представление о гендерном разделении хозяйственных ролей в семье: женщина — в основном домработница и воспитатель, мужчина — в основном добытчик и кормилец. В современных условиях это породило чрезвычайно распространенное представление о том, что в паре мужчина непременно должен финансово превосходить женщину. Российские женщины в большинстве своем не боятся много зарабатывать и стремятся к этому (хотя к успеху приходит меньшинство), но желают, чтобы их супруг непременно приносил в семью больше денег, чем они.
Российский мужчина - «глава» семьи и... ее рабочая лошадка
Как влияет на мужчин постоянная необходимость поддерживать семейный кошелек толстым?
Екатерина Асташина, врач-психиатр
Мужчина должен зарабатывать много денег, при том если его жена или девушка тоже зарабатывают, то он непременно должен зарабатывать больше. При том свои заработки он непременно должен вкладывать в жену/ девушку/семью, а иначе зачем он тогда вообще нужен? Вот вам и психологическое давление! Не все мужчины могут из-за массы причин зарабатывать много. И что же им делать, когда общество и пассия постоянно будет давить тем, что кое-кто в жизни не состоялся, что кое-кто бриллианты не покупает и даже в ресторан не водит?
Мужчина должен обладать всеми маскулинными чертами характера: сильный, ловкий, упрямый, своенравный, рассудительный, умеет принимать рациональные решения, хладнокровный, воинственный, не должен проявлять эмоций, должен уметь решать все проблемы (и свои и чужие) и вообще и жнец, и швец, и на дуде игрец. А что вот делать, если ты не такой? А масса мужчин полностью противоположны данному психотипу. Из этих черт характера стереотипно вытекают "мужские" профессии и хобби. Мы часто слышим:"Это не мужское дело!" Что делать такому мужчине, если он не соответствует общественным понятиям и не выписывается в эту гендерную систему? Давление в Российском общество по этому поводу довольно сильное, что порождает психологические проблемы.
Замечали типичные российские семьи? Какую роль там играет мужчина? Воспитанием он, как правило, особо не занимается, а если занимается, то, отец служит неким "карателем". Мать, которая не может договориться с ребенком часто говорит фразу:"Все отцу расскажу". Папа это главная инстанция! Папа бьет кулаком по столу! Папа знает, как правильно! (даже если папа несет полную чушь). Считается, что мужчина всегда должен принимать решение. Но почему? Куда столько ответственности? А как отцов порою выставляют в этих же семейных отношениях? Отец это что-то очень криворукое, отца с детьми оставить нельзя, а то приедешь, а дети ходят чумазые, папа кормит их дошираком и вообще папа научил только плохому! Поэтому пусть папа дальше ходит зарабатывает деньги и принимает решения! Вообще, кстати, воспитательная тема всегда считается сугубо женской, но почему? У меня есть знакомый мужчина, который работает воспитателем в садике. Знаете, как от него шугаются многие мамочки? Мамочки думают, что чужой мужчина это вообще существо априори агрессивное и опасное, а еще, как и любой мужчина безответственное и криворукое. Мужчина может взять декретный отпуск, но часто ли мужчины его берут?
Семья предлагается российскому мужчине в качестве суррогата самореализации и декларативного индикатора социальной успешности («кормил жену, поднял детей»). Однако, дети «поднимаются» в мир неустроенности, где им, как правило, предстоит повторить судьбу родителей, то есть опять разыгрывать «естественные» семейные роли и жить «ради детей». Круг замыкается.
Анна Карнаева, студентка
Отцы имеют номинально равные, но фактически меньшие по сравнению с матерями права на ребёнка. Правовой обычай диктует оставлять при разводе детей с матерью, при этом отцу крайне тяжело поддерживать общение с ребёнком, если бывшая супруга против. Отец рискует превратиться в "воскресного папу" для собственного чада. По моему мнению, более справедливое решение - обязать родителей заботиться о ребёнке поочерёдно. Кстати, таким образом решилась бы наболевшая проблема выплаты алиментов как для матери, иногда вынужденной "выбивать" их в судебном порядке и при этом тратить свои силы на воспитание детей в одиночку, так и для отца, знающего, что теперь он расходует средства только на своего ребёнка, а не на кого-то другого.
Бывают очень неприятные случаи, когда раскрывается подложное отцовство. Общество это по-настоящему ужасное для мужчины обстоятельство оправдывает словами "не тот отец, кто родил, а тот кто воспитал". При этом "доброжелатели" почему-то забывают, что чувствует мужчина, узнав, что много лет он вкладывался в результат неверности своей жены, и как ему теперь с этим жить. Обязательный днк-тест на отцовство сразу после родов предотвратил бы и обман со стороны женщин, и страдания детей, недоумевающих, почему любимый папа вдруг ушёл из семьи и ни с того, ни с сего прекратил с ними общение. И верные жёны не обижались бы недоверием со стороны мужа, потому что тест приравнивался бы к рядовым обязательным анализам. К верным женщинам будет больше доверия, что в целом поможет гармонизировать семейные отношения.
Алексей, 33 года, предприниматель
Детей в 99% случаев отдают матери, даже если ресурсов по обеспечению детей у нее намного меньше чем у мужчины, и характеристика на жену не самая лучшая. В России большинство судей - это женщины. И я думаю что они выносят свои решения, руководствуясь больше эмоциями, а не разумом. “Ну как можно отобрать ребенка у женщины, и оставить с мужчиной, или как можно дать ей строгое наказание, она же мать!”. В общем творят, что хотят. И такая несправедливая практика работы судей никак не контролируется. Практически невозможно оспорить решение, и как то наказать судью за несправедливость. Также плохо обстоят дела с отцовством, везде только и слышно, что “мать и ребенок”, комитет матери и ребенка, материнский капитал и т.д. Нет хорошей пропаганды отцовства. И в обществе укореняется понятие, что семья - это и есть “Мать и ребенок”. А отец для ребенка - это какой-то странный человек, который по судебному решению приходит видеться с ребенком раз в неделю на два часа.
Пресловутая роль «главы» патриархальной семьи для лишенного юридических привилегий мужчины теперь сводится к наличию экономического «кнута» и физической силы. Выше уже показано, что кошелек для семейного мужчины служит скорее не кнутом, а уздой или даже удавкой. Что касается фактора «кулака», то и с ним не все так уж однозначно.
Полемика о семейном насилии, вызванная принятием закона о декриминализации побоев, показала, что стороны дискуссии не стесняются манипулировать статистическими данными и результатами соцопросов, а часто просто искажают или прямо фальсифицируют их. Согласно версии некоторых радикальных феминисток в большинстве российских семей царит тотальный мордобой: мужья и отцы днями напролет почем зря лупят жен и детей. Поборники возвращения в «потерянную Россию» уверены в обратном: в российских семьях царит мир и благолепие. Кто прав? Ни те, ни другие.
Масштабы домашнего насилия в России очень велики, но реально оно имеет место в меньшинстве семей. До закона о декриминализации побоев МВД ежегодно регистрировало десятки тысяч женщин, пострадавших от семейного насилия различной степени тяжести. Даже если предположить, что заявление писала лишь одна женщина из ста пострадавших, то речь может идти только о миллионах семей, а не о десятках миллионов.
Между тем, в 2018 году Институт проблем правоприменения при Европейском университете провел исследование, по результатам которого оценил латентную преступность в России как восьмикратную. Округлим даже до десятикратной, и окажется, что женщин и детей бьют лишь сотни тысяч из десятков миллионов российских мужчин, то есть распространенность этого преступления среди них не выше, чем любых других правонарушений.
Принятие закона о декриминализации побоев привело к росту обращений с заявлениями о домашнем насилии: в 2017 году суды рассмотрели 161 тысячу таких дел в административном порядке и признали виновными 113 тысяч человек. Если учесть, что ранее побои составляли половину от всех зарегистрированных случаев семейного насилия, то наблюдается пятикратный рост. Правозащитники бьют тревогу: мужчины ощутили безнаказанность и распоясались! Я считаю иначе: женщины стали чаще обращаться в суды за защитой потому что теперь их мужьям не грозит уголовная ответственность, чреватая судимостью и потерей кормильца семьи. Позволю себе процитировать одну из статей «Вестника бури» за 2016 год, посвященную проблеме побоев:
«Избиения женщин мужьями в судах рассматриваются довольно часто. Многие из частных обвинительниц, однако, не преследуют цели реально привлечь мужа к ответственности, а рассматривают заявление в суд как очередную меру усмирения бузотера. Из беседы с такой заявительницей, матерью троих детей, я узнала, что она пришла к судье «привести мужа-алкаша в чувство», но намеревается примириться с ним поскольку любая мера наказания лишь повредит бюджету семьи. Развод ее тоже не устроит ибо без присмотра муж просто сопьется окончательно и никаких алиментов от него не дождешься. И вообще муж ее человек добрый и отличный отец детям пока не срывается в очередной запой. Особенно женщина отметила, что даже в состоянии пьяного угара он, «офингалив ей лицо как свеклу», «пальцем никогда не трогает детей». Последнее обстоятельство является решающим для сохранения брака этой глубоко несчастной, в 40 лет выглядящей на все 60, женщины».
Закон о декриминализации побоев при всех своих минусах позволяет нам оценить реальные масштабы домашнего насилия в России — сотни тысяч женщин и детей в год. И это не «мало», как кажется некоторым, а много, ужасно много. Но верно и другое: представление о типичном российском мужчине, как домашнем диктаторе, абсолютно неверно. Большинство мужчин не дерется в семье. За исключением некоторого количества психически нездоровых лиц и патологических садистов домашнее насилие в основном удел мужчин, опустившихся или опускающихся на социальное дно — главным образом, уголовников, алкоголиков и наркоманов. То есть причины домашнего насилия лежат в социальной, а не половой плоскости.
Итак, насильственное господство в семье, которое якобы компенсирует мужчине социальную приниженность и необходимость прилагать повышенные трудовые усилия, на деле представляет собой такую же иллюзию, как, например, «честные выборы». То есть оно бывает, но для большинства мужчин неактуально.
Маскулисты, впрочем, идут дальше, и заявляют, что мужчина также нередко является жертвой домашнего насилия. В России подобные явления исследуются неохотно и воспринимаются обществом юмористически, но статистика немецкой полиции шокирует: в 17,9% случаев домашнего насилия в 2018 году пострадавшей стороной оказались мужчины. В Баварии даже приняли специальную программу, направленную на защиту мужчин от домашнего насилия.
На пространстве бывшего СССР в последние годы лидером в борьбе с домашним насилием против мужчин стала Беларусь. В стране действует полторы сотни кризисных центров, часть из которых работает и с мужчинами, включая и мужчин, ставших жертвами насилия со стороны членов семьи женского пола. Белорусские психологи пытаются преодолеть табу на обсуждение темы женского насилия против мужчин и в первую очередь помочь самим мужчинам осознать, что защиту от женского насилия следует искать в суде, а не в ответных актах агрессии, что подать заявление на жену не стыдно.
Владимир (имя изменено), 35 лет, психолог силовой структуры (Беларусь)
Сам я этой темой сейчас не занимаюсь, но практику после вуза проходил в кризисном центре, какое-то время работал по ней и часто общаюсь с коллегами, работающими с жертвами домашнего насилия, знаю насколько болезненные вопросы всплывают. Это такая рана, притронешься — ой как заболит!
У милиционеров в голове четкая установка, что в домашнем конфликте всегда муж бьет жену. Обратные случаи кажутся анекдотом. Ничего смешного, между тем, тут нет. В целом, женщины менее склонны к насилию, но способны на него.
Подчеркиваю: я говорю о физическом насилии, о запрещенных законом побоях. Психическое насилие, манипулирование через детей, и прочее такое оставляем за скобками.
Итак, во-первых, тема домашнего насилия не исчерпывается связкой «муж — жена». Есть случаи насилия молодых женщин против пожилых родственников мужского пола. Или, наоборот, властная бабка лупит внука.
Потом, пьющие женщины. В состоянии опьянения и под влиянием регулярного употребления спиртного женщины способны на жестокое насилие в отношении детей и партнеров.
Затем, я наблюдал, что некоторые женщины считают, будто у них есть право безнаказанно наносить легкие побои партнеру. Вот реальный был случай: жена отвешивала мужу пощечины, чисто символические. Однажды он ее ударил за это. Я ей говорю: вы знаете, что в позапрошлом веке за пощечину убивали, это было тяжкое оскорбление? Она оправдалась тем, что она женщина, ей можно такое, тем более, что вреда здоровью нет. То есть она искренне считает, что женщине можно бить «своего» мужчину, главное, знать меру. Конечно, это своеобразный пример, но посмотрите на устный фольклор, на юмористику. Тема «жена колотит непутевого мужа» вызывает у публики одобрительный смех. Или свадебное напутствие «бей мужа чайником — станет муж начальником». Выглядит забавой, только разве мы засмеемся, если мужу на свадьбе дадут совет чаще бить жену?
Существует социальная санкция на женское насилие против мужчин. Важно добиться понимания, что домашнее насилие в отношении мужчин столь же неприемлемо, как и насилие в отношении женщин.
Можно спорить о масштабности женского насилия против мужчин, но невозможно отрицать, что законодательство России и других стран прямо предусматривает льготы и привилегии для женщин, совершающих уголовные преступления, в том числе тяжкие и особо тяжкие. Убивать и калечить в России дешевле, родившись женщиной.
«Мы в России за женские привилегии...»
Это знаменитое высказывание одиозного вице-спикера Госдумы Ирины Яровой как нельзя лучше характеризует ситуацию, когда общественную опасность преступника определяют не только фактическая сторона правонарушения и данные о личности его виновника, но и его пол. Образцовым примером вопиющего гендерного неравенства стало дело Ольги Смаглюк.
В 2016 году секретарь суда (!) из Омска Ольга Смаглюк выступила инициатором, организатором и соисполнителем жестокого тройного убйства беззащитных спящих мужчин, вина которых состояла в словесных оскорблениях в ее адрес. Преступление она совершила в соучастии со своим сожителем Дмитрием Астафьевым. Несмотря на решающую роль Смаглюк в преступлении (она уговорила сожителя отомстить за нее и лично убила одного из троих), суд приговорил Смаглюк к 11 годам колонии общего режима, а ее подельнику определила 21 год колонии строгого режима. Половая принадлежность Смаглюк позволила ей получить огромную «скидку» по статье, которая вообще-то предусматривала пожизненное лишение свободы.
Впрочем, пожизненный срок Ольге Смаглюк не грозил. По закону в России даже настоящие изверги не подлежат высшей мере наказания, если их пол - женский. Дарья Переверзева в 2014 году организовала убийство собственной матери, брата-подростка и двух малолетних сестер, ради единоличного получения значительного наследства. Приговор — 16 лет. Исполнитель преступления — ее жених - получил при этом пожизненный срок.
Корни криминалистического представления о том, что при совершении преступления семейной парой или парой любовников основная ответственность всегда ложится на партнера-мужчину, тянутся из средневековой юстиции, определявшей согласно христианским канонам мужчину, как главу и хозяина семьи. Несправедливость такого подхода отмечена еще классиками литературы 19 века. Так, в романе Диккенса «Николас Никльби» безвольный мистер Бамбл является орудием преступления в руках своей энергичной супруги, при этом по ходу повествования получает предупреждение, что закон все равно сочтет главным виновником именно его, так как муж юридически имеет власть над женой.
Формальная власть мужа над женой давно осталась в прошлом, но неравное отношение к преступлениям мужчин и женщин сохранилось. Даже действуя одна и совершая самое мерзкое преступление, современная женщина может быть уверена в назначении ей более мягкого по сравнению с мужчиной наказания. В 2018 году Елена Каримова хладнокровно и запланированно убила и сожгла двоих собственных малолетних детей. Суд приговорил ее к 19 годам лишения свободы. В том же году за аналогичное спонтанное «пьяное» убийство пятилетнего пасынка забайкалец Владимир Пауков сел пожизненно. Лично я сильно сомневаюсь, что трезвая убийца Каримова, совершившая заранее подготовленное убийство, менее опасна для общества, чем алкоголик Пауков. Еще существует льготная статья 106 УК РФ, санкционирующая смягчение наказания за убийство матерью новорожденного ребенка. Общество просто расписывается в неспособности обеспечить нормальные условия деторождения и одновременно поощряет расправу над беззащитным человеком — младенцем — со стороны человека ему наиболее близкого и обязанного позаботиться о нем.
Дискриминирующие нормы в отношении мужчин пронизывают уголовное законодательство, что называется, и вглубь, и вширь.
Обязательные работы и исправительные работы не назначаются беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет. Мужчина действительно не может быть беременным, однако, поблажек не предусмотрено и для мужчин, имеющих детей, включая отцов-одиночек.
Условия содержания женщин в колониях несравненно лучше хотя бы уже потому, что они не подлежат помещению в колонии строгого и особого режимов, а также тюрьмы. Но помимо этого имеются и дополнительные льготы: неограниченные передачи, большая жилая площадь в камерах и бараках, мягкие в сравнении с мужчинами наказания за нарушения режима.
Мужчины тоже плачут… и протестуют
Каким бы непрошибаемым супергероем ни представлял «настоящего мужчину» патриархальный идеал, стресс от половой дискриминации серьезно отражается на мужской психике. Но говорить об этом в России не принято.
Екатерина Асташина, врач-психиатр
Если брать именно психические проблемы, то на данном фоне у мужчин часто могут развиваться невротические состояния и депрессии, но, в нашем обществе мужчина жаловаться не должен,а болеть неврозом и депрессией вообще вещь в нашем обществе надуманная:"Ты грустишь, потому что тебе делать нечего". Как мужчина будет решать эти проблемы? Наркотиками, уходом из семьи, водкой, инсультом! А потом женское общество скажет, что мужики козлы. Как удобно, правда? Многие мужчины не выдерживают столько "ты должен, ты ж мужчина", но общество на это говорит:"Фу, не мужик, а тряпка!". Почему только в свободном обществе нельзя быть тряпкой, если ты вдруг этого хочешь, мне до сих пор не ясно.
Мне кажется, что всему виной наше воспитание, до сих пор большое количество людей воспитываются типично, как девочки или мальчики. Мама и папа сразу с детства прививают порою очень ложные и странные убеждения:"ей можно плакать, потому что она девочка, а вот тебе нельзя, потому что ты мальчик", "ей можно капризничать, а тебе нет, потому что ты мальчик", "тебе можно разбивать коленки в кровь, ходить на бокс, освоить стрельбу из ружья, а девочкам, пожалуйста, кукольный домик и платья!". Я, конечно, утрирую, чтобы предельно ясно передать мысль, но мы и так все понимаем, что гендерные разделения до сих пор не вышли из привычки и порою это очень плохо. Сейчас, конечно,тенденция начинает снижаться, молодое поколение уже перенимает другие черты воспитания и понимания мира, но, увы, это даже не большинство. Слыхали о семьях, где мальчику говорили, что заниматься дизайном, рисованием или музыкой - баловство и не мужское дело? Такое поведение родителей надо пресекать на корню, надо, чтобы родители понимали, что они растят в первую очередь не половую принадлежность, а человека. Если ребенок будет воспитываться без лишней шелухи в голове и вырастет здоровой индивидуальностью. А здоровой личности даже при наличии стереотипного гнета и в голову не придет чему-то там соответствовать.
Если мужчина, который рос в такой системе много лет и, вдруг, понял, что не справляется, можно и нужно обратиться к психологу или психотерапевту. Многие мужчины действительно могут не выдерживать вал патриархального гнета хоть и сами могут это отрицать. Мужчины вообще реже всего ходят на психотерапию и к психологу, меньше следят за своим здоровьем, потому что тыжмужику делать все эти "бабские" вещи совсем не интересно. Поэтому, хотелось бы, чтобы мужчины перестали стесняться быть иногда слабыми, больными, грустными и решали эти проблемы действительно более рациональным путем.
\Еще конечно, чтобы решить проблему любой дискриминации, нужно менять общественное самосознание. Вопросы толерантности в российском обществе воспринимаются остро и не совсем доброжелательно. Обществу действительно нравится игра в сильных мальчиков и слабых девочек. Чтобы понять что-то о вопросах дискриминации и вообще любых социальных проблемах, нужно обладать высоким интеллектом, колоссальным уровнем самосознания и рефлексией. В российском обществе многие до сих пор убеждены, что мальчику нельзя носить розовое, что мужчина не может делать маникюр или педикюр (сразу же отсылка к гомосексуальной ориентации), большинство женщин убеждены, что их муж или партнер обязательно им изменит. Хотите проводить просвещение в таком обществе? Как по мне это метание бисера перед свиньями Но, думаю, что все впереди и мир, мое поколение уже пытается отказаться от гендерных ролей, а значит будут воспитывать своих детей в более здоровой атмосфере.
Маскулисты, однако, не уповают на смену поколений и не намерены дожидаться, пока изменения в обществе произойдут автоматически. В различных странах мира движения в защиту мужчин создают особые политические партии, либо пытаются навязать свою повестку уже существующим и популярным организациям, в основном консервативного и клерикального толка. В России функционирует широкий спектр структур, позиционирующих себя, как созданные в защиту мужчин. Одна из них, откровенно правое «Мужское государство», не так давно была объявлена экстремистской, ее создатели и участники подверглись судебным преследованиям.
Другие организации маскулистов устройству военных лагерей и планам «патриархальной революции» предпочитают легальную общественную активность и участие в выборах.
Алексей, 33 года, предприниматель
Люди с нестабильной психикой есть везде. И среди феминисток и среди мужских объединений. Некоторые скатываются в откровенное женоненавистничество, тем самым компрометируя мужское движение. Таких слушать не надо, адекватные сторонники за цивилизационный разговор с обществом и властью.
Нужно идти в политику, и вести информационную агитацию, доводить до общества, что у мужчин тоже есть проблемы. Этим сейчас и занимается мужское движение. За последние несколько лет, оно очень сильно выросло, и обрело очень много сторонников - это радует. Еще 5 лет назад, все мужское сообщество ограничивалось только различными статьями на сайтах, форумах и в соц. сетях. Сейчас же мы постепенно выходим в реал, все сторонники и активисты мужского движения постепенно объединяются в одну общую силу, проводятся общие собрания, и различные митинги в защиту прав мужчин. Также у нас уже есть свой зарегистрированный кандидат в Московскую городскую думу Матвеев Сергей. С программой:
1. Введение обязательной отчетности по тратам алиментов.
2. Одинаковые алименты для обоих родителей.
3. Ответственность за противоправное ограничение родительских прав.
Также имеются мысли о создании своей партии “Мужское движение”.
Упомянутый Сергей Матвеев баллотируется в Мосгордуму от национал-консервативной партии «Родина», когда-то основанной известными политиками Рогозиным, Глазьевым и Бабуриным, а теперь руководимой депутатом Госдумы Алексеем Журавлевым. Красная звезда на логотипе — наследие из времен, когда «Родина» конкурировала с КПРФ на ниве «патриотической» социал-демократии — не мешает партии именовать себя Национальным фронтом, проповедовать «новое русское будущее» и быть «последовательным и надежным союзником Президента России Владимира Путина». Как сочетается у Матвеева требование ликвидации юридической дискриминации мужчин с поддержкой Путина, который подписал многие из дискриминационных законов (например, вот такой), не совсем понятно, вернее, не понятно совсем.
На левом фланге российской политики мужскими проблемами интересуются только карликовые (даже по меркам левых движений) и откровенно фриковые кружки вроде «Антифеминистского левого фронта» с его призывами к сексу по талонам. Серьезные партии и организации оставляют эту тему без внимания, кивают на коммунизм, как способ «автоматического решения», а то и вовсе занимают агрессивную антимаскулистскую позицию, мотивируя ее… правыми взглядами сторонников мужских движений.
Александр, 39 лет, историк, учитель физкультуры и труда
Политикой я активно не занимаюсь, но симпатизирую социализму. Я бы приветствовал левый поворот к мужской проблематике. Сейчас ситуация напоминает ту пору, когда коммунисты отрицали необходимость заниматься национальным вопросом среди рабочих и оставляли его на откуп этническим лидерам и племенным вождям. Дискриминация мужчин существует реально, уже сегодня волнует сотни тысяч российских мужчин и женщин, между прочим. Завтра будет волновать миллионы. Если левые силы не займутся ее изучением и искоренением, она, как и национальный вопрос, будет питательной средой для шовинизма и клерикализма. Думаю, левые феминистки могли бы первыми протянуть руку маскулистам и, вступив в борьбу за права мужчин, нанести консерваторам сокрушительный удар. Сказать «нет» попыткам стравить трудящихся по половому признаку - это был бы сильнейший ход.
Готовы ли российские левые включиться в движение за права мужчин и вырвать его из-под влияния правых? Вопрос остается открытым.