О профсоюзном движении снято множество фильмов, однако, немногие из них известны у нас в стране. Сразу вспоминается разве что «Кулак» (F.I.S.T.), и то, во многом благодаря тому, что главную роль в нём сыграл Сильвестр Сталлоне. Фильм, о котором я хочу рассказать, вышел на год позже «Кулака», но обрёл большую известность в США (в частности, получил сразу два «Оскара»). «Норма Рэй» показывает зрителю историю работницы текстильной фабрики из американской глубинки, вынужденной удариться в профсоюзную борьбу. Основан он на реальной истории профсоюзной активистки Кристал Саттон. Можно сказать, это кино, в какой-то мере, является наглядным пособием, если не по созданию профсоюза – то по описанию трудностей, с которыми может столкнуться организатор.

Главная героиня – Норма Рэй Уэбстер, простая рабочая на текстильной фабрике маленького городка. Она живет со своими родителями, также рабочими-текстильщиками, и двумя детьми от разных отцов. Норма не особенно отличается от других рабочих с завода, кроме, пожалуй, одного качества – чувства справедливости. Она постоянно забрасывает администрацию различными требованиями: дать время на перекур, увеличить рабочие перерывы.Фабричному руководству не нравится такая активность Нормы, и её…сначала повышают. Назначают надсмотрщицей над другими рабочими. Теперь Норма должна проверять норму выработки.  

Бедолага сразу сталкивается со стихийной самоорганизацией рабочих – ей объявили негласный бойкот, вчерашние друзья с ней не разговаривают, ведь формально она теперь играет «за другую команду».

В то же время, в городок приезжает органайзер из Нью-Йорка – Рубен Варшавски, задумавший создать отделение национального профсоюза текстильщиков на местной фабрике. Норма знакомится с Рубеном, они начинают дружить. Возможно, потому, что их обоих объединяет обостренное чувство справедливости. В какой-то момент работница знакомит Рубена со своим будущим мужем Сонни – тоже рабочим, и между ними происходит интересный диалог. Сонни говорит, что крупные компании делают что хотят, а богатые получают всё. Рубен спрашивает, не надоело ли это Сонни, на что тот отвечает: «Когда надоедает – я накачиваюсь пивом». Согласитесь, это очень напоминает позицию многих  рабочих в современной России, тоже предпочитающих работать, а в свободное время заливать в себя водку, вместо того чтобы бороться за свои права. Ни Норму, ни Рубена такой уход от решения проблем не вдохновлял.

Вскоре  Норма, уставшая от молчаливого бойкота заводчан, отказывается от повышения и возвращается к своей старой работе за станком. Она наблюдает за тщетными попытками Рубена создать профсоюз на фабрике – ему противостоит как администрация, так и сами рабочие, относящиеся к новичку с недоверием («вы все – коммунисты, агитаторы, жулики и евреи, либо всё это вместе»). Но он не сдаётся. Причем фабричная администрация действует очень знакомыми любому активисту методами – мелочными, но действенными. Например, когда они вешают профсоюзные листовки на доски объявлений в цехах (так как по закону обязаны это делать), то вешают так высоко, чтобы никто не мог их прочесть. Либо просто заваливают доску объявлений ящиками и готовой продукцией.

В какой-то момент Норма не выдерживает, вступает в профсоюз и бросается в гущу борьбы, со всей присущей ей энергией. Дело начинает идти быстрее (какую-то роль тут играет и специфика маленьких городков – Норму здесь все знают, в отличие от «еврея из Нью-Йорка»).

К середине фильма работница посвящает всё свободное время профсоюзу, что бьёт по ней и на работе (недовольство администрации), и в быту: мужу не нравится, что она не занимается домашними делами и детьми. Но и здесь Норма отстаивает свою точку зрения – профсоюз важнее быта, и для неё, и для её фабричных товарищей. Она продолжает борьбу. Когда её отец погибает прямо на рабочем месте от удара (из-за отсутствия должной медицинской помощи на рабочем месте), женщина лишь укрепляется в правильности своего решения.

Тем временем руководство фабрики придумывает новую пакость: они выпускают листовку, где разжигают рознь между черными и белыми рабочими. В листовке говорится, что профсоюзом будут управлять вместе черные и белые. Это не нравится консервативно настроенным южанам и провоцирует драки. Норму увольняют с завода по надуманному поводу, и даже бросают в тюрьму по обвинению в «непристойном поведении» (что опять таки напоминает тактику наших властей – аресты активистов по надуманным обвинениям). Но, в конечном счёте, Норма побеждает – назло администрации, профсоюз на фабрике всё-таки создают.

Чем хорош фильм? Да, практически, всем. Атмосферой, правдивостью, своим позитивным настроем. Он гораздо более жизненный, чем тот же «Кулак», и действительно может помочь составить впечатление о менталитете рабочих, являющихся ещё «классом в себе», неорганизованных, неспособных (казалось бы) даже к экономическому протесту. Многие современные российские профсоюзные организаторы сталкиваются с точно такими же настроениями в рабочей среде. Также, в фильме неплохо показано, на какие ухищрения и подлости готовы идти владельцы капитала, лишь бы разъединить рабочих, и отбить у них охоту драться за свои права.

«Норма Рэй» отлично мотивирует к тому, чтобы организатор не опускал руки, и не впадал в либеральную ересь в стиле «это неправильный народ/неправильные рабочие», а продолжал упорно работать с людьми, не обращая внимания на их пассивность и на противодействие властей. В конце концов это помогает людям, а не портит их жизнь.

И если сюжет «Кулака» был списан с истории профсоюзного вожака Джимми Хоффы, человека яркой судьбы, но при этом весьма неоднозначного (сотрудничество с мафией, тюремное заключение), то история Нормы Рэй (или Кристал Саттон) в этом смысле гораздо позитивнее.

Я думаю, этот фильм будет очень полезно посмотреть любому, кто собирается заниматься профсоюзной деятельностью – да и вообще, любому, кто считает, что за свои права можно (и нужно) бороться. А там, где усилия одного человека ничего не значат - организовываться ради борьбы.