У РПЦ сегодня есть всё, что угодно: влияние, деньги, машины, яхты, недвижимость, производственные предприятия, СМИ. А теперь появились даже собственные фашиствующие боевые отряды движения «Сорок сороков», сформированные из бывших футбольных фанатов, представителей ультраправых группировок и просто молодых людей, которым внушили, что за «веру православную» можно сломать кому-нибудь пару рёбер. Что представляет из себя это движение и с чем связано его бурное развитие? Об этом — в статье Андрея Рудого.
«Сорок сороков»: боевые отряды РПЦ.
Где-то с полгода назад знакомый сообщил мне, что при одном храме в Нижнем Новгороде открылся «бойцовский клуб». Туда завлекают молодых людей – и, помимо ликбезов по «слову божьему», тренируют в спортзале, а специально приглашённые инструктора дают им навыки рукопашного боя.
Впрочем, подобные «боевые монашеские ордена» уже созданы по всей стране. К примеру, в столице действует весьма любопытная организация «Сорок сороков». Создана она была около двух лет назад при активной поддержке патриарха Кирилла. И за это время вполне оправдала своё название – по некоторым данным, в боевых дружинах по всей стране состоит около 10 тысяч человек. Этакая армия опричников господина Гундяева, готовых за «дело Христово» раскроить кому-нибудь череп.
«Сорок сороков» - типичная неофашистская организация, прикрывающая свастику иконами и хоругвями. А иногда – и не прикрывающая. Сюда стекаются бывшие и нынешние футбольные фанаты, ультраправые скинхеды и прочая подобная публика. Помимо главы СС Андрея Кормухина – персонажа тёмного – в верховном руководстве движения состоят также откровенные фашисты в лице Василия «Киллера» Степанова и Александра Михайловича. Первый засветился ещё с десяток лет назад, когда он с 25 бритоголовыми захватил офис,где собирались АКМ и НБП, искалечив 7 человек. Второй в соцсетях активно призывает всех православных молиться на свастику как на истинно славянский символ.
В мире активистов СС очень много врагов. Кругом геи, атеисты, евреи, противники строительства церквей на месте парков и детских площадок и просто возмущённые тем, что Русская православная церковь совершает рейдерские захваты земель, помещений школ, дворцов культуры и т.д. Разумеется, все перечисленные категории – истинные враги русской нации, слуги Сатаны, которые будут гореть в геенне огненной. Их попадание в ад, с точки зрения активистов и идеологов СС, необходимо всенепременнейше ускорить. Боксёр Владимир Носов или, к примеру, упомянутый выше Александр Михайлович, в социальных сетях недвусмысленно дают понять, что будет с «храмофобами». И деятельность СС не ограничивается пропагандой и угрозами – кое-где (к примеру, на «Торфянке» в Москве, где местные жители активно сопротивляются строительству очередной церкви) речь идёт уже об открытых нападениях. Надо заметить, организация Кормухина представляет большую опасность, чем «Божья воля» под руководством Энтео - хотя последние тоже умудряются устраивать свои мини-погромы.
Патриарх Кирилл, разумеется, видит все старания подчинённых боевиков. Посему движение СС удостоилось награды от Его Святейшества, а лидер Андрей Кормухин был лично поздравлен с 45-летием. Мило, не правда ли? Власти и церковь в России так любят кичиться прошлым своего народа, «победившего фашизм»! Но всё это, разумеется, лишь показуха. На деле и те, и другие не прочь использовать ультраправых молодчиков в своих целях. Если у известной группировки БОРН ноги растут из Администрации президента, то у СС – из резиденции патриарха. Разница же между тем и другим - минимальна.
У некоторых читателей может возникнуть вполне логичный вопрос: зачем РПЦ все эти штурмовые отряды, когда власти и так обеспечивают ей полную поддержку? Основных причин, как минимум, две.
Во-первых, группировки, подобные СС действуют быстро, эффективно и при этом позволяют «не пачкать руки» полиции. Поясню на своём примере. В последние несколько лет мне приходилось несколько раз переходить дорогу РПЦ: вместе с группой нижегородских левых активистов я разворачивал довольно заметные по местным меркам социальные кампании, начиная от борьбы против передачи здания школы православной гимназии и заканчивая протестом против переименования одной из центральных улиц города в «Крестовоздвиженскую». «Ревнителям благочестия» приходилось тратить силы на контрпропаганду, вкладывать деньги в видеоролики и т.д. В итоге их усилия всё равно заканчивались весьма сомнительными результатами. Куда проще было бы прислать кучку накачанных ребят на пикет или к моему подъезду, дабы они всё «разрулили по-пацански». Полицаи тоже, конечно, могут кого-то побить не хуже бритоголовых – но общественный резонанс и последствия будут совершенно другими.
Есть ли у РПЦ необходимость в такого рода «разборках»? Разумеется. Идеологическая служанка правящего класса, православная церковь давно получила право на активную экспансию. И здесь, естественно, не обходится без инцидентов. Давайте вспомним лишь некоторые события последнего времени, нашедшие своё отражение в изданиях федерального масштаба:
- Патриарх Кирилл не стесняясь приплывает к верующим на личной яхте.
- В ведение РПЦ передают здание Центрального госархива научно-технической документации.
- Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Всеволод Чаплин недвузначно дал всем понять, что желает теократического государства.
- Петербургская епархия РПЦ потребовала передать ей Исаакиевский собор.
- Барнаульский планетарий передали РПЦ.
- РПЦ внезапно стала организацией, специализирующейся на борьбе с коррупцией и заключила соответствующий договор со счётной палатой.
- С нового учебного года в Москве будет расширена программа изучения «Основ православной культуры»
- В Москве продолжает реализовываться программа по устроению храмов в шаговой доступности.
Подчёркиваю, что это лишь события последнего времени, при этом – наиболее резонансные. Такая агрессивная политика РПЦ вызывает возмущение, а возмущённых надо как-то усмирять. Как говорится, кулаком и добрым словом можно добиться большего, чем просто добрым словом.
Во-вторых, такие организации как «Сорок сороков» помогают канализировать народное возмущение и обернуть его в пользу правящего слоя ( подобный подход в целом характерен для неофашистских группировок). Как говорил один из персонажей «Кавказской пленницы»: «Кто нам мешает – тот нам поможет». Молодёжи из социальных низов, недовольной своей жизнью и желающей куда-то направить свою агрессию, предлагают ложные ориентиры. Вместо того, чтобы бороться против истинных хозяев этого мира – транснациональных корпораций, буржуазии и прислуживающих им чиновников – молодые люди начинают свой «крестовый поход» на «чёрных», евреев, гомосексуалистов, марксистов, социальных активистов и т.д. У СС этот список лишь пополняется «противниками православной веры». Таким образом, правящие круги направляют энергию тех, кто потенциально может восстать против них, в выгодное для себя русло.
Религия здесь является, пожалуй, даже более удобным инструментом, чем националистические предрассудки. Она возникла когда-то из желания человека объяснить непонятный ему мир, из страха перед смертью и других невзгод, которые с незапамятных времён сопровождали наших предков. Казалось бы, в последние несколько веков прорыв в науках ударил по позициям религиозных организаций, но тяготы, которые претерпевает человек в обществе, остались. Нищета, неравенство, неуверенность в завтрашнем дне – это и многое другое заставляет народ обращаться к «религиозному обезболивающему», о котором писал ещё Маркс. Бедняки скрашивают таким образом своё жалкое существование, богачи же захаживают в храм в надежде, что добрый боженька не отнимет их состояний, нажитых на эксплуатации наёмных работников. Кстати, во многом из-за массового обнищания населения в 90-е годы на постсоветском пространстве произошёл настоящий всплеск религиозности. И эту веру людей, на которую их толкает сами обстоятельства их существования, издавна использовали различные организации и правящие круги в своих целях. Древние шли в атаку на врага, считая, что так угодно их богам, солдаты Вермахта носили ремни, на пряжках которых красовалась надпись: «Gott mit uns».
Примечательно, что религиозная ненависть проста в разжигании и использовании. Посему ей столь органично дополнили арсенал фобий ультраправых активистов, которые теперь работают на Его Святейшество патриарха Кирилла.
Это, кстати, лишний раз напоминает нам о нескольких вещах. Нам необходимо разработать систему эффективной пропаганды среди населения и, в первую очередь – среди молодёжи, которая запросто может попасть в ряды «крестоносцев». Также не стоит забывать о важности систематических тренировок среди левых активистов. Собственно, второму была посвящена недавняя статья на «Вестнике бури».
Таким образом, мы видим, как и власти, и церковь активно выстраивают вокруг себя буфер из черносотенцев различных мастей. Это может говорить лишь о том, что они в полной мере осознают ту потенциальную опасность, которую представляют обираемые и оболваниваемые ими народные массы.