Продолжаем говорить о религии. Недавно на экраны российских кинотеатров вышел фильм Кирилла Серебренникова «Ученик», посвященный религиозному фанатизму. В нём режиссер довольно понятным киноязыком обличает пропаганду Церкви, показывая, к каким последствиям она может привести. Но, что самое интересное, Серебренников так же демонстрирует и причины, по которым религиозность переходит в радикальные формы. Какие выводы из режиссёрских «исследований» может извлечь зритель — рассказывает в своей рецензии Алена Глазкова.
Школа бунта. Рецензия на фильм «Ученик»
«Я отсюда никуда не уйду. Я на своём месте, а вы - нет.
Я здесь на своём месте!»
Краснова
«Ученик», вы не ошиблись, российский классический артхаус. Подчёркиваю: российский. Он не вписывается в череду западных фильмов про религиозный фанатизм. Кто ждал жуткий детектив, безбашенный экшен или комедию - разочарованы. Кто жаждал призыва к толерантности, обличения губительных для общества крайностей или остроумного глумления - разочарованы. Отечественные либералы утешают друг друга тем, что в основе сценария была зарубежная пьеса Майенбурга, да и в Каннах фильм похвалили. Почему? Неловко пожимают плечами. Даже сам хипстер-Серебренников удивлён. Мямлит что-то о тематике… Хотя, на мой взгляд, очевидно, что единственное интернациональное звено в его картине – сама идея. Но о ней чуть позже.
В остальном перед нами очередная попытка рассказать нечто важное о России российскому же зрителю. Она дополняет линейку таких кинокартин последнего времени, как «Географ глобус пропил», «Дурак», «Левиафан» и т.п. И во многом их напоминает: в кадре эстетика Мухосранска, разного уровня мастерства актёры, изображающие типизированных представителей профессий и социальных групп, сложная психологическая драма, где на один поступок приходится пять диалогов.
И всё-же идти на «Ученика» стоит. Это хорошая работа, снятая без чернушных сцен, затянутости и дырок в сценарии. Ну и – о редкость в современном кино! – в ней есть интересная и актуальная идея.
Если вы на фильм всё же не пойдёте, но вам интересно какая – делюсь.
По сюжету старшеклассник Вениамин Южин вдруг ощущает, что он не такой, как все. Ответ на вопрос «какой он?» и «что делать?» трудный подросток находит в книгах Библии. Всё, сказанное в Священном писании, парень внезапно принимает за чистую монету и - бесится. Дословными цитатами он клеймит одноклассниц в бикини, трусящего по поводу и без одноклассника-калеку, собственную одинокую мать и учителей. Даже школьный поп не внушает доверия Пророку: ведь Церковь мирится с неверными! Церковь продажна! Церковь предаёт божественные идеи! Вскоре “истинный” христианин превращает свою комнату в келью, где обещает жить и умереть ради Господа.
Удачным случаем доказать свою преданность Отцу новоявленный Иисус считает, как ни странно, противостояние учительнице биологии. Эта женщина одна во всей школе способна своими знаниями об устройстве Вселенной изменить взгляды Южина: без тени смущения ведёт секспросвет, рассказывает теорию эволюции и т.п. Разъярённый мессия даёт Богу обещание покончить с ересью. Он заводит себе Ученика – того самого одноклассника-калеку, но вскоре сторонник оказывается слишком трусливым и слишком влюблённым в своего Учителя (буквально, то есть геем). Поэтому Веня в припадке гнева убивает пособника, и сам находит способ отомстить учительнице-прогрессистке – обвиняет её в педофилии. К этому моменту Пророк уже игнорирует большинство цитат из Библии, создав некоторый свой образ, кого и почему следует называть праведным. Его религиозность превращается в фанатизм.
Изначально пьеса называлась «Мученик». В Гоголь-центре её играли под тем же названием, немного адаптировав сценарий для России. Однако во время съемок по мало понятным даже для самого режиссёра причинам оно было заменено на «Ученика». Есть и другое объяснение: игра слов Мученик-Ученик плохо передаётся на иностранном языке. Предпочту видеть в таком переименовании не случайность, а прозрение. Или, что вероятнее, интуицию. Марксистское мышление чуждо Серебрянникову и Майенбургу, однако, оно могло бы дать ключ к пониманию школьной драмы.
Сперва зрителю кажется, что Вениамин обращается в фанатика из-за повсеместной религиозной пропаганды. Юноше преподаёт не самый худший учитель ОПК, перед которым регулярно пресмыкаются большинство коллег-учителей и администрация. Неважно, что все эти люди на деле оказываются лже-христианами. Да, никто из них не помнит Библию, да, регулярно ходит в церковь и молится только сам поп. Но чтобы не произошло, они остаются демонстративно религиозны! Слышат, что в Библии запрещают – соглашаются, видят крест – крестятся. И, что ещё печальнее, невольно поощряют религиозность Пророка, оставляя все его проповеди и акции без наказания. В итоге тот всё наглее и отвязнее мотает нервы своим учителям.
Остановить этот цирк мечтает только преподавательница биологии. Прогрессистка, интеллигентка, сторонница науки, Елена Львовна Краснова сопротивляется до самого конца. И когда будущий “святой” остается глух к естественнонаучным аргументам, начинает «бить» верующего его же оружием – цитатами из Библии. Правда, затем у Красновой сдают нервы: видя беззастенчивое враньё, она в самом деле ударяет оппонента по лицу. Целеустремлённость рушит ей личную жизнь и карьеру. Так что непонятно, кто больше пострадал в этой истории - подросток-фанатик или эта молодая здравомыслящая женщина. Школа – место, где дают знания и воспитывают – упорно доказывает Елена Львовна. Поэтому когда её увольняют, она отказывается уходить и в знак протеста прибивает кроссовки к полу актового зала.
Но нет, это кино не только про обострившуюся борьбу между религией и наукой.
Если приглядеться, к религиозному фанатизму юношу подтолкнула не всеобщая религиозность. Учителя пытаются оспорить представления главного героя о добре и зле, но раз за разом терпят фиаско. Исключение - Краснова. Однако её современные научные концепции звучат для педсостава так же безумно, как и религиозные проповеди Вениамина. Ведь все её коллеги профнепригоды: учитель физкультуры тайно любуется обнажёнными девочками, учительница истории не может объяснить, зачем нужна индустриализация и т.п. А главное - ещё и страшно невежественны. Забыли вместе с Библией учебники по биологии, истории, и даже стандарты по допуску детей к занятиям в бассейне. Их невежество – почва, из которой вырастает религиозность. Замечу, что, поскольку перед нами люди взрослые – им хватает ума сомневаться, когда Пророк агитирует. А вот сам Веня с юношеским максимализмом не сомневается ни в чём.
Второй причиной помешательства, как ни странно, следовало бы назвать отчуждение. Веня не замечает очевидного: чтобы прокормить сумасшедшего сыночка, его мать работает на трёх работах. То есть, не имеет никакой возможности проводить время с ребёнком. Свои обязанности горе-мамаша перекладывает на школу. Школу же Министерство образования мотивирует угождать конъюнктуре и ученикам, которые приносят деньги. Получается, что никто в этой цепочке не может и не хочет дать мальчику той самой любви, которую он обретает, представляя, что его любит Бог-отец. Никто не пытается понять подростка или войти к нему в доверие. Все видят на его месте то обузу, то плату за обучение. В итоге недолюбленный и отчужденный, Пророк начинает презирать систему. Потом осознаёт своё бессилие – и бросается мстить. Это хорошо видит Елена Львовна, и даже проговаривает.
То есть за религиозным фанатизмом этого юноши на самом деле скрываются отчуждение и невежество, порождённые капиталистической системой.
Отчаянье Красновой, выходит, провоцируют те же самые явления. Как многие современные прогрессисты и ученые она думает, что должна растить просвещённых и современных детей. Но какое будущее ждёт их в государстве, где всё построено на эксплуатации человека человеком? Судьба большинства её учеников – тяжёлая, нелюбимая работа, может и не одна. Полунищая жизнь в полунищем провинциальном городе. Отчуждение, но регулярное снятие напряжения в виде досуга, состоящего из выпивки, вкусной еды, секса и купания летними вечерами.
Только невежество помогает смириться людям с подобной жизнью. А если появляются неудобные вопросы, одиночество и тоска (конечно, они появляются!), то вера утешает самых любопытных. Поэтому религию столь охотно распространяют капиталисты. Вера - отличное дешевое утешение.
И в России, и во многих Европейских странах миллионы людей проводят годы в подобной каторге. Потому что на самом деле европейский капитализм не многим человечнее российского. И с каждым годом они становятся всё неотличимее друг от друга. Так что видеть в фильме Серебренникова обличение исключительно российской власти не получается.
Елена Львовна, в отличие от Вени, борется с религией, отчуждением и невежеством. Но игнорирует их причину. Поэтому её протест выглядит так же нелепо, как протест Вениамина.
Зато оказывается гораздо нужнее. И чем больше Красновых не опустит руки, тем скорее разорвётся этот замкнутый круг эксплуатации. Наступит день, когда Елена Львовна поймёт, что на самом деле мешает просвещению, и религиям не будет места – ни в школе, ни в её городе, ни в стране, ни на большей части земного шара.