Попытки построить коммунизм в отдельно взятом поселении не оставляются человечеством с тех самых пор, как люди отошли от первобытно-общинного строя. Одной из недавних и притом очень долгоживущих таких попыток стали кибуцы в Израиле. Насколько кибуцы следуют коммунизму в марксистском понимании, в каком состоянии находятся, и что ждёт их в будущем — об этом в статье Rudy Meinhof.
Израильские кибуцы. Хроники погибающей утопии
Коммуны принято считать в лучшем случае явлением временным и неэффективным. А в худшем — несбыточной утопией. Якобы без жесткого государства люди не способны эффективно организовать свою жизнь.
Однако это не совсем верно. Человеческая история богата на примеры успешной самоорганизации, просуществовавшей не один десяток лет. Одним из примеров такой модели являются израильские кибуцы.
МЕЧТА, СТАВШАЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ
Кибуцы первоначально возникли как идея в головах еврейской молодежи. Поселения, основанные на принципах внутреннего самоуправления, коллективного владения имуществом, равенством в работе и отдыхе - это была мечта и надежда на национальное возрождение.
Почвой для таких идей стала удачная комбинация двух концепций. С одной стороны, сионизма и библейских принципов, с другой - утопического социализма. Голда Меир, ставшая впоследствии одной из известнейших женщин в Израиле, так говорила о своем отношении к социализму:
Я не знала, что такое диалектический материализм и кто, собственно, такие Гегель, Кант и Шопенгауэр, но я знала, что социализм — это демократия, право рабочих на приличную жизнь, восьмичасовой рабочий день и конец эксплуатации. И я понимала, что тираны должны быть свергнуты, но никакая диктатура — в том числе и пролетарская — меня не привлекала.
Кибуцы планировалось основать в Палестине, исторической родине евреев. Но перед отправкой будущие поселенцы проходили жесткий отбор, контролируемый Всемирной сионистской организацией. Для того чтобы отправится осваивать новые территории, недостаточно было обладать просто отменным здоровьем. Требовалась специальная подготовка, без которой поселенцы бы попросту не выжили. Но даже этого было мало. Ключевым фактором был моральный настрой и идейная подготовка поселенцев: ведь за изнуряющий труд они не получали никакого вознаграждения извне.
Условия жизни в первых кибуцах были на грани выживания. На выкупленных участках оказалась неплодородная почва, и на ее обработку уходили годы. Ко всему этому ощущался дефицит самых необходимых ресурсов. Питание было скудное и состояло в основном из прокисших каш, неочищенного растительного масла и консервов. Иногда доходило до того, что питьевую воду между людьми раздавали по чашкам.
Непростым для кибуцев было и соседство с арабами. Последние временами были враждебно настроены к евреям. К тому же кибуцы расположены вдали от городов, и рассчитывать в случае угрозы поселенцы могли только на самих себя.
Но все эти трудности не остановили евреев. Первое сельскохозяйственное поселение было основано уже в 1909 году. А к 1920 г. в 12 кибуцах насчитывалось более 800 человек. Через десять лет население 29 кибуцев составляло 3,9 тыс. человек.
ОСНОВЫ КИБУЦКОЙ ЖИЗНИ
В 1920-е годы член кибуца “Дгания” написал “Закон квуцы”. Этот свод не был законом в привычном понимании этого слова. Скорее, это была попытка описать и задать некий вектор развития поселенческого движения.
Правила кибуца
- общая обязанность трудиться;
- коллективный труд и самоуправление при распределении рабочего времени;
- коммунистическая жизнь при равных условиях жизни в квуце;
- равенство прав в хозяйстве и во всей жизни коммуны;
- обязанность каждого отвечать за свои поступки, внимание и чуткость к членам коллектива;
- дисциплина во всех сферах хозяйства и в общинной жизни;
- свобода каждого в том, что касается политики, религии, партии и т.д.;
- отказ от использования наемного труда в хозяйстве квуцы;
- общественное воспитание и питание детей до достижения ими возраста работоспособности;
- обеспечение по старости и неработоспособности;
- открытие для женщин новых сфер экономической трудовой деятельности;
- равная обязанность всех членов квуцы (мужчин и женщин) работать в домашнем хозяйстве (готовка, кухня, стирка и т.д.);
- проникновение членов квуцы в хозяйственные проблемы (объема хозяйства, его отраслей, образования и повышения квалификации);
- постоянное стремление к увеличению производства;
- расширение квуцы в рамках ее хозяйственных возможностей.
Но и эти правила могли иметь свои исключения. Например, в некоторых кибуцах отсутствовала практика общественного воспитания детей. Такое различие внутреннего устройства кибуцев связано с развитой системой прямой демократии. У кибуца не было единого центра, и многие элементы быта поселенцы решали самостоятельно.
В целом, поселенцы не придерживались какой то конкретной идеологии. Средний возраст основателей первых кибуцев не превышал восемнадцати лет. И уже по этой причине они не могли углубленно изучить идеи либертарного социализма и анархо-синдикализма, которым более всего симпатизировали. Пробелы в теории компенсировались практикой. Новые правила создавались в процессе труда и ведения общего быта.
С изменением количества кибуцев и численностью поселений видоизменялась и внутренняя организация. Однако существовали некоторые основы, которых были принципиальны и неизменны:
- Общность всего имущества
- Смена деятельности, постоянная ротация кадров
- Бесплатное потребление общественных благ
КИБУЦЫ И ГОСУДАРСТВО
Государство Израиль создано в 1948 году. Оно дало огромный толчок не только к объединению еврейского народа, но и к развитию кибуцев. Прежде всего была увеличены территории обрабатываемых земель. К тому же выданные участки оказались гораздо лучше приспособлены для ведения хозяйства. Новому государству кибуцы понадобились для решения собственных экономических и сельскохозяйственных проблем. И вскоре с помощью инвестиций в кибуцы Израиль добился своего. К 1960 г. доля кибуцев в общей стоимости сельскохозяйственной продукции составила 31%.
Экономическая поддержка государства серьезно помогла кибуцам, которые остро испытывали необходимость в материальной поддержке. Однако у этой помощи была и обратная сторона. Израиль воспринимал кибуцы как одну из своих сельскохозяйственных структур. Это шло вразрез с представлениями самих поселенцев. Основатели кибуцев считали себя пионерами освоения земель Палестины, и потому подчинялись Израилю с большой неохотой. Например, кибуцы негативно встретили программы по принятие в кибуцы новых поселенцев с семьями и без серьезных мировоззренческих убеждений.
Возникали и идеологические конфликты. Кибуцы изначально строились убежденными идеалистами на фундаменте левых принципов. В некотором смысле поселенцы рассчитывали, что Израиль как государство будет разделять левую риторику кибуцев. Но несмотря на то, что в политике Израиля долгое время доминировали сионистские рабочие партии, страна не стремилась перенимать “кибуцкий путь” развития.
Но идеологические несогласия не препятствовали экономическому сотрудничеству. Особенно популярны среди кибуцев были займы у государства. Пик займов пришел на 1980-е гг, когда кибуцы активно направляли средства для улучшения жизни своих членов. Однако резкое повышение реальных ставок займов поставило кибуцы в прямую зависимость от Израиля. Общая задолженность составила более 6 млрд долларов, и поскольку поселения не имели иного дохода кроме сельского хозяйства, выплатить такой долг они были не в состоянии.
Решением кризиса стало списание долгов, но это не прошло бесследно для многих кибуцев. Часть предприятий кибуцев были переданы Израилю, который стал менять политику ведения хозяйства. Одним из новшеств стало введение различной заработной платы для работников.
Вмешательство государства привело не только к тому, что кибуцы лишились прежней экономической автономии, но и к тому, что часть их поселений превратилась из коммун в обычные предприятия, функционирующие на рыночных принципах.
КИБУЦЫ И КАПИТАЛИЗМ
Изначально западные экономисты весьма скептично воспринимали идею кибуцев. В качестве аргумента приводилась концепция “экономического человека”, выведенная Адамом Смитом. Согласно этой идее, каждый человек стремится прежде всего к личному обогащению и совершает любые поступки, преследуя какую-либо выгоду. Какие материальные выводы преследовали поселенцы кибуцев? Экономически намного целесообразней было остаться в Европе. А если и переселяться, то остаться в крупном городе. Но чего уж точно нельзя назвать выгодным, так это бесплатно осваивать заброшенные земли в спартанских условиях.
Однако поселения были основаны. Ценой огромных усилий, но кибуцникам удалось превратить почти безжизненные земли Палестины в плодородные поля и цветущие сады. Концепция “экономического человека” здесь провалилась.
Изначально поселенцы негативно относились к капитализму как экономической модели. Целью кибуцного движения было построение бесклассового общества, основанного на равенстве в труде. И пускай эти устремления были локальны, на какой-то момент кибуцам действительно это удалось. Однако со временем вокруг кибуцев возник капиталистический мир в виде государства, торговых компаний и переселенцев из Европы с крупным капиталом. Так как полная изоляция была невозможна, кибуцы торговали с городами Израиля. Стремление к развитию вынуждало поселения все больше ориентироваться на рынок, и эта тенденция постепенно изменила экономический вектор части кибуцев.
Другой причиной в изменении курса стали разногласия в самих поселениях. Поселенцы все меньше верили в построение коммун, уделяя внимание более насущным вопросам вроде улучшения благосостояния. Еще одним поводом для разногласий стали споры о целесообразности следования идеям социализма. К середине 50-х годов у жителей кибуцев ухудшилось отношение к советской модели социализма, в связи с антисионисткой политикой СССР и поддержкой арабских государств. В странах социалистического лагеря также вспыхивали случаи бытового антисемитизма.
Следующим этапом стала “промышленная революция” в кибуцах. К 1973 году промышленные предприятия существовали в большинстве поселений. Тогда же массо стал практиковаться наемный труд, некогда запрещенный из-за убеждений первых поселенцев. Но постепенно стремясь повысить заработок и качество жизни кибуцы все больше ориентировались на производство товаров для торговли с зарубежными компаниями.
Процесс интеграции с капитализмом не останавливается и сегодня. Из 273 кибуцев более половины уже перешли на полностью рыночные отношения и приватизацию некогда коллективной собственности. Секретарь кибуца Дгания Шай Шошани объяснил рыночные реформы необходимостью:
“Можно сохранить этот миф и все лучшее, что его окружает и даже его развивать. Но чтобы сам этот миф выжил, необходимо было принять радикальное решение”
Можно ли сказать что рынок полностью интегрировал в себя некогда автономные коммуны? Трансформация коснулась не все поселения. Сохранились и традиционные коммуны, где все заработанные средства поступают в общую казну, и потом равномерно распределяются между участниками сообщества. Но сохранившие прежний уклад жизни кибуцы самоизолировались от внешнего мира. Они почти не принимают новых жителей, ведут умеренную торговлю. Стараясь сохранить коммунистический уклад жизни, они из новаторов постепенно стали консерваторами.
КИБУЦЫ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
Что такое кибуцы сегодня? Если спросить об этом самих израильтян, то они вряд ли дадут однозначный ответ. За годы своего существования кибуцное движение получило самую неоднозначную оценку в обществе. Одни гордятся кибуцами, считают их честными тружениками и основателями Израиля. Другие воспринимают поселения только как утопию, неудавшийся эксперимент который должен подойти к концу. Большинство сходится в одном: влияние кибуцев на страну падает. На проведенном в Израиле социологическом опросе более 70% граждан отметили, что сегодня вклад кибуцев в жизнь страны существенно ниже, чем в прошлом столетии.
Неоднозначен взгляд на изменившиеся кибуцы и самих поселенцев. Одни кибуцники видят в массовой приватизации и переходе к рынку новые возможности. Другие сожалеют, что идея кибуцев как коммун уходит в прошлое:
“Я до сих пор верю, что это правильно. Когда люди работают вместе, когда они друг с другом, а не каждый сам за себя. Ведь человек живет один раз на этой земле, и на мой взгляд ужасно построить эту единственную жизнь только ради доллара или шекеля”.
Но возрождение коммун в массовом порядке маловероятно. В сегодняшнем Израиле нет идеи, способной дать альтернативу капитализму и неолиберальному глобализму. Напротив, кибуцники отмечают отток молодежи из поселений в крупные города.
Также не стоит ожидать скорого краха кибуцев. Они по прежнему необходимы Израилю, и государство выделяет им материальную помощь. Некоторым кибуцам так же помогают волонтеры из других стран. Эта поддержка хоть и не компенсирует отток людей, все же существенно облегчает жизнь поселенцам.
Наиболее реалистичный сценарий дальнейшей судьбы таких объединений — продолжение демонтажа коллективных и социальных элементов кибуцев. Реформированные кибуцы станут по своей сути обычными сельскими поселениями, где каждый трудится в своей отрасли внутри или вне кибуца. Где легально предпринимательство, свободна покупка и продажа имущества.
КИБУЦКИЙ ОПЫТ
Какие выводы можно сделать из опыта кибуцев? Вывод первый — эффективная самоорганизация возможна. Кибуцы были основаны во многом на чистом энтузиазме, без серьезной помощи извне в тяжелейших условиях. Недостаток ресурсов вдоволь компенсировался самоотдачей и мотивацией людей.
Однако чистого энтузиазма и готовности работать становится недостаточно, когда речь идет о длительном комфортном проживании. Второй вывод можно сформулировать примерно так: необходимо найти оптимальный баланс между сохранением идентичности коммуны и адаптацией к окружающему миру. Для устойчивого развития нужна прочная экономическая опора. В кибуцах, занятых преимущественно сельским хозяйством этой опоры не было.
В начале ХХ века основатели кибуцев сделали жесткий упор на сельское хозяйство как основу жизни поселения. Тогда это было рационально. Однако уже к середине столетия сельское хозяйство перестало играть такую большую роль в социальной и общественной жизни. Работа в поле из почетной постепенно становилась однообразной и бесперспективной для молодежи. И поскольку серьезной идейной мотивации оставаться в кибуцах не было, новые поколения поселенцев стали перебираться в израильские города. Большинство кибуцев не смогло вовремя мягко адаптировать свою систему. Но когда руководство поселений решилось на перемены, оно пустилось в другую крайность. Оно поддержало приватизацию, наемный труд, общий доступ к благам — словом все, что было фундаментом кибуцев.
Третий вывод - не стоит питать иллюзий. Да, при определенных условиях и государство и крупные корпорации могут оказать ощутимую поддержку условной зарождающейся коммуне. Однако любая оказанная помощь делается в их собственных интересах, а вовсе не ради создания свободного бесклассового общества, которого так жаждут противники капитализма. Поэтому условным коммунарам стоит рассчитывать только на самих себя, как бы очевидно это не звучало. Когда государство будет заинтересовано, оно может создать условия, разрушающие коммуну. В случае израильских кибуцев это была приватизация и отделение предприятий в пользу частных собственников.
Израильские коммуны все больше часть истории, а не нынешней реальности. Но как бы не хотелось неолибералам, ставить точку в этом эксперименте рано. Капитализм с его недостатками не является эталоном лучшего мира, а тяга человечества к справедливости неистребима. И значит попытки поиска и создания альтернативы будут продолжаться. А опыт израильской самоорганизации может хорошо помочь будущем строителям альтернативы капитализму.