«Матриархат в России» — звучит как издевательство, но есть люди, которые на полном серьёзе говорят: мужчины массово угнетены женщинами. Откуда взялась идеология маскулизма, почему она набирает популярность и почему постоянно скатывается в около-нацизм? На эти вопросы отвечают Катерина Андреева и Rudy Meinhof.
Звериный оскал национал-патриархата
Возможно ли равноправие мужчины и женщины? Этот гендерный вопрос продолжает беспокоить умы некоторых людей. В жарких спорах участники разделились: одни пытаются доказать равенство мужчин и женщин, другие же опровергают его.
В дискуссиях участвуют люди самых разных убеждений. Среди особо выделяющихся - убежденные сторонники господства мужчины над женщиной. В своих идеях они совмещают и средневековый сексизм, и радикальный национализм.
Казалось, кто в современном мире станет всерьез воспринимать такую идеологию? Однако возникло целое движение, поддерживающее эту дискриминацию. Имя этому франкенштейну от идеологии — национальный патриархат.
ПРИЧИНА ПОПУЛЯРНОСТИ
Своим рождением национал-патриархат во многом обязан неверному толкованию человеческой истории. В понимании теоретиков патриархата история — это война полов. В ней глупые, но хитрые женщины стремятся захватить ресурсы умных, но наивных мужчин.
Как видят патриархат его нынешние сторонники? Цельное понимание концепции найти едва ли возможно. Связано это с тем, что движение его защитников - маскулистов, не является однородным. Да и теоретический уровень большинства адептов патриархата остается низким. Потому, за неимением большего, остается привести в пример их скудную формулировку:
“Патриархат - правильное разделение ролей мужчины и женщины в обществе”
Здесь и раскрывается одна из наиболее типичных их черт — это грубое и безграмотное биологизаторство. Маскулисты будут со всех сил ссылаться на устаревшие и опровергнутые исследования об “альфа-самцах”. Станут игнорировать исследования, которые утверждают, что разница между конкретными индивидами в итоге сильнее межполовых различий.
В мире национал-патриархата есть только самцы и самки с непобедимыми инстинктами. И побороть эту человеческую природу практически невозможно.
Поэтому и надо женщин держать в оковах патриархата — только так можно усмирить их распутную, корыстную природу.
Для современных маскулистов патриархат - утопия, идеальное или близкое к нему общество. В этой утопии сильные и волевые мужчины, подобно атлантам, держат на своих плечах благополучие мира.
Разница с другими утопиями лишь в том, что патриархальная утопия находится не в будущем, а в прошлом. А для того чтобы вернуть свою утопию и “правильно разделить роли мужчин и женщин” сторонники патриархата пытаются опереться на два общественных столпа: семью и нацию.
СЕМЬЯ
Сторонники патриархата считают современное общество и семью больными женоподобностью. Виной тому стали сами женщины, которые вместо выполнения своих функций стали лезть в “мужские” занятия — науку, политику и искусство. А готовить и воспитывать детей женщины разучились. В этом их также упрекают маскулисты:
“Глупо давать девушкам право работать, если они все равно садятся на шею мужчин. Идеальная сидит дома, варит борщ, ухаживает за детьми и стирает твои портки".
Но если обобщить все частные возражения маскулистов, общая картина станет ясна: женщины больше не считают своей главной задачей удовлетворение чувств мужчин. И это задевает собственнические чувства маскулистов.
Патриархальная система уготовила женщине возможность воспитывать детей и ухаживать за домом. Все по канонам Домостроя. Это патриархи называют гордо — хранительница домашнего очага. И по мнению патриархов, эта грубая иерархия абсолютно нормальна. Для маскулизма она попросту естественна. Идеолог “Мужского Движения” Олег Новоселов пишет:
«Не надо обманываться некоторым внешним сходством, тем, что женщина тоже умеет разговаривать и тем, что оба они называются людьми. Между человеческим мужчиной и самцом льва гораздо больше сходства, чем между мужчиной и женщиной»
Идеология патриархата прямо говорит: женщина неполноценна. Потому и отношение к ней должно быть соответствующим. И несмотря на то, что труды Олега Новоселова и его сторонников разбиты профессиональными учеными, ему продолжают верить.
Развивая свой аналог расовой теории, маскулисты пытаются доказывать свою правоту с помощью науки. Под видом исследований публикуются зачастую выдуманные истории с единственной целью — прикрывшись наукой, оправдать свою идеологию.
Видя с каким энтузиазмом критикуются женщины, можно подумать, что патриархат одновременно выступает стеной солидарности по отношению к якобы угнетенным мужчинам. В действительности же маскулисты открыто презирают часть мужчин за их “мягкотелость и желание быть под женским каблуком”. Даже термин отдельный придумали — бабораб.
Вспоминая неугодных мужчин, наиболее радикальные маскулисты и вовсе изобретают фантастические биологизаторские теории. Согласно одной из них, все половозрелые женщины являются носителями опасного грибка. Этот паразит не только разрушает мозг носительниц, но и способен заражать мужчин. И атакованные грибком мужчины неизбежно превращаются в баборабов.
В итоге, выступая защитниками семьи, маскулисты на деле выступают за ее разрушение. Ведь для построения своей утопии из прошлого им требуется уничтожить современный институт семьи, ведь она “матриархальна” и якобы угнетает мужчин.
Промахнулись маскулисты и со своей ролью “освободителей”. Их патриархальная альтернатива диктует и мужчинам и женщинам как правильно вести отношения. Где же здесь освобождение и возможность самостоятельного выбора?
НАЦИЯ
Женоненавистники не стали ограничиваться критикой одной лишь семьи. Ведь патриархальные ценности должны быть везде - не только дома, но и в любых общественных институтах.
Изобретать свою политическую программу с нуля слишком сложно. Гораздо проще использовать уже имеющиеся идеологии в угоду своим интересам. Именно такой простой дорогой и пошел маскулизм. Долго искать благую почву для средневековых ценностей не пришлось - вспомнили о национализме.
Правозащитный центр “Сова” считает связь патриархата с ультраправыми идеями закономерной. Как и маскулисты, правые радикалы также ратуют за воссоздание консервативных порядков, где женщине будет отведена вторичная роль.
Для придания веса словам, маскулисты и националисты обращаются к античным текстам. Американский классицист Донна Цукерберг подтверждает:
“Крайне правые сообщества, идеологически связывающие себя с Европой, все чаще используют символику, тексты и исторических деятелей древней Греции и Рима для придания культурного веса их реакционному видению идеальной белой мужественности”.
Для патриархов эпоха античности — идеальная форма общественного устройства. Ведь там женщина действительно была фактически отодвинута на второй план. Ни о каком равноправии тогда не было и речи. Но кого волнует, что к современному обществу неприменимы законы и нормы тысячелетней давности? Патриархат грезит историческим реваншем.
В прошлом это уже воплощалось в реальность. Яркий пример — “Школа подготовки жён” в нацистской Германии, где готовили образцовых невест для “истинных арийцев”. Они не учились в университетах, не работали на производстве. Зато осваивали светские манеры и учились держать свое тело в красивой форме. Не об этих ли временах мечтают современные маскулисты?
Вслед за националистами женоненавистники перенимают не только восхищение от великого прошлого. Перенимается и неприязнь контактов с “чужаками” — людям другой национальности или культуры. Лидер сообщества “Мужское государство” Владислав Поздняков открыто говорит:
“Я против расового смешения. В мультикультурализме нет ничего хорошего: он уничтожает нации, уничтожает их культуры, превращает мир в один сплошной компот”
Однако иностранцы, стремящиеся превратить нацию в “компот” — далеко не самое страшное. Гораздо больше ненависти у национал-патриархата вызывают женщины, которые были замечены с приезжими. Таких девушек даже оскорбляют, используя сугубо националистический жаргон – называя “чернильницами” и предательницами нации.
Отличающиеся особенно неприкрытым национализмом, сторонники “Мужского государства” нашли вполне удобную объяснительную модель, почему славянские девушки “предают нацию”, вступая в контакт с иностранцами:
“На русских издревле с завидной регулярностью нападали и совершали набеги, это происходило всю нашу долгую историю. На захваченных территориях женщинам ничего не оставалась делать, как раздвигать ноги перед победителями, это в принципе естественно по законам природы, когда самка отдается более сильному самцу. И вот на протяжении многих столетий вывелась порода женщин, которые уже на подсознательном уровне раздвигают ноги перед инородцами.”
Другие женоненавистники хоть и не выдвигают таких теорий, но и не выступают против высказываний, насквозь пропитанных евгеникой и расологией.
ОТ СЛОВ К ДЕЛУ
Они проводили свой досуг, стреляя из пневматики по бутылкам и изготавливая “коктейли Молотова”. Встречи сопровождались обсуждением ненависти к женщинам и кавказцам. Вскоре стрелков задержала полиция. Так закончилась история Хабаровской группы националистов-женоненавистников.
Хабаровский инцидент показателен. Идеологическая база национал-патриархата на практике оказалась хорошей платформой для объединения ультраправых. Причем для кооперации достаточно было лишь почитать в Интернете посты “Мужского государства”. Этого хватило для создания подпольной ячейки.
Нельзя точно сказать на что способны такие группы женоненавистников и расистов. В крайних случаях это доходит до открытого терроризма. Однако если не сгущать краски, станет ясно: значительная часть радикалов на деле ограничится борьбой полов и наций комментариями в сети.
В Интернете практика женоненавистников заключается в откровенной травле феминисток и противников национал-патриархальных идей. В ход идут примитивные оскорбления и обсуждение внешности жертвы. Травля болельщиц на Чемпионате Мира 2018 года или высмеивание мертвой студентки Татьяны Страховой – прямая демонстрация человеконенавистничества на практике.
И когда одни борцы за мужское господство выбирают конспирацию или вообще остаются дома, другие, напротив, демонстративно показывают обществу свое присутствие.
Активисты устраивают открытые собрания, участвуют в оппозиционных митингах. Не обходят борцы стороной и своих главных идеологических оппонентов – радикальных феминисток. Совместно с националистическими организациями совершаются нападения на феминистские акции, срываются заседания и семинары женщин.
Пристальное внимание к феминизму объясняется просто. Маскулисты считают, что он борется против мужчин:
“Неофеминизм все чаще и агрессивней посягает на права мужчин, фактически являя собой мужененавистическую идеологию, подрывающую основы традиционной семьи и здорового общества”
Свою же агрессию маскулисты воспринимают как попытку защитится и ответить современному феминизму. Ирония в том, что когда дело доходит до практики, национал-патриархат очень похож на современных радикальных феминисток.
Маскулисты изо всех сил пытаются защитить мужское население от цепких лап матриархата. В свою очередь феминистки видят почти в каждом мужчине потенциального насильника и угнетателя, о чем стараются погромче кричать. Этот абсурд в совокупности с неспособностью видеть и решать действительные проблемы роднит казалось бы противоположные стороны.
БЕЗ БУДУЩЕГО
Стояния на митингах и оскорбления в Интернете не дают мужским движениям ощутимой поддержки извне. Даже среди людей консервативных взглядов радикальный маскулизм непопулярен. А заявления о расовой гигиене, биологическом несовершенстве женщин и дрессированных мужчинах-рабах так и останутся просто криками группы маргиналов.
Идеологическая ограниченность и жизнь в изоляции от реального мира ставит крест на маскулизме как серьезном движении. Мечтам его адептов о построении национал-патриархата также не решено сбыться. И все же это маргинальное движение не стоит списывать со счетов.
Основной вред маскулизма не только в попытках пропагандировать национализм и женоненавистничество. И не в том, что в критические моменты идеологи патриархата могут успешно транслировать свои идеи в массы. Национал-патриархат уводит недовольных от решения настоящих проблем в бесполезную “войну полов”. Тем самым маскулизм еще больше отдаляет наступление настоящего полового равенства.